Новый год 2009 / 2010. Россия-Белоруссия-Украина. День 8. Запорожье. Днепропетровск.

Форум по Украине

Запорожье
Днепропетровск


Запорожье.
В Запорожье приехал рано утром. За этот день в планах было посетить сразу два областных центра Украины – это Запорожье и Днепропетровск. Расположены они недалеко друг от друга и между ними регулярное автобусное сообщение. В Запорожье я определил себе время до обеда. Конкретно привязываться ко времени не стал, т.к. маршрутки и автобусы до Днепропетровска отходят каждые 15-20 минут. Так же есть дневной поезд, но автотранспорт – более гибкий. В первом пункте пребывания у меня был намечен ряд мест посещения, после чего смело можно было направляться на север порядка 120 км – до второго областного центра.
Готовя поездку, я изучил план города и, выйдя из ЖД-вокзала, уже знал, в какую сторону мне нужно идти, чтобы начать осмотр города. Забегая вперед, сразу скажу, что Запорожье мне все время очень напоминал Волгоград. Во-первых, оба города на берегу больших рек (Днепр и Волга соответственно). Вытянуты вдоль этих рек. Через весь город как в Запорожье, так и в Волгограде, проходит проспект Ленина – центральная улица города. В Волгограде есть Волжская ГЭС, плотина которой служит переправой с одного берега на другой. В Запорожье же – ДнепроГЭС, плотина которой соединяет берега Днепра. и также служит переправой для транспорта. Только на ДнепроГЭС плотина еще и пешеходная, в отличие от Волжской ГЭС, по которой можно передвигаться только на транспорте. А, ну, еще в обоих над реками возвышаются Ленины в виде памятников (в Запорожье сейчас уже, наверно, снесли памятник).

Запорожский Автомобильный Завод

Запорожский Автомобильный Завод


Итак, выйдя из вокзала, вышел на проспект Ленина и пошел по нему в сторону центра города и основных достопримечательностей. Сразу от вокзала начинаются корпуса Запорожского АвтоЗавода (Запорожец, так вот где вас делают). Пройдя по проспекту между корпусами, дошел до автовокзала, а за ним уже началась цивилизация – пошли жилые кварталы и вообще город приобрел жилой вид. Отдельно порадовала площадь Металлистов (не Металлургов!) – видимо, место встреч рокеров города. может, и не так, конечно, но мне приятней было думать, что этот топоним связан с рок-музыкой. И зашагалось бодрее. Т.к. времени в Запорожье я себе отмерил – до обеда, а проспект Ленина – длинный, то решил ехать транспортом ориентировочно до центра – пока не покажутся совсем уж большие и красивые дома. При посадке в маршрутку на мой вопрос “Сколько стоит проезд?” водитель ответил “Рубль-пятьдесят”. Сначала я не придал этому значения, но когда полез в карман и вынул оттуда гривны – что-то у меня в мозгу не сошлось. Все бы ничего, кабы я не находился на Украине. Оказывается, на юго-востоке Украины (как я потом убедился) деньги называют не гривнами, а рублями. И, разумеется, русской речи гораздо больше, чем украинской. В принципе, думаю, если взять простого человека, завязать ему глаза, переместить в Запорожье, развязать глаза и отпустить – первое время ему бы казалось, что он в России. Настолько все похоже. Только по некоторым отдельно взятым вывескам на мове или же по автомобильным номерам можно было понять, что я за границей. Да-да, и вывесок на русском было много.
Обозревая окрестности, доехал до центра города, откуда и решил направиться к первому и главному пункту программы моего пребывания в ЗапорожьеЗапорожской сечи. Гулять по центру города пока было неинтересно, т.к. было раннее утро и еще не достаточно рассвело, что не способствовало формированию позитивного впечатления о городе. Поэтому решил, что пока поеду к самой труднодоступной достопримечательности и пока доберусь до нее – посветлеет и потеплеет на улице. Находится Сечь на острове Хортица. А до этого острова по улице Тюленева доехал на другой маршрутке. Указателем на то, что я иду по верному пути, послужили мне памятные знаки казаку, играющему на кобзе, и, собственно, камень с картой острова (где карта, Джимми? Нам нужна карта! (с)).

