Беларусь. День 1. Витебск. Полоцк. Хатынь. Минск.
Самара.
Москва
Витебск
Полоцк
Хатынь
Минск
Из Самары до Белоруссии удобнее всего, по сложившейся логистической традиции, ехать через столицу нашей Родины. Хотя, есть прямой поезд “Уфа-Берлин” и “Челябинск-Брест”. Но они ходят не каждый день.
Москва
В Москве встретился с двумя своими институтскими товарищами, с которыми несколько лет не виделся. Съездил на Воробьевы горы – пожалуй, единственное место в Москве из непосещенных, которое хотел посетить.
Ну а вечером – на Белорусский вокзал, и фирменным белорусским поездом “Двина” – в край картохи и большегрузных самосвалов.
Витебск.
Поезд прибывал в Витебск рано-рано. в 4 утра. Это еще было и воскресенье, к тому же. Поневоле напрашивается слово “вероломно”. В голове крутилась мысль, что Витебск – первый город, который я посещаю за границей. Но по ощущениям такого не было. Во-первых, потому, что как таковой границы (в нашем привычном понимании, чтоб с таможней, по-взрослому) мною не пересекалось. Да и вокруг все было похоже на то, что я мог наблюдать и в России. Первым “признаком заграницы” для меня стал киоск печатной продукции, на котором было написано “Вiцебскаблсаюздрук”. При других обстоятельствах я бы, наверно, не сразу понял, о чем тут написано, но в данной ситуации сомнений не возникало, что это “Союзпечать”, только по-белорусски и с Витебским акцентом.
В первом пункте своего пребывания я не планировал задержаться на долго. В обед из Витебска отходил “дизель-тягник” до Полоцка. Поэтому под покровом темноты направился на окраину города – к костёлу Святой Варвары. “Странно – почему Святой Варвары? Она же покровительница шахтеров, а в Витебске, насколько я знаю, нет горно-добывающей и рудной промышленности” – размышлял я по пути. Через несколько лет, оказавшись в Кемерово (Кузбасс) – видел там памятник Святой Варваре в музее “Красная горка”. Тогда все сошлось, пазл сложился. Но тогда, в 2009м я был в неведении… так, размышляя, я и подошел к тому самому костёлу. Тем временем начало светать. Башни костёла с крестами на шпилях выглядели зловеще на фоне утреннего зарева. Мое воображение шептало мне что-то про замок Кащея (тем более, что в Беларуси замков много, как выяснилось в процессе подготовки моего путешествия).
Недалеко оттуда есть еще одно примечательное место города. Дом-мастерская, в котором жил и работал Марк Шагал. Витебск очень живописен. В городе много зелени, холмов, оврагов. Творческой натуре художника есть, где разгуляться. За это Шагал любовно называл Витебск “мой Париж”. Как и другой великий художник – Иван Шишкин, любил свою родную Елабугу, которая, кстати сказать, тоже очень живописна.
Конечно, в 5 утра в воскресенье музей еще был закрыт, но, тем не менее, проникся тем фактом, что нахожусь возле дома великого художника. После приобщения к прекрасному отправился гулять по центру города. Еще одна стойкая ассоциация с городом Витебском это что? Правильно – Славянский базар. Гуляя по городу, наблюдал соответствующие вывески, а потом и вовсе вышел к месту проведения этого фестиваля. Город только-только просыпался. Редкие автомобили проезжали по пустынным проспектам и улицам. Первые дворники заступили на вахту. Нельзя не отметить их труд – в городе потрясающая чистота бросается в глаза. Ухоженность газонов, клумб… Праздные пешеходы стали появляться позже. Вообще же довольно интересно наблюдать за тем, как просыпаются города. Как постепенно улицы наводняются людьми, транспорта становится больше и больше. Каждый город просыпается как-то по-своему. Где-то утро начинается с запаха свежего хлеба (Горис), где-то с запаха кофе (Львов), где-то мясники разделывают баранину, готовя шурпу в больших чанах (Тегеран), где-то открываются заведения, торгующие кефиром, и люди по пути на работу, выстраиваются к окошку за стаканом кефира (Самарканд)…
К обеду вернулся на ЖД-вокзал, откуда на дизеле отправился в следующий пункт моего путешествия – Полоцк. Дизели в Беларуси неторопливые, но и расстояния небольшие. Полтора часа – и я в первой столице Белой руси и столице Полоцкого княжества.
Полоцк.
