Через всю Россию. День 1. Курган.

Курган.
За Уралом я уже бывал к тому моменту, когда состоялась эта моя поездка. Это было в Париже, в Магнитогорске, в Оренбурге. Но то были робкие шаги в Азию. Здесь же я уверенно перешагнул через Урал. Первая моя остановка была в столице Зауралья. Город Курган. Что я знал о городе до того, как отправился в это путешествие по стопам Чехова и декабристов? Можно сказать – ничего не знал. Город как город. Военный завод + УралВагонЗавод. Да еще тушенка вкусная курганская. А вот, читая информацию в ходе подготовки к поездке, узнал, что в Курган были сосланы некоторые из декабристов. В частности, Вильгельм Кюхельбеккер, Михаил Нарышкин, Николай Басаргин, Иван Фохт. От первых двух в городе остались музеи. Вот как неугодные власти элементы и, канув в историю, продолжают работать на благо Отечества. Оказалось, декабристов “размазывали более или менее равномерным слоем” по Сибири. От Кургана до Читы. А я думал, что просто собрали всех в кучу и отправили компанией в Сибирь. Всех вместе. Ан нет! Представляю, ка жены декабристов, когда поехали за своими мужьями, чтобы испортить им ссылку, приехали, скажем, в Курган:
– господин Нарышкин, а моего не видели?
– я слышал, сударыня, что вашего в Читу отправили.
– премного Вам благодарна, милейший.
Села на обоз и поехала дальше – в Читу.
А тем временем, мсье Нарышкин отогнул полог скатерти, заглянул под стол и произнес:
– Выходите, Кюхельбеккер. Довольно прятаться. Супруга ваша в Читу поехала. Пока туда доедет, пока там справки наведет об вас, пока назад доберется – года два пройдет. Доставайте горькую, будем праздновать ссылку.

Еще по дороге в Курган я узнал про Колю Мяготина. Обычно в пост-советских городах главная улица города – это улица Ленина. а жителям Кургана Ленина заменил Гоголь.
Но обо всем по-порядку. Как и любой город, Курган начался для меня с железнодорожного вокзала.

Курган. Утро. Начало моего пути на Дальний Восток.

Тут же, на перроне, стоит указатель, намекавший мне на расстояние, которое мне предстоит преодолеть.

Расстояние до Владивостока. Город Курган.Верстовой столб на Транссибе. Курган.

При том, 900 километров я уже проехал от Самары. Тогда же вспомнилась табличка, которую видел на вокзале в Челябинске за два года до той поездки, которая, наконец-то, состоялась.

Транссиб в Челябинске. 2011й год

К чему я про нее вспомнил? Потому, что в конце пути я увидел такую же. Но об этом позже. Еще, отправляясь в Ярославль, в 2012м году, с Ярославского вокзала, увидел там верстовой столб, обозначающий начало Великого Сибирского пути к океану. И, к слову сказать, тогда в Ярославль я отправился именно на поезде №1 “Москва – Владивосток”.

Начало Великого Сибирского пути к океану. Москва. Ярославский вокзал.

Это было лирическое отступление. Итак, мы в Кургане. Часть пути позади. И это первая остановка для разграбления осмотра города. Осматривать город начал с вокзала. Снаружи написано название города – для тех, кто потерялся, видимо. А внутри на стене – схема Курганской области. А с другой снаружи – название здания – “вокзал”. В общем, все по стандартной схеме, утвержденной годами и поколениями.