План-схема острова Хортица

План-схема острова Хортица

Казак-кобзарь на острове Хортица в Запорожье

Казак-кобзарь на острове Хортица в Запорожье

Памятный знак на острове Хортица в Запорожье

Памятный знак на острове Хортица в Запорожье

Крест на острове Хортица в Запорожье

Крест на острове Хортица в Запорожье

Если пойти на север, то выйдешь аккурат к Запорожской Сечи. А если на юг – то к дубу, под которым, как гласит предание, запорожские казаки писали свое знаменитое письмо турецкому хану.
Я решил, что плутать по острову в поисках дуба не стоит, а направился прямиком к Сечи. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это полноценный – музей и у него определенные часы работы. И до открытия оставалось еще около полутора часов. Второй раз на одни и те же грабли. Первый раз я так попал в Белоруссии с Линией Сталина. почему-то решил, что вход туда свободный и поехал с раннего утра, чтобы все успеть. Так же и тут. С той лишь разницей, что под Заславлем я ждал открытия музея под дождем, а тут же я был наказан морозом и ветром, разгонявшимся вдоль Днепра. Хранительницы музея отказались пустить меня пораньше (я, все-таки, попытался договориться, чтоб меня одного пустили осмотреть территорию, чтоб мне не ждать на морозе и на ветру до открытия). Мы находились на северной оконечности острова, которая как раз обдувается ветром с Днепра. Делать нечего – пошел бродить по окрестностям. Побродил вокруг Сечи, полюбовался мостом Преображенского, ЛЭПами, тянущимися от ДнепроГЭСа, собственно, самой плотиной электростанции. Чтобы скоротать время – решил перекусить. Про запас у меня были с собой пирожки из Киева и Квас из Минска еще. В Минске мне еще осенью очень понравился “Белорусский квас на мяду”, поэтому в этот приезд затарил его себе литров 5-6. Естественно, зимой на морозе и квас, и пирожки в сумке замерзли, поэтому тем морозным утром согревали они меня слабо, ну хоть перекусил.

Плотина ДнепроГЭС

Плотина ДнепроГЭС

ЛЭП на фоне моста Преображенского и Запорожской Сечи

ЛЭП на фоне моста Преображенского и Запорожской Сечи

Вид на левобережную часть города Запорожье

Вид на левобережную часть города Запорожье

Смешение эпох. ЛЭП и Запорожская сечь

Смешение эпох. ЛЭП и Запорожская сечь

Запорожская сечь на косогоре

Запорожская сечь на косогоре

Частокол и смотровая башня Запорожской сечи. Вид снаружи

Частокол и смотровая башня Запорожской сечи. Вид снаружи

Мост Преображенского и восход над Днепром в Запорожье

Мост Преображенского и восход над Днепром в Запорожье

Запорожская сечь на фоне ДнепроГЭС

Запорожская сечь на фоне ДнепроГЭС

К назначенному времени снова пришел в кассу, где вызвал восхищение работниц музея тем, что не уехал, а дождался открытия, проявил настойчивость. Говорили что-то про настоящий казацкий дух и прочее. Ну и небольшим бонусом их восхищение выразилось в скидке на входной билет. Сошёл за школьника.
Первым делом отметил, что внутри, за частоколом, значительно теплее, чем снаружи – на берегу Днепра. И после этого пошел уже осматривать быт и кров запорожских казаков. Кстати, именно тут снимали фильм “Тарас Бульба”, в котором играл Боярский.

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Внутри Запорожской Сечи

Осмотрев место обитания запорожских казаков, отправился на противоположный берег Днепра, чтобы оттуда вернуться снова в центр города, но проехав по плотине ДнепроГЭС. Так и поступил – по мосту, ведущему прямо от Сечи, вышел на улицу Таганскую, откуда потом дошел до остановки троллейбуса “Днепрострой”. Правобережный район города показался мне каким-то унылым. Частный сектор, закоулки…
На троллейбусе поехал по ДнепроГЭС имени Ленина мимо острова имени Ленина до площади Ленина, на которой памятник Ленину, от которого начинается проспект Ленина в доме, который построил Джек в Запорожье. Ох, тяжело же декоммунизаторам в этом отдельно взятом городе. Ленин на Ленине и Лениным погоняет.