Полоцк – небольшой городок в Беларуси. Хотя, некогда он был довольно большим по тем меркам и даже был столицей. Меня интересовали тут несколько мест: географический центр Европы, который приходится на точку, находящуюся в этом городе. Софийский собор, являющийся самым большим в Беларуси. Более того, в этом соборе находится единственный действующий в настоящее время, орган. Как и во всей остальной Беларуси, в Полоцке очень чтут павших в Великой Отечественной войне. И, как во многих городах, тут тоже установлен памятник – танк. Но только тут стоит именно тот танк, который первым ворвался в еще занятый фашистами город. Ну и хотелось просто прогуляться по городу, посмотреть, как и чем живут тут люди.
Сойдя с дизеля, первым делом направился на автовокзал – покупать билет до Минска. Чтобы распланировать время своего пребывания в Полоцке. До автобуса у меня было порядка 3х часов. Более того, автобус проходил как раз через поворот на Хатынь (которая была следующим пунктом в моей поездке). Время было обеденное, поэтому салоны сотовой связи уже пооткрывались, и я подключился к местному сотовому оператору. Звонки в Россию стОили всего 5 руб/минута в пересчете на российские рубли. Из Самары в Мурманск в то время звонок был дороже, чем из Беларуси в соседнее государство.
После того, как решил вопрос со связью, направился на проспект Франциска Скорины – в центр Европы! Каких-то особых ощущений я там не испытал, но “галочку поставил”. Прогуливаясь дальше по тому же проспекту, набрел на памятник букве “У-краткая”. Эта буква есть только в белорусском алфавите и встречается в таких словах, как, например, “аУтавакзал”.
Пройдя еще немного вперед от этой буквы, вышел к красивой, аккуратной, ухоженной площади. Подумалось: “Чистота и красота не хуже, чем в Западной Европе”. С этой площади уже показалась Западная Двина (есть еще Северная – в Архангельской области). А совсем рядом был и Софийский собор.
Его трудно было бы не заметить. И стоит он по соседству с католическим костелом. Но, к сожалению, орган послушать мне в тот день не суждено было – служба начиналась в то время, когда я уже должен был ехать в сторону Минска. Да и еще несколько часов в Полоцке я не представлял – чем можно занять. Поэтому сел на маршрутку и поехал на противоположный берег Двины – туда, где находится памятный курган Бессмертия и тот самый танк, который первым принялся очищать город от фашистской чумы.
Помимо всего перечисленного, с противоположного берега Двины открывался еще и красивый вид на город. Там же находится военный музей, а также капсула, заложенная в 1966 году, с сообщением для комсомольцев 2017 года. Интересно, что же там? Скоро можно будет узнать.
Виды города Полоцка.
А пока меня ждал автобус на Минск.
Сев в автобус, сразу предупредил водителя, чтоб высадил меня у поворота на Хатынь. На что водитель попросил напомнить мне об этом часа через 3, чтоб он не забыл. По дороге до Хатыни проезжали несколько небольших городков, и еще больше деревень. Все как с картинки! Везде обязательно памятник павшим в Великой Отечественной войне. На въезде и на выезде – кресты на обочине. Кресты – как выяснилось, оберегают населенный пункт от злых духов. А памятники – это дань памяти, само собой. Думаю, Беларусь в наибольшей степени вынесла все тяготы той войны. Ведь и с запада на восток, и с востока на запад та война прокатилась именно по Белоруссии. Поэтому, чтоб не забывать всех этих ужасов, нужно поддерживать в молодом поколении память о всех тех зверствах, что выпали на долю нашего старшего поколения. И потому, я считаю, каждый житель нашей страны должен хоть раз посетить такие места как Хатынь, Бабий Яр, Сапун-гора, Мамаев Курган. Мамаев Курган посетил 3 месяца назад, Бабий Яр, Сапун-гора – впереди. А сегодня меня ждала Хатынь.
Хатынь.
От поворота на Хатынь до самого комплекса еще нужно пройти километров 5 по дороге, проходящей среди лесов.
Идти там было очень приятно: воздух кристалльно чистый (заводов в округе нету, лишь непроходимые леса), из звуков – только щебет птиц. Машин на всем протяжении пути не было. Казалось, что я один на целом свете. Когда оставалось километр или полтора, сзади догнала машина, остановилась рядом. Это был старенький volkswagen. Дед за рулем – открыл дверцу и пригласил сесть. Доехали с ним до мемