Беларусь. День 1. Витебск. Полоцк. Хатынь. Минск.
Visits: 0
Самара.
Москва
Витебск
Полоцк
Хатынь
Минск
Из Самары до Белоруссии удобнее всего, по сложившейся логистической традиции, ехать через столицу нашей Родины. Хотя, есть прямой поезд “Уфа-Берлин” и “Челябинск-Брест”. Но они ходят не каждый день.
Москва
В Москве встретился с двумя своими институтскими товарищами, с которыми несколько лет не виделся. Съездил на Воробьевы горы – пожалуй, единственное место в Москве из непосещенных, которое хотел посетить.
Ну а вечером – на Белорусский вокзал, и фирменным белорусским поездом “Двина” – в край картохи и большегрузных самосвалов.
Витебск.
Поезд прибывал в Витебск рано-рано. в 4 утра. Это еще было и воскресенье, к тому же. Поневоле напрашивается слово “вероломно”. В голове крутилась мысль, что Витебск – первый город, который я посещаю за границей. Но по ощущениям такого не было. Во-первых, потому, что как таковой границы (в нашем привычном понимании, чтоб с таможней, по-взрослому) мною не пересекалось. Да и вокруг все было похоже на то, что я мог наблюдать и в России. Первым “признаком заграницы” для меня стал киоск печатной продукции, на котором было написано “Вiцебскаблсаюздрук”. При других обстоятельствах я бы, наверно, не сразу понял, о чем тут написано, но в данной ситуации сомнений не возникало, что это “Союзпечать”, только по-белорусски и с Витебским акцентом.
В первом пункте своего пребывания я не планировал задержаться на долго. В обед из Витебска отходил “дизель-тягник” до Полоцка. Поэтому под покровом темноты направился на окраину города – к костёлу Святой Варвары. “Странно – почему Святой Варвары? Она же покровительница шахтеров, а в Витебске, насколько я знаю, нет горно-добывающей и рудной промышленности” – размышлял я по пути. Через несколько лет, оказавшись в Кемерово (Кузбасс) – видел там памятник Святой Варваре в музее “Красная горка”. Тогда все сошлось, пазл сложился. Но тогда, в 2009м я был в неведении… так, размышляя, я и подошел к тому самому костёлу. Тем временем начало светать. Башни костёла с крестами на шпилях выглядели зловеще на фоне утреннего зарева. Мое воображение шептало мне что-то про замок Кащея (тем более, что в Беларуси замков много, как выяснилось в процессе подготовки моего путешествия).
Недалеко оттуда есть еще одно примечательное место города. Дом-мастерская, в котором жил и работал Марк Шагал. Витебск очень живописен. В городе много зелени, холмов, оврагов. Творческой натуре художника есть, где разгуляться. За это Шагал любовно называл Витебск “мой Париж”. Как и другой великий художник – Иван Шишкин, любил свою родную Елабугу, которая, кстати сказать, тоже очень живописна.
Конечно, в 5 утра в воскресенье музей еще был закрыт, но, тем не менее, проникся тем фактом, что нахожусь возле дома великого художника. После приобщения к прекрасному отправился гулять по центру города. Еще одна стойкая ассоциация с городом Витебском это что? Правильно – Славянский базар. Гуляя по городу, наблюдал соответствующие вывески, а потом и вовсе вышел к месту проведения этого фестиваля. Город только-только просыпался. Редкие автомобили проезжали по пустынным проспектам и улицам. Первые дворники заступили на вахту. Нельзя не отметить их труд – в городе потрясающая чистота бросается в глаза. Ухоженность газонов, клумб… Праздные пешеходы стали появляться позже. Вообще же довольно интересно наблюдать за тем, как просыпаются города. Как постепенно улицы наводняются людьми, транспорта становится больше и больше. Каждый город просыпается как-то по-своему. Где-то утро начинается с запаха свежего хлеба (Горис), где-то с запаха кофе (Львов), где-то мясники разделывают баранину, готовя шурпу в больших чанах (Тегеран), где-то открываются заведения, торгующие кефиром, и люди по пути на работу, выстраиваются к окошку за стаканом кефира (Самарканд)…
К обеду вернулся на ЖД-вокзал, откуда на дизеле отправился в следующий пункт моего путешествия – Полоцк. Дизели в Беларуси неторопливые, но и расстояния небольшие. Полтора часа – и я в первой столице Белой руси и столице Полоцкого княжества.
Полоцк.
Полоцк – небольшой городок в Беларуси. Хотя, некогда он был довольно большим по тем меркам и даже был столицей. Меня интересовали тут несколько мест: географический центр Европы, который приходится на точку, находящуюся в этом городе. Софийский собор, являющийся самым большим в Беларуси. Более того, в этом соборе находится единственный действующий в настоящее время, орган. Как и во всей остальной Беларуси, в Полоцке очень чтут павших в Великой Отечественной войне. И, как во многих городах, тут тоже установлен памятник – танк. Но только тут стоит именно тот танк, который первым ворвался в еще занятый фашистами город. Ну и хотелось просто прогуляться по городу, посмотреть, как и чем живут тут люди.
Сойдя с дизеля, первым делом направился на автовокзал – покупать билет до Минска. Чтобы распланировать время своего пребывания в Полоцке. До автобуса у меня было порядка 3х часов. Более того, автобус проходил как раз через поворот на Хатынь (которая была следующим пунктом в моей поездке). Время было обеденное, поэтому салоны сотовой связи уже пооткрывались, и я подключился к местному сотовому оператору. Звонки в Россию стОили всего 5 руб/минута в пересчете на российские рубли. Из Самары в Мурманск в то время звонок был дороже, чем из Беларуси в соседнее государство.
После того, как решил вопрос со связью, направился на проспект Франциска Скорины – в центр Европы! Каких-то особых ощущений я там не испытал, но “галочку поставил”. Прогуливаясь дальше по тому же проспекту, набрел на памятник букве “У-краткая”. Эта буква есть только в белорусском алфавите и встречается в таких словах, как, например, “аУтавакзал”.
Пройдя еще немного вперед от этой буквы, вышел к красивой, аккуратной, ухоженной площади. Подумалось: “Чистота и красота не хуже, чем в Западной Европе”. С этой площади уже показалась Западная Двина (есть еще Северная – в Архангельской области). А совсем рядом был и Софийский собор.
Его трудно было бы не заметить. И стоит он по соседству с католическим костелом. Но, к сожалению, орган послушать мне в тот день не суждено было – служба начиналась в то время, когда я уже должен был ехать в сторону Минска. Да и еще несколько часов в Полоцке я не представлял – чем можно занять. Поэтому сел на маршрутку и поехал на противоположный берег Двины – туда, где находится памятный курган Бессмертия и тот самый танк, который первым принялся очищать город от фашистской чумы.
Помимо всего перечисленного, с противоположного берега Двины открывался еще и красивый вид на город. Там же находится военный музей, а также капсула, заложенная в 1966 году, с сообщением для комсомольцев 2017 года. Интересно, что же там? Скоро можно будет узнать.
Виды города Полоцка.
А пока меня ждал автобус на Минск.
Сев в автобус, сразу предупредил водителя, чтоб высадил меня у поворота на Хатынь. На что водитель попросил напомнить мне об этом часа через 3, чтоб он не забыл. По дороге до Хатыни проезжали несколько небольших городков, и еще больше деревень. Все как с картинки! Везде обязательно памятник павшим в Великой Отечественной войне. На въезде и на выезде – кресты на обочине. Кресты – как выяснилось, оберегают населенный пункт от злых духов. А памятники – это дань памяти, само собой. Думаю, Беларусь в наибольшей степени вынесла все тяготы той войны. Ведь и с запада на восток, и с востока на запад та война прокатилась именно по Белоруссии. Поэтому, чтоб не забывать всех этих ужасов, нужно поддерживать в молодом поколении память о всех тех зверствах, что выпали на долю нашего старшего поколения. И потому, я считаю, каждый житель нашей страны должен хоть раз посетить такие места как Хатынь, Бабий Яр, Сапун-гора, Мамаев Курган. Мамаев Курган посетил 3 месяца назад, Бабий Яр, Сапун-гора – впереди. А сегодня меня ждала Хатынь.
Хатынь.
От поворота на Хатынь до самого комплекса еще нужно пройти километров 5 по дороге, проходящей среди лесов.
Идти там было очень приятно: воздух кристалльно чистый (заводов в округе нету, лишь непроходимые леса), из звуков – только щебет птиц. Машин на всем протяжении пути не было. Казалось, что я один на целом свете. Когда оставалось километр или полтора, сзади догнала машина, остановилась рядом. Это был старенький volkswagen. Дед за рулем – открыл дверцу и пригласил сесть. Доехали с ним до мемориального комплекса. Вот уж не подумал бы, что приеду к сожженной фашистами Хатыни на немецком автомобиле. Противоречивые были ощущения. Как раз начало темнеть уже. Этот факт придавал какой-то особый трагический оттенок всему комплексу. И вокруг такая гробовая тишина! такое ощущение, что даже птицы не пели. Только звук колокола, постоянно звонящего там в память о зверски убиенных. На том месте, где некогда было село, сейчас остались только остовы печных труб. На которых таблички с именами и фамилиями тех, кто жил в той или иной хате. Напротив каждого имени – возраст. Очень много детишек. Разных возрастов. Но самое страшное – что такая Хатынь была не одна. Мемориальная доска, установленная там, гласит, что 186 деревень были сожжены карателями в одной только Белоруссии. Вместе с жителями! А всего более 2х миллионов жителей Белоруссии были убиты, зверски замучены фашистами во время той войны. Мне еще когда я был в детском саду, рассказывали про Хатынь. А сейчас, боюсь, даже не все взрослые знают про такие страницы нашей истории.
Провел там около часа. Почитал таблички с именами жителей деревни. Это с виду – просто таблички, а за каждой из них – целая семья. Каждая строчка – это человеческая жизнь. И чем меньше цифра справа от имени – тем сильнее щемит сердце. Тяжелое место.
Обратно ехали с тем же дедом. Он, оказывается, сделал небольшой крюк, чтобы заехать в Хатынь. Говорит, иногда заезжает сюда. Довез он меня до трассы Витебск – Минск и уехал в сторону Витебска. Мне же оставалось ловить попутный транспорт до Минска. Ехать надо было еще около 60 км. Но проблема была в том, что уже стемнело. Вокруг были только леса. И парня под два метра ростом, в кожанке и с сумкой, стоящего на обочине у леса, думаю, в это время суток мало кто решился бы посадить в свою машину. И от этих мыслей было не радостно. Так как в Минск попасть надо было – у меня ночью из Минска поезд на Гродно уже был. Выбиваться из графика не хотелось. Да и ночь среди лесов на дороге не радовала.
Однако, не прошло и 15ти минут как остановилась машина, в которой сидели муж с женой возраста немного чуть за сорок лет. Первый вопрос, который они мне задали:
– а не страшно вот так к незнакомым людям в машину садиться?
– а вам не страшно? незнакомого парня в лесу подбирать
– у нас на дорогах не хулиганят. а вы не из Беларуси?
– нет, из России.
– а откуда именно?
– Самара.
– о! а я там была! это же Куйбышев бывший?
– да. давно были у нас?
– после окончания института практику проходила у вас на Куйбышевской ЖД в управлении.
Так и завязалась беседа, продлившаяся до самого Минска. Рассказал им о своих планах посещения Беларуси. Попутчики мои были очень удивлены тем, сколько всего я знаю про их страну (сколько интересных мест), сколько всего хочу посмотреть. Мы, говорят, живем тут всю жизнь – и то всего этого не видели. Еще очень приятно было им, что туристы из России приезжают к ним. Все-таки, братский народ и приятно, что русские не забывают про них. А то, говорят, все в Турцию да в Египет.
Минск.
Доехал я до станции метро “Усход”. Первым делом отправился на Чыгуначны вакзал – брать билет до Гродно. Соответственно, под землей добрался до нужной мне станции метро, а оттуда поднялся и оказался в здании вокзала. До поезда мне оставалось чуть более 2х часов, поэтому отправился гулять по вечерней столице Беларуси. По задумке архитектора города, любого приезжающего в Минск, должны встречать символические ворота, стоящие аккурат напротив железнодорожного вокзала. Это две высотки, стоящие по обе стороны от проспекта, отходящего от вокзала.
Через них я и вошел в город Минск.
Сразу же направился к стелле “Город-герой Минск”, которая венчает проспект Победы. Там же находится и аллея городов-героев. По традиции сфоткался возле названия города, в котором нахожусь (Минск) и Мурманск (малая родина). А оттуда уже отправился к Троицкому предместью – исторической части города. Непривычно было попасть в островок старинной истории посреди современного города. Гуляя вдоль Свислочи, почему-то мне вспомнился Екатеринбург и временми казалось, что я гуляю по берегу Исети. И вообще временами и местами Минск напоминал мне Екатеринбург, который я посетил тремя месяцами ранее. Так, гуляя по уже ночному Минску, нашел каких-то стальных коней, на которых, разумеется, залез. Погулял мимо красивых зданий в центре города.
И уже ночью вернулся на вокзал, где для меня и закончился этот первый, насыщенный день в Беларуси. Утром меня ждал Гродно.
Купить книгу “Путешествия. Козлов. Первый Белорусский поход”
Книга “Путешествия. Козлов. Первый Белорусский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 80 стр.
Объем файла 7,5 Мб
Цена: 149 р.
Путешествие в Беларусь
Еще больше интересной информации здесь:
“ПУТЕШЕСТВИЯ ~ Капитан Козлов” в Яндекс.Дзен:
Любопытные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov
Рекомендую посетить сайт нашего совместного проекта с моей женой, психологом Натальей Козловой “Школа Счастливых Отношений“: