Через всю Россию. День 3. Кемерово. Новокузнецк.
Эпиграф
Вот вагонетки, душу веселя,
Проносятся, как в фильме о погонях.
И шуточку “Даешь стране угля!”
Мы чувствуем на собственных ладонях
(с) В.Высоцкий “Черное золото”
Кемерово
Новокузнецк
Кемерово
Проснулся в автобусе. И в то же время – в Кемерово. Кемерово – из тех городов, в которых автовокзал находится по соседству с железнодорожным. За это мысленно ставлю плюс городу каждый раз. Вот и Кемерово не стал исключением. Хоть поезда тут мне были не нужны, но дань традиции отдать надо было – фотография с названием города. Где, как не на вокзале, ее сделать?
Заодно узнал, что Кемерово – как слабоалкогольное пиво. Три градуса. Из Кемерово маршрут пролегал мой на Новокузнецк. В тот же день. Потому первым делом озаботился вариантами транспорта. Автобусы и маршрутки до Новокузнецка ходят с интервалом в полчаса, поэтому решил действовать по обстоятельствам – когда закончу с осмотром Кемерово, тогда и поеду дальше.
Первым номером в посещении столицы Кузбасса у меня стояло посещение музея “Красная горка”. От ЖД-вокзала туда ходит только один автобус (11Т)
Музей расположен в Рудничном районе города. Добираться до него общественным транспортом не очень удобно, т.к. транспорта не много. Нужно ехать до остановки «Рутгерса» (если надо в сам музей), либо до остановки «Музей-заповедник Красная горка» по ул.Суворова (если надо к монументу шахтерам Кузбасса»). В первом случае автобусы 51, 54, 58, маршрутные такси 11т, 28т, 50т, 61т; во втором случае автобусы 51, 54, маршрутные такси 11т, 28т, 50т.
На транспорт лучше садиться в центре города на ост. «Кирова» на пр.Советском, т.к. там все эти маршруты сходятся. Не повторяйте моей ошибки. Я решил ждать 11Т, а не ехать на остановку Кирова, чтоб пересесть на что-либо другое. Время шло, а моего транспорта все не было. Я уже начал подозревать, что этот маршрут вообще не ходит. Но местные жители уверяли меня в обратном. И утверждали, что ходит он часто. Но чем больше я ждал автобуса – тем меньше мне нравился Кемерово. Больше всего удручало то, что время проходит впустую в ожидании автобуса. А это было мое время на осмотр города. Пока же я наблюдал перспективу проспекта Ленина. И насмотрелся ее вдоволь. Если б заранее знать, что так получится – пошел бы пешком в нужном мне направлении. Больше часа просидел прождал транспорт. Когда же за мной приехали, чтоб отвезти меня к музею, время уже подходило к обеду. Надолго задерживаться тут мне однозначно не хотелось. Уже хотелось в Новокузнецк. Кемеровская область – один из трех регионов в России, где столица региона по размерам и населению уступает одному из областных городов. В частности, Новокузнецк крупнее Кемерово. Предположил, что в Новокузнецке будет куда больше интересных мест, которые можно посмотреть. Но музей, однозначно, надо было посетить. Будучи в столице Кузбасса – и не спуститься в шахту… Это кощунство. В Донбассе спуститься в забой не получилось. Правда, уголек донецкий привез как сувенир.
Так, с этими мыслями и добрался до нужной мне остановки. Город осматривал из окна автобуса. Особо обратил внимание на Кузнецкий мост и транспортные развязки у него. Мне показались красивыми, современными. От остановки до музея прошел еще немного пешком, пока плакат с его названием не сообщил мне, что я, наконец-то, добрался. Долгим же был мой путь до Кузбасского уголька. Но и этот путь – ничто по сравнению с тем, как к этому углю шел Михайло Волков, открывший залежи топлива на этой самой Красной горке. Собственно, отсюда и начался Кузбасс. По крайней мере, таким, каким мы его знаем сейчас – угольный край, край бесстрашных мужчин, сильных шахтеров. Есть мнение, что шахтерский труд – хоть и высоко оплачиваемый, но не такой уж и сложный. Дескать, лежишь себе в забое, загребаешь уголь под себя, а другой лопатой выгребаешь из забоя уже живые деньги. Для тех, кто так считает, рекомендую почитать “Жерминаль” Эмиля Золя. В этой книге со знанием дела описаны все тонкости шахтерского дела. Хоть и события, описываемые в книге, происходят в начале 20го века, и условия труда тогда сильно отличались от тех, что сейчас, но, угольная пыль никуда не делась. Солнечного света в забое не прибавилось, а обвалы, к сожалению, как были, так и есть. И семьи шахтеров, как и сто лет назад, так же, думаю, просят Святую Варвару, чтобы их мужчины вернулись со смены домой. И еще – для тех, кто считает, что шахтерский труд ТОГДА и СЕЙЧАС – это две большие разницы, посмотрите фильм “Тридцать три”. Это уже история, основанная на реальных фактах и случившаяся в наши дни на одной из шахт в Чили. Думаю, многие даже вспомнят эти события, т.к. резонанс был большой.