Теперь же в планах оставалось прогуляться по этому самому краснознаменному ордена золотой звезды имени Ленина проспекту, осмотрев архитектуру города и достопримечательности, которые еще могут попасться по пути. А на пути попадались интересные дома, надпись на фасаде которых говорила мне о том, что они построены для работников Запорожского Металлургического комбината. Кстати, такие же дома я видел через несколько лет в Новокузнецке. Видимо, строили по одному проекту. И в Новокузнецке, возможно, тоже для работников Металлургического комбината.
Кроме симпатичных и необычных домов на проспекте увидел Универмаг с говорящим названием Украiна, Здание обл-администрации, центральную городскую елку. Вобщем, вполне стандартный набор. То, что выгодно отличало Запорожье от других посещенных мною городов, было осмотрено уже к тому моменту.

DSC02084 копия DSC02083 копия DSC02082 копия DSC02080 копия DSC02079 копия
DSC02078 копия DSC02077 копия DSC02076 копия DSC02062 копия DSC02074 копия
DSC02073 копия DSC02072 копия DSC02071 копия DSC02070 копия DSC02069 копия
DSC02068 копия DSC02067 копия DSC02066 копия DSC02065 копия DSC02064 копия
DSC02063 копия DSC02075 копия DSC02061 копия DSC02060 копия DSC02059 копия

Оставалось дойти до автовокзала и отправиться в столицу соседнего региона – Днепропетровск.
На автовокзале увидел маршрутку до Гуляйполя и вспомнил про еще одну страницу Запорожского края – махновщину. Именно в Гуляйполе родился самый, пожалуй, известный анархистНестор Махно. В те времена Запорожье носил имя Александровск (а Днепропетровск – Екатеринослав. Не путать с Екатеринодаром – Краснодар). Интересно, декоммунизаторы на Украине сейчас могут вернуть прежние исторические названия городам? Так вот именно в Гуляй-поле была провозглашена республика анархистов. И по запорожским степям мелькали тачанки и эскадроны махновцев в борьбе за независимость и анархию.
Анархистом я не являюсь и к личности Нестора Махно не питаю особых симпатий, потому ехать на его малую родину не стал. Но наметил себе по возвращении в Самару посмотреть фильм “9 жизней Нестора Махно”. А пока же взял билет до Днепропетровска на ближайший автобус. До отправления оставалось еще 15 минут и я решил съесть что-нибудь горячее, наконец. Этим “что-нибудь” оказалась… украинская шаурма! Выглядит так же, как и турецкая, но внутри вместо мяса, помидор, моркови и капусты – картопля, цибуля и грибы. Первый раз видел такое диво. Да и, собственно, больше нигде и не видел. Оно и стало моим обедом в тот день.

Днепропетровск

До Днепропетровска ехал часа полтора-два. В дороге смотрел какую-то юмористическую украинскую передачу. Оказалось, “Квартал-95”. Юмор понравился. По приезду в Днепр решил прикупить DVD с их выступлениями.

Днепропетровск. Автовокзал

Днепропетровск. Автовокзал

По прибытии в город первым делом пришел на ЖД-вокзал, чтоб купить билет на вечерний поезд до Луганска. А когда билет был в кармане – пошел гулять по центру города. А именно по проспекту Карла Маркса.

Днепропетровск. ЖД-вокзал

Днепропетровск. ЖД-вокзал

Внутри вокзала

Внутри вокзала

Вокзальная площадь

Вокзальная площадь

Товарищ Петровский указал куда идти

Товарищ Петровский указал куда идти

В Днепропетровске хотелось посмотреть Днепр (он там наиболее широкий) и мосты через него. А также прокатиться на самом коротком в мире метро. Поэтому прогуливался не спеша по городу, обозревая окрестности. Времени было достаточно для того, чтобы погулять по городу и все успеть. Политически город предстал передо мной в синей части спектра – по улицам ездили колонны автомобилей с синими флагами Партии Регионов. А горожане просто гуляли – по проспекту, на площадях. На дворе был канун Рождества.

DSC02095 копия DSC02096 копия DSC02097 копия DSC02098 копия DSC02100 копия
DSC02101 копия DSC02102 копия DSC02103 копия DSC02105 копия DSC02107 копия
DSC02108 копия DSC02112 копия DSC02113 копия DSC02114 копия DSC02115 копия
DSC02116 копия DSC02117 копия DSC02118 копия DSC02120 копия DSC02122 копия
DSC02123 копия DSC02124 копия DSC02126 копия DSC02127 копия DSC02128 копия
DSC02131 копия

Прогулявшись практически до конца проспекта, свернул в сторону Днепра, чтобы по набережной (в Днепропетровске самая длинная набережная Европы) вернуться к вокзалу, любуясь видом на реку. Однако, сюрприз преподнесла погода. Как только я вышел на набережную – повалил снег. Видимость упала, настроение тоже. Тем не менее, погулял по Сичеславской набережной. Увидел памятник В.Ф.Маргелову – основателю ВДВ. Через некоторое время увидел здание с надписью “Днепропетровск”. Оно мне показалось очень уж знакомым. Напряг память и она мне выдала картинку из моего детства – коробку домино. В детстве у меня было домино, на коробке которого было это самое здание – гостиница “Днепропетровск”.