Город Курган приветствует гостей. Октябрь 2013Схема Курганской области внутри ЖД-вокзала. Город Курган 2013 годЖД-вокзал города Кургана. Октябрь 2013 год

Здесь, за Уралом осень уже вступала в свои права. Воздух был уже морозный (в тот день было -5 утром). Листвы желтой на деревьях было больше, чем в Самаре. Это меня настораживало. Ведь предстояло – все дальше в Сибирь, да и время играло мне не на руку, каждый день приближал к зиме и не хватало еще, чтобы в снег попасть где-то и закончить путешествие зимним вариантом. Я был готов к такому повороту – был в армейских берцах и легкой куртке. А в рюкзаке – теплые носки и свитер. На случай, если зима нагрянет внезапно. Как известно: ноги мерзнут – весь мерзнешь. Потому носки теплые – это обязательно. Я даже в Среднюю Азию их брал. В августе. А в остальном пока можно было и в майке с накинутой поверх курткой. Город Курган предстал для меня малоэтажным, таким и остался в моей памяти.

Улицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 годУлицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 годУлицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 годУлицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 год
Улицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 годУлицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 годУлицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 годУлицы города Кургана. Курган, октябрь 2013 год

Перекресток улиц Красина и Коли Мяготина, примечателен памятником пионеру-доносчику, в честь которого и названа главная улица. Из детства мы, в основном, знаем Павлика Морозова, чье имя стало нарицательным. А ведь его последователей было немало. “Подвиг”-то был раздут пропагандой. Вот дети и доносили – кто на своих родителей, кто на соседа. И таких детей по Союзу было немало. Ломали себе судьбы, жизни, сами того не ведая. Вот и Колю постигла страшная судьба. Донес на кулаков, расхитителей коллективной собственности молодого колхоза, за что был зверски убит. Однако, в постсоветское время версия убийства пионера была изменена на просто бытовое уголовное преступление (с особой жестокостью).

Памятник Коле Мяготину. Город Курган. 2013

Долго ли, коротко ли, а постепенно начали попадаться достопримечательности города, ну и просто интересные здания. Первым на моем пути попался выставочный центр. Потом – мой именной магазин (курганцы, видимо, подготовились к моему визиту). Также встречались дома уральской и сибирской архитектуры. Для нее характерный каменный фундамент (либо даже первый этаж) и деревянный сруб на нем. Дальше я буду еще обращать внимание на такие дома. У нас в Средней полосе таких домов не так много, а начиная с Урала и дальше на Восток – в основном такие. На такую постройку домов мое внимание обратили друзья, когда я в Екатеринбург ездил в уже далеком 2009м году.
И, прогуливаясь по улице Красина, дошел и до самого Красина! Памятник ему стоит практически на самом берегу реки Тобол (это мне привет из Тобольска). Собственно, на том месте центральная часть горда заканчивается. А улица Куйбышева манит, манит… По ней можно выйти к площади Революции. Стоп! Отставить эти Самарские штучки. Здесь, в Кургане, улица Куйбышева ведет в… улицу Гагарина! Но меня же пока интересовал один дом, который был в самом начале. Это дом-музей Кюхельбеккера. Того самого, с которым вы, читатель, имели честь познакомиться в начале рассказа о городе Кургане. Самого его дома не оказалось, да и вообще дом был закрыт – музей открывался позже. Ждать не стал, т.к. впереди был еще дом-музей Нарышкина. Была надежда на то, что они оба у него сидят. Однако, первым, кого увидел, оказался человек-паук. Как уж он тут затесался – непонятно. Но уж раз есть, то, видимо, решили оставить. Наряду с героями Отечественной войны – еще и этот товарищ (который идеологически нам вовсе даже и не товарищ – Кюхельбеккер подтвердит).

Центр. Выставочный и культурный. Курган, 2013й годМагазин - тезка. Город Курган, 2013й годДом типичной уральской и зауральской постройки. Курган, 2013й годКрасин в Кургане. Город Курган, 2013й год
Мужчина в костюме человека-паука прячется за окном от внезапно вернувшегося из командировки мужа своей любовницы. Курган, 2013й годДом, в который был сослан Кюхельбеккер. Курган, 2013й годДом-музей В.К.Кюхельбеккера. Город Курган 2013й год