Итак, музей. К моему удивлению, разработкой Кузбасса занимался… голландец. Себальд Юстинус Рутгерс. А я – то и думаю, что за странное нерусское название остановки (“Рутгерс”) в сибирском городе? Вон оно что, оказывается. К слову сказать, и Донбасс разрабатывали тоже иностранцы. Англичане и немцы.
Посетителей в музее не было. Кроме меня. Поэтому осматривать и фоткать можно было свободно, не ожидая, пока пройдут или рассосутся толпы туристов. Вот еще один положительный момент путешествия по не изъезженным местам. Снаружи музея выставляется техника, используемая в горно-рудной промышленности. Но техника-техникой, мне интересней было бы посмотреть, скажем так, изнутри, на труд горняков. Это все представлено в здании музея. Тут тебе и оборудование, которое берут с собой горняки, уходя в забой, и обстановка, приближенная к той, что под землей. Конечно, полноценно не прочувствуешь всего того, что ощущают горняки. На глубине, скажем, в километр, и дышится, наверно, иначе.
В других залах музея представлены экспонаты, связанные с историей города Кемерово. Кому как, конечно, но мне, признаться, это не особо интересно было. За исключением артефактов советской эпохи (позднего СССР, который я в силу своего возраста еще застал). Оказывается, столица Кузбасса была самым грязным городом Сибири. А потом стала самым ухоженным. Проводя параллель с Донецком, тоже можно сказать, что город хоть и шахтерский (много угольной пыли), но, тем не менее, чистый и ухоженный.
Сразу за зданием музея находится смотровая площадка, с которой видно противоположный берег Томи. Собственно, где и располагается основная часть города. Правда, видны сплошь промзоны. Но что поделать… Кемерово – промышленный город. Там же, за баней, за музеем – стоит образ великомученницы Варвары, покровительницы шахтеров. Чуть поодаль памятник шахтерской лошади. Именно они вывозили на себе добытую мужчинами руду. Кстати, Лошади эти посте того как их спускали в забой, больше никогда не поднимались наружу. Это людей относительно просто спускать и поднимать. А с лошадьми не так. В них и весу больше, и пугаются они. Плюс есть еще одна особенность у лошадей – они не могут спускаться прямо по лестнице. Потому, чтобы спустить лошадь вниз – это целое приключение, как сказал бы Том Сойер. И вот если каждый день поднимать и спускать лошадей, то на работу времени уже не останется.
Как я говорил выше, перед музеем стоят образцы техники, использующейся в горно-рудной промышленности. За то время, пока я был внутри музея, она никуда не делась. Ниже представлены некоторые экспонаты.
Закончив с осмотром музея, решил, что времени на осмотр города не осталось. Прождал автобус на вокзале долго. Утром. Решил ограничиться лишь осмотром центра города. Административного квартала.Тем более, что это можно было сделать попутно. Поехал до вокзала с пересадкой. И пересадку сделал как раз в центре. Мне было достаточно бросить лишь беглого взгляда, чтобы определить для себя: центр Кемерово – типичная сталинская застройка. дома с колоннами, ампир, площадь Ленина с памятником ему же. Почему-то центральная площадь Кемерово напомнила мне Центральную площадь Новокуйбышевска. Я не раз уже говорил, что в моем представлении города похожи друг не друга. Если кто бывал в Новокуйбышевске, может разделят мое мнение по следующим фотографиям
Над столицей Кузбасса начали сгущаться тучи. Начал накрапывать дождь. Это не шло на пользу настроению. К тому же, включив телефон, обнаружил неприятное известие. Теперь уже, однозначно, хотелось покинуть этот город. Нет, сам город, конечно, не виноват. Но оставаться здесь более не хотелось. Потому, не теряя ни минуты, поехал на автовокзал и на ближайшем ПАЗике поехал в Новокузнецк. Прикинулся мячиком, закатился в самый дальний угол, поставил рюкзак себе на колени, положил на него голову и погрузился в свои мысли, воспоминания… Горечь утраты боролась с желанием спать. У них была волевая ничья. А у меня некоторое пограничное состояние – когда и сон не берет, и в голове не укладывается. Единственное, что запомнилось из трех часов дороги от Кемерово до Новокузнецка – это ЛЭП. Линий Электропередач было реально много. И, мне казалось, что они тянутся вдоль всей трассы, иногда пересекая ее, потом снова “возвращаясь” на свою сторону. Порой я даже задумывался “ПАЗик это или трамвай?”. Если Кемерово – город шахтеров, то Новокузнецк – это город-металлург. А металлургия – это очень энергоемкое производство. Вот и тянутся к Новокузнецку провода.
Новокузнецк
Новокузнецк – тоже правильный город. В том плане, что автовокзал находится непосредственно у ЖД-вокзала.Собственно, не отходя далеко, решил сразу два вопроса: фотка, на случай если забуду, в каком городе нахожусь, и билет до следующего пункта назначения. Это был Абакан. Билет до столицы Хакасии был взят на 21:20. А это означало, что у меня 6 часов на осмотр города.
Там же, на вокзале, прикупил себе магнит с городом Новокузнецком. Выбрал тот, на котором Кузнецкая крепость. При подготовке поездки среди всех достопримечательностей города я для себя определил ее как самую главную. Собственно, вокруг нее город и строился. Спросил, как можно добраться от ЖД-вокзала до нее. Оказалось, это целое приключение. До Кузнецкой крепости не ходит ни один вид транспорта, даже на день города.
Автобусом №5, 21, 27, 52, 56, 60, 61 , 152, 163, 164, 168, 169 , трамвай №2, 6, 8, 9, 12, 12а до ост.Советская пл; электропоездом до пл.Топольники. По ул.Водопадной и Крепостному проезду пешком (около 1км).
С пересадками, но добрался до крепости. К слову сказать, оттуда открывается панорамный вид на город. Правда, лишь на правый берег Томи (Кузнецкий район города). Зато пусть к крепости проходит через Спасо-Преображенский собор — старейший православный кафедральный собор Новокузнецка. Построен в XVIII веке.
Поднявшись в гору, нашел ворота – вход в крепость. На территории крепости есть пушки, казармы – все ,как положено. Однако, крепость никогда не вела боевых действий. По-моему, это единственная в своем роде крепость, которая не воевала. Построена она была в 1800- 1820 годах для защиты южных рубежей Сибири от возможных атак со стороны Китая. Как таковых оборонительных укреплений в крепости я не обнаружил. Башня с воротами, стена по периметру. Да пушки внутри. Посетить ее стОит по двум причинам, думаю: первое – для галочки. второе – для осмотра панорамы города оттуда.
Зато сейчас в ее казармах находится краеведческий музей города Новокузнецка. И оружейный музей. После посещения Тулы и оружейной палаты там другие оружейные музеи меня не особо-то привлекают. А краеведческий – можно посмотреть, раз уж я здесь. В основном в том музее представлены старинные артефакты жителей города. Посуда, бытовые предметы какие-то. Из всех экспонатов самым интересным мне показалась книга Грибоедова “Горе от ума” 1913го года издания.
Основная достопримечательность города была посещена. Теперь – просто гулять по городу, осматривать улицы и дома. Сходу Новокузнецк произвел на меня более благоприятное впечатление, чем Кемерово. Еще когда только ехал по городу на междугороднем автобусе – обратил внимание на симпатичные необычные дома, мимо которых проезжал. Разглядел название улицы – проспект Курако. Отметил про себя, что надо бы прогуляться по нему будет. И вот, теперь город простирался передо мной. Спускаясь от крепости, любовался панорамой города и окрестностей. Уже начало вечереть. Можно было бы зайти еще в дом-музей Ф.М.Достоевского, который находится недалеко оттуда, на одноименной улице. Но тогда я бы рисковал вообще не увидеть города. Да и музей, возможно, узе готовился к завершению рабочего дня. На трамвае переправился через Томь и, сойдя на берег, оказался на распутье. То ли проследовать за товарищем Кировым по проспекту, то ли отдать предпочтение Дружбе. Победила Дружба. Пошел вдоль проспекта Дружбы. Пройдя некоторое расстояние, встретил “привет из дома” – пересечение с улицей Тольятти. В самарской области целый город имени этого итальянского коммуниста, а тут лишь улица. Но, тем не менее, приятно было – знакомое уху название. Товарищу Кирову я, все же, засвидетельствовал свое почтение. Октябрьский проспект соединил нас. Именно по нему прогулялся до проспекта Кирова. На этом проспекте находится интересное здание администрации города, а рядом с ним – в сквере имени Жукова установлен памятник “Побег из Ада”. У события, напоминанием о котором служит памятник, интересная история. О ней я прочитал в возрасте лет 13ти, случайно найдя одноименную книгу в деревне у бабушки. И тогда она произвела на меня сильное впечатление. Про героя летчика Девятаева я прежде слышал, но вот чем именно он прославился – не знал. В той книге подробно рассказывается, как группа заключенных под руководством Девятаева угнала немецкий военный самолет из концлагеря на острове Узедом и совершили невероятный по своей дерзости побег на нем. Попутно узнал, что настоящая фамилия летчика – Девятайкин (как на “-ин”, так – мордвин!). При выдаче паспорта девочка-паспортистка ошиблась в написании фамилии, так он и стал Девятаевым. Новокузнецк обязан этим памятником тому факту, что среди сбежавших в том самолете был и уроженец этого города. В августе 1996 года похожий подвиг совершили российские летчики, сбежав из афганского плена на собственном же самолете.