На набережной Днепропетровска

DSC02133 копия DSC02134 копия DSC02135 копия DSC02136 копия DSC02137 копия
DSC02139 копия DSC02142 копия DSC02143 копия DSC02144 копия DSC02145 копия
DSC02146 копия DSC02147 копия DSC02148 копия DSC02149 копия

Снегопад все усиливался и ходить по улицам в такую погоду желания уже не было, поэтому спустился под землю – в метро. И поехал кататься. Хотя, “кататься” – это громко сказано про метрополитен, который насчитывает всего 6 станций. Причем, станции похожи одна на другую. Отделка одинаковая, незамысловатая, без затей. Только в разные цвета выкрашены стены на разных станциях.

Днепропетровское метро

Днепропетровское метро

Вернувшись снова на станцию Вокзальная, вышел на одноименную площадь и чтобы скоротать время до поезда, решил перекусить. Весьма кстати оказалась едальня в украинском стиле, находящаяся по левую сторону от здания вокзала (если стоять лицом к нему). Там и обосновался. Весьма удачно по случаю кануна Рождества подавали бесплатно кутью всем посетителям. Я взял две!

ЖД-вокзал вечером

ЖД-вокзал вечером

Харчевня с украинским колоритом

Харчевня с украинским колоритом

Харчевня с украинским колоритом

Харчевня с украинским колоритом

А когда наелся и времени до поезда оставалось уже не так много – пришел на вокзал, предвкушая, как скоро сяду спокойно в вагон, расстелю поездную постель и растянусь на полке, выпив горячего чаю. Оставалось только дождаться того самого 207го “Кривой Рог – Луганск”. А его все не было и не было. Весь мой жизненный опыт подсказывал мне, что пора бы уже и подать поезд. До отправления осталось полчаса, а в таких крупных городах поезда стоят минут по 30-40. Про поезд же не объявляли ни слова. Ни о прибытии, ни об опоздании. Решил обратиться к своим заметкам, которые составил в рамках подготовки к поездке. Чтобы сверить дату и время. Ну раз билет продали на сегодня – значит, поезд быть должен. Однако же, меня смутила маленькая приписка, сделанная моею же рукой на полях к списку поездов. Там значилось “Днепропетровск пивденный”. Насторожило это меня. Пошел к расписанию. 206-й “Луганск – Кривой Рог” – есть. 207-го “Кривой рог – Луганск” – нету! Это меня уже взволновало! Не могут же поезда уходить в Кривой рог безвозвратно. Пошел в справочную – узнать о судьбе моего поезда.
– Так вы 207й ждёте?!
– Ну да
– Не дождетесь вы его тут
– Почему?
– А он тут не ходит
– А где ходит? Это ж вокзал!
– Он ходит через Южный
– Южный? это что такое? Тоже вокзал.
– У вас что – два вокзала?
– Да! (не без гордости за свой город сказала мне женщина в окошке)
Волнение мое все нарастало. Это не входило в мои планы.
– А как доехать до этого Южного вокзала?
– А вы уже не успеете.
Таак, думаю… спокойно! Эта женщина не знает, что говорит и не знает, с кем говорит. Из этих рук еще никто не уходил. Ни один поезд.
А за поездами я к тому моменту уже достаточно побегал.
– На чем я могу доехать до вокзала?
– Отсюда садитесь на первый трамвай, доезжаете до остановки [не помню, какую остановку мне назвали], а там пересаживаетесь на 30ю маршрутку. Но она ходит редко – раз в 20 минут.
Сложно, – думаю, – слишком сложно…
– А на метро если?
– Метро в другую сторону ходит, вы на нем не доедете.
Поблагодарил тётю и пошел к выходу, повторяя про себя, как мантру “спокойно. спокойно. выход должен быть. На крайний случай – такси. только надо отойти от вокзала, а то тут ушлые таксисты, понимая, что ты опаздываешь на поезд на другой конец города, заломят и без того завышенную привокзальную цену”. Выйдя на улицу, быстрым шагом направился к маршруткам, полагая, что трамвай – не вариант. У первого же попавшегося маршрутчика спросил – едет ли он в сторону Южного вокзала?
– Не до самого вокзала, но в ту сторону, да. а там пересядешь на 30й и доедешь.
О, думаю – отлично! Все сходится со словами той дамы в окошке.
Сел к нему в маршрутку на переднее сиденье. спрашиваю
– когда поедете?
– да сейчас, минут 5 постоим, пассажиров наберем, да поедем. А тебе срочно чтоли?
– ну да, у меня оттуда поезд через 25 минут отходит.
– Так что ж ты молчишь?! Луганский чтоли?
– ну да, а откуда вы знаете?
– А там больше никакие другие поезда не ходят. Закрывай дверь, поехали!
И мы помчались навстречу моему поезду. Благо, что не было пробок по пути. Водитель стал мне по дороге объяснять, что успеваем аккурат впритык – при условии, что на той остановке, где он меня высадит, сразу же приедет нужная мне 30я маршрутка. Свернули с центральной улицы на второстепенную. Водитель оживился, а за окном уже окончательно стемнело. И тут водитель стал оживленно сигнализировать мне в лобовое окно – оказалось, из-за поворота появилась та самая 30я маршрутка, которая ходит раз в пятилетку раз в 20 минут. Он стал ей моргать фарами, а мне сказал “выпрыгивай, пока красный” (мы стояли на светофоре, а она поворачивала в нужном мне направлении). То ли водитель 30ки не видел знаков, то ли не сумел их разгадать, но ждать меня он не стал, а уехал без меня. Мне же оставалось только бежать в том же направлении. Не в надежде догнать ее, а чтобы добежать как можно быстрее до вокзала и успеть на поезд. Надежда теперь была только на себя, все кто мог – помогли. Глянул на часы – у меня 5 минут времени. Закинул сумку на плечо, оторвал лямку. взял ее под мышку и погнал вниз под горку, весело перебирая ногами. В плеере в это время как нельзя к стати заиграла бодрая украинская песня “Ти ж менэ пiдманула” в исполнении Воплей Видоплясова. Бодрила как никогда прежде! и слова-то в кон! как же я так обманулся в Днепропетровске, что мне приходится сейчас за 5 минут до отправления поезда мчаться вниз по крутому спуску (Боцманский спуск, как потом, выяснилось) в гололед на скользких казаках? Пробежав некоторое время, получил еще один нежданчик – дорога раздвоилась. Куда бежать?! направо? или налево? понимаю, что права на ошибку нет. И звонок другу невозможен – знакомых в городе нет. И помощь зала – не вариант, т.к. вокруг ни души. И тьма кромешная, фонарей нет. Ё-мое. Чу! я слышу пушек гром Почуял запах железнодорожного мазута слева. Решил, что это верный признак. Пробежав несколько шагов, увидел поднимающихся мне навстречу людей с сумками. Подозрения мои подтвердились. А для них это был Боцманский, блин, подъем! Еще бодрее побежал в выбранном направлении и вскоре из темноты появился силуэт локомотива и какое-то небольшое здание. Единственное что выдавало хоть какую-то причастность этого здания к вокзалу – это табличка “Пiвденниi”. Это не вокзал, это капец. одноэтажное маленькое серое невзрачное здание с козырьком, на котором, собственно, эта табличка. У перрона гудел поезд. Видимо, мой, т.к. “Больше там ничего не ходит” (с) Проводники стояли в вагонах, выставив флажки – верный признак того, что поезд отправляется. Побежал к своему вагону. Пока бежал и громко махал руками – заметил в окнах того самого здания какие-то тюки и багаж. Видимо, через эту станцию ходят только почтово-багажные поезда и товарняки. И еще вот этот… Добежал до своего вагона, размахивая билетом, проводница впустила меня не глядя в уже отъезжающий поезд. Видимо, лицо у меня доверчивое – поверила без документов. Однако, потом, все-же, проверила и билет, и паспорт. Но это было уже в спокойной обстановке, в вагоне, когда поезд катил по степям Украины на Донбасс. Вместе со мной. Так для меня наступила Рождественская ночь 2010 года.

Днепропетровск пiвденнiи

Днепропетровск пiвденнiи

Утром поезд прибывал в Луганск.

Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

География путешествий
Статистика


Top.Mail.Ru