Отправился по адресу мусье Нарышкина. Он относительно недалеко поселился. Хотя, в Кургане все относительно недалеко. Пройти по той же улице Куйбышева, пока не пересечешься с Лениным. По Ленину – направо, мимо Зауральского торгового дома, и – снова направо. На улицу Климова. А там уже мимо не пройдете. Зеленый дом. Он же – дом-музей Декабристов. Пока прогуливался этим маршрутом – осматривал архитектуру города. Представлена она была довольно широким спектром. От развалюх до вполне добротных домов уральской (точнее, зауральской) школы. Кроме того, увидел “привет из Костромы” – пожарную каланчу. Которая по совместительству является символом города. Как, собственно, и в Костроме. Каждый город, в котором побывал, ассоциируется у меня с какой-то одной достопримечательностью, которая среди меня является его визиткой карточкой. в Кургане ею стала та самая пожарная каланча. И магнит приобрел – с изображением этой самой каланчи (т.к. стараюсь находить магниты с теми достопримечательности, которые для меня являются визитками города). Кстати, о магнитах – небольшое отвлечение. Именно в Кургане на ЖД-вокзале видел в продаже магниты совершенно разных городов. От Бреста и до Владика. Если у кого пробелы в коллекции – имейте в виду. Мне же можно было бы накупить магниты с городов, расположенных вдоль Транссиба и разворачиваться назад в Самару. Но это было бы не спортивно. Итак, запечатлев пожарную каланчу, зашагал дальше в неизвестность. Впереди мне ориентиром маячила площадь – держал курс на нее. Площадь оказалась Троицкой (как рынок в Самаре). Напротив нее – Зауральский торговый дом. Еще одно напоминание о том, что я – за Уралом. За время поездки много раз ловил себя на мысли, что, фактически, нахожусь в Азии, тогда как по-старинке считад, что нахожусь в Европе. Россия же – Европейская страна. Считается. При том, что 2/3 ее территории находится за Уралом, т.е. в Азии. Правильнее сказать, что мы – Евразия (хотя, есть мнение, что применительно к нам правильнее не Евразия, а Азиопа). Но я считаю, что Россия – это не Восток и не Запад. а Север. Укоренился в этом мнении после прочтения книги “Почему Россия – не Америка”. Решительно рекомендую. Так вот, я все дальше углублялся в Азию. Не осознавая этого. Уверенно продолжал думать, что я в Европе. К слову сказать, до Красноярска окружающая среда ничем не отличается от Средней полосы и Поволжья. К слову сказать, Зауральем называется только Курганская область, как я понял. Ибо видел плакаты “Курган – столица Зауралья”. За этой областью уже начинается Западная Сибирь, наверно. И у нее своя столица – Новосибирск. Я считаю его вообще столицей всего зауралья – в широком смысле этого слова.

Старинный дом в городе Кургане. октябрь 2013 годаКаменный старинный дом в городе Кургане. Октябрь 2013 года.Полукаменный старинный дом в Кургане. Октябрь 2013 годаПолустаринный дом в городе Кургане. Октябрь 2013 года
Пожарная каланча. Город Курган. 2013Символ города Кургана. Октябрь 2013Курганская областная филармония. Город Курган. 2013Зауральский торговый дом. Город Курган. 2013

И вот он – первый музей, который удалось посетить в Кургане и вообще за время поездки. Как я уже говорил выше – этот музей не только и не столько Нарышкинский, сколько вообще – музей декабризма,дикобразма, декабристов. В тот день я был первым (и, мне кажется, единственным) посетителем. В музее в основном представлены предметы быта декабристов, их личные вещи (от медалей до кандалов), а также интерьер, обстановка того времени. Что могу сказать… Многие современные граждане, думаю, желали бы жить так, как жили эти господа ссыльные. Понятное дело, что они очень много потеряли при этом. Статус, положение в обществе. Но такие уж ли это необходимые вещи в контексте общемировой скорби и на фоне бренности бытия.

Дом-музей декабристов в Кургане.. Октябрь 2013Дом-музей декабриста Нарышкина в Кургане.. Октябрь 2013Дом-музей декабристов в Кургане.. Октябрь 2013Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013
Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013Награды декабристов за войну1812 года. Музей декабристов. Город Курган 2013Кандалы декабристов. Дом-музей Нарышкина. Город Курган 2013Клавесин в доме-музее декабристов. Город Курган. 2013
Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013Военная форма первой четверти 19го века. Дом-музей декабристов в Кургане. 2013Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013
Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013Пушечное ядро и гусарский дембельский альбом.. Дом-музей Нарышкина. Город Курган 2013Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013
Военная форма первой четверти 19го века. Дом-музей декабристов. Город Курган 2013Военная форма первой четверти 19го века. Дом-музей декабристов. Город Курган 2013Интерьер дома ссыльных декабристов в Кургане. Город Курган 2013Дом-музей Нарышкина, он же дом-музей декабристов в городе Кургане. 2013й год

Следующим пунктом в плане посещения города Кургана значился аэропорт. А если быть предельно точным, то авиамузей. Который находится у аэропорта. Т.к. поезд на Новосибирск у меня был днем, то посещение музея авиатехники запланировал на утро, но совсем рано не поехал, помня о случаях в Заславле и Запорожье, когда ждал, пока откроется музей. Потому сначала решил осмотреть то, что было по пути в городе. И вот настало время Х (икс). Часом раньше было рано, часом позже – будет поздно. Аэропорт в Кургане находится, можно сказать,в черте города. От троицкой площади (около которой я и находился), можно доехать на автобусе и на маршрутке по улице Куйбышева до него. Попутно сфоткав филармонию, вышел на остановку и сел в ПАЗик, следовавший через Аэропорт. Ехать – минут 20. Увидев аэропорт, попросил остановиться, но водитель сказал, что остановка уже была и теперь остановит только на следующей. Пассажиры начали на него возмущаться, дескать, парень не местный, не знал, где тут остановки. А вдруг он на самолет опаздывает и самолет улетит без него! Под давлением этих аргументов водитель остановил, выпустил меня. Поблагодарил и направился в сторону синего здания с вывеской “аэропорт”. Уж я-то знал, что мои самолеты без меня не улетят. Да и вообще не улетят. Не доходя до здания аэровокзала по левую руку будет огороженная территория с будкой. Это и есть авиамузей города Кургана. Пришел я туда как раз к открытию. Ворота были открыты, но в будке никого не было. Это меня не остановило. Пожал плечами, произнес в пол-голоса “иншалла” и шагнул на территорию музея. Так или иначе, с некоторых пор я любой подобный музей сравниваю с Парком Победы в Саратове, который посетил в 2009 году. Либо с Технологическим музеем в Тольятти. По сравнению с теми музеями курганский- небольшой. Около 20-30 экспонатов. Но! Можно заходить внутрь (в салоны пассажирских старинных самолетов), садиться в кабины военных самолетов. Разумеется, не воспользоваться такой возможностью было бы непростительно. Не доводилось посидеть в кабинах. Ни в Тольятти , ни в Саратове. Когда сел в кресло военного летчика – такое ощущение, что ежа вывернули наизнанку вокруг меня. Сплошь тумблеры, рычаги, переключатели. Один над другим. И так по всему периметру вокруг. Это ж до какого автоматизма должны быть отточены навыки пилота, чтобы молниеносно ориентироваться во всем этом хозяйстве! Когда на принятие решения отводятся доли секунды, реакция должна быть молниеносной. И от этих решений и реакции зависит и жизнь самого пилота, и жизнь тех, кто на земле или же вместе с ним в одном звене. Там даже просто крутиться – неудобно. В вертолете значительно просторней. Рычаг – как джойстик.
В старом пассажирском советском самолете кабина пилотов от пассажирского салона практически ничем не отделялась. Занавески разве что. Да и пассажирский салон особым комфортом не отличался.
Кроме, собственно, самолетов-вертолетов, в музее представлены некоторые комплектующие к ним. баллоны с азотом и кислородом, двигатели.
В самый разгар осмотра таки-появился хранитель музея. И попросил денег. Морально я был к этому готов. Этот музей пользуется бОльшей популярностью, чем декабристский. Несмотря даже на бОльшую удаленность от центра города. При мне там уже были посетители.

Вход в авиамузей. Город Курган. 2013Аэропорт. Город Курган. 2013Самолет ИЛ-14. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет МИГ-5. Авиамузей. Город Курган. 2013
Двигатель. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет Ил-14. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет Ан-24. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет Як-52 (Якубович). Авиамузей. Город Курган. 2013
Самолет Як-40. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет Ан-24. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет МИГ. Авиамузей. Город Курган. 2013В кабине вертолета. Авиамузей. Город Курган. 2013
В кабине военного самолета СУ-27. Катапульта. Авиамузей. Город Курган. 2013Самолет СУ-24. Авиамузей. Город Курган. 2013Общий вид. Авиамузей. Город Курган. 2013Баллоны с газом. Авиамузей. Город Курган. 2013
Гашетка вертолета. Авиамузей. Город Курган. 2013В кабине вертолета Ми-6. Авиамузей. Город Курган. 2013Капитан Козлов за штурвалом военного самолета. Авиамузей. Город Курган. 2013Салон пассажирского самолета Ан-26. Авиамузей. Город Курган. 2013
В кабине пилотов пассажирского самолета Ан-26. Авиамузей. Город Курган. 2013За штурвалом пассажирского самолета Ан-26. Авиамузей. Город Курган. 2013

На осмотр этого музея вполне хватит минут 45. Ну, максимум – час. Я управился минут за 45. Надо было ехать обратно в город. Прогуляться по административному центру города. Хотя, во всех советских городах планировка примерно одинаковая. Сел в автобус и поехал в обратном направлении. Как только увидел большие дома – выскочил и пошел в направлении центра. Мимо главной площади города пройти сложно. Вот и я в Кургане безошибочно ее определил.

Вид на площадь Ленина. Город Курган. 2013.Вид на площадь Ленина. Город Курган. 2013.Гос банк. Город Курган. 2013.Вид на площадь Ленина. Город Курган. 2013.
Театр драмы. Город Курган. 2013.Вид на сквер Счастья. Город Курган. 2013.Вид на Ленина на площади Ленина. Город Курган. 2013.Администрация города. Город Курган. 2013.
Вид на площадь Ленина. Город Курган. 2013.Вид на площадь Ленина. Город Курган. 2013.

Странно, что в Кургане Ленин никому никуда не указывает. С другой стороны, в Улан-Удэ, вон, вообще одна голова только его.
Прикупил себе в продуктовом магазинчике на площади пару дошираков в дорогу и полторашку лимонада. До поезда оставалось часа два времени и километра два расстояния. Поэтому прогулялся в сквере Счастья. Собственно, счастья там не нашел, зато нашел собор Александра Невского. Неравнозначная замена, но что ж поделать. Погулял там часок и вернулся к вокзалу. Город Курган для меня начался с ЖД-вокзала, им и заканчивался. Еще раз подошел к паровозу и табличке с транссибом. В Кургане я пробыл часов 6-7. Что хотел – посмотрел, да и город в целом увидел.

Фотки города, не попавшие в отчет

Улица Куйбышева в районе Троицкой площади. Город Курган. 2013Самодельный мотоцикл. Город Курган. 2013Нулевой километр курганских дорог. Город Курган. 2013Храм Александра Невского. Город Курган. 2013
Капитан Козлов в Кургане. Город Курган. 2013Сквер Счастья Город Курган. 2013Сквер Счастья. Город Курган. 2013Памятник играющим детям. Город Курган. 2013
Просто красивый дом. Город Курган. 2013Прощальный взгляд на Курган. Город Курган. 2013

Стоя на платформе в Кургане, в ожидании поезда, мысленно еще раз прокручивал текущий день. Точнее, ту его часть, которую провел в Кургане. В целом день прошел, как и планировал. Все успел, что хотел. Впереди ждал Новосибирск. Как давно я хотел посетить этот город. Да и впереди ждал долги путь к началу нашей страны. И чем дальше, тем больше меня свербила мысль “Лимпопо! Лимпопо! Лимпопо!” “На восток! На восток! На восток!”

Ехать до Новосиба чуть менее суток. Особенность маршрута заключается в том, что поезд заходит на территорию Казахстана. Более того, стоянка в городе Петропавловске минут 30 или 40. Сейчас, вроде бы, проще с посещением Казахстана (достаточно только паспорта), но тогда проводник категорически запретил выходить из вагона тем, у кого пункт назначения не Петропавловск. Поэтому Казахстан я понаблюдал лишь из окна вагона. Кусок Казахстана. На границах никаких проверок не было, таможенники и пограничники не проходили. Зато прошли две женщины. И сели в мое купе. Сказали, что будут моими попутчиками. Выбора у меня не было, да и ничего против я не имел. Ехать им было недалеко – до Омска. Потому постельное белье даже не брали. Могли бы вообще, как в трамвае – держась за поручни, стоя, доехать (Осторожно. Двери закрываются. Следующая остановка – Омск. К выходу готовимся заранее, оплачиваем проезд, сезонки(1) и удостоверения готовим в развернутом виде). За те пару-тройку часов, что проехал в компании моих новых попутчиков, узнал, что едут они в Омск – в аэропорт, чтобы оттуда полететь в Польшу. К сыновьям-студентам. Оказывается, из Казахстана много молодежи уезжает учиться в Польшу, а оттуда уже по всей Европе. В Германии, вроде бы, большая диаспора из Казахстана (ну это я уже вспомнил потом). Этот факт потом мне еще аукнется в 2014м году, в следующей поездке. А пока эти две женщины регулярно летают из Омска в Гданьск к своим сыновьям. И настраивают их на то, чтобы даже не думали возвращаться назад, а прилагали все усилия к тому, чтобы после окончания обучения остаться в Европе.
Станция Омск. Его, как и Петропавловск, я видел лишь из окна вагона, да полчаса пока стоит поезд. Правда, тут уже можно было выйти на улицу, потоптать омский асфальт, подышать воздухом. Посещение этого города входило в мои планы, но т.к. поездка в 2 раза сократилась, то осмотр этого миллионника я исключил в этот раз. Но, “для галочки”, можно сказать, отметился в столице Российской Империи. Да, Омск был официально объявлен столицей уже умирающей Империи. Адмирал Колчак, следуя на восток, проходил через Омск тоже и объявил его столицей. Колчак еще тоже отзовется в моей поездке, но позже. А пока же я готовился отходить ко сну – впереди был насыщенный день. И, мало того, еще и ночь в Новосибирске. Останавливаться на ночлег смысла не было, да и желания – тоже, тем более, что отъезжать планировалось в 5 утра. Можно было бы, как в Севастополе, заночевать прямо на улице. Но Новосибирск – это вам не Севас. Да и на дворе не август месяц. Ну да ладно – вариант есть всегда, если погода не будет способствовать ночным гуляньям по столице Сибири. Зал ожидания.



1 Сезонка – (самарск.) проездное удостоверение, действующее месяц. Диалектизм, употребляющийся только в Самарской области (так же, как, например, курмыши, срост, пересечься). Список некоторых диалектизмов по регионам – тут

Какие из описанных городов Дальневосточной Кругосветки Вы бы хотели посетить?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Первый Дальневосточный поход”


Книга “Путешествия. Козлов. Первый Дальневосточный поход”.
Год выпуска 2018
Объем 205 стр.
Объем файла 7,8 Мб
Цена: 199 р.
ImageHandler.ashx

Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

География путешествий
Статистика


Top.Mail.Ru