Еще один военный памятник в Новокузнецке – “Черный тюльпан”. Жителям города, погибшим в горячих точках. Установлен он в сквере у проспекта Бардина. Напротив дома 38. Чтоб выйти к нему от сквера имени Жукова – нужно пройти по проспекту Кирова до кольца. А на Кольце уже выбрать себе проспект по душе для продолжения прогулки по городу. Я остался верен товарищу Кирову. Тем более что он обещал меня вывести к проспекту Курако.
У кольца обратил внимание на еще один интересный памятник – “50 лет СССР”. Как нетрудно подсчитать, установили его в 1972м году. Выполнен он, на мой взгляд, в виде цветка. Пестиком (или тычинкой) которого является герб СССР на ножке, а вокруг него лепестки. Думаю, логично предположить, что их 15.
Дальше для меня началась металлургическая составляющая города. Проспект Металлургов, ДК Металлургов и, по-моему, дома, построенные для работников металлургического комбината.
Прогуливаясь по тем районам, Новокузнецк сильно напоминал мне город Запорожье. Мне даже показалось, что некоторые дома с проспекта Металлургов (или Курако) один-в-один как в Запорожье. Точнее, увидев эти дома, я вспоминал, где я мог их видеть. Потом вспомнил – в Запорожье. Этот факт мне не показался удивительным, ведь оба города – города металлургов. Но, как оказалось – это не просто совпадение. Дело в том, что это еще и города – побратимы. А дружба этих двух городов началась в трудный час. Когда в 1941м году фашисты захватывали Украину, то запорожский металлургический завод был эвакуирован именно в Новокузнецк. Так открылась металлургическая веха города. И в Новокузнецке есть улица Запорожская в ознаменование этой металлургической дружбы.
Особый антураж городу придают здания сталинской постройки. И как раз в районе проспектов Курако, Металлургов таких зданий еще много сохранилось. Часть – реставрированные, часть – не очень. Но, самое главное – нет того засилья однотипных панельных многоэтажек-шкафов.
Ближе к вечеру захотелось перекусить. Причем, захотелось какой-нибудь гадости. И не какой-нибудь беляш или чебурек, а такого, чтобы по-взрослому! KFC, например. Устроить испытание своему желудку. Но, к моему удивлению, не обнаружил его в городе. А, забегая вперед, скажу, что стал обращать внимание на наличие этого заведения или другого не менее известного заведения фаст-фуда. Так вот, до самой Камчатки я не встретил ни того, ни другого. Видимо, дальше Урала эти секты не распространяются. Либо в Азии нету франшизы. Поэтому пришлось подкрепляться нормальной едой.
Вернулся снова на вокзал – мое пристанище в Новокузнецке. Про вокзал хочется отдельно сказать пару слов. На тот момент он еще только строился (или реставрировался). Что снаружи, что внутри – красив! небольшой, но уютный, симпатичный. Еще даже шарики надувные, образующие логотип РЖД, не были сорваны. Правда, были замечены мыши на нижнем этаже. Сейчас, наверно, уже нету их.
По вечернему городу прогуляться уже не получилось. За мной подали поезд на Абакан. Но с уверенностью можно сказать, что город Новокузнецк мне понравился. По крайней мере, больше, чем Кемерово. Но это мое личное мнение. Никому не навязываю.
Купить книгу “Путешествия. Козлов. Первый Дальневосточный поход”
Книга “Путешествия. Козлов. Первый Дальневосточный поход”.
Год выпуска 2018
Объем 205 стр.
Объем файла 7,8 Мб
Цена: 199 р.
Еще больше интересной информации здесь:
“ПУТЕШЕСТВИЯ ~ Капитан Козлов” в Яндекс.Дзен:
Любопытные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov
Рекомендую посетить сайт нашего совместного проекта с моей женой, психологом Натальей Козловой “Школа Счастливых Отношений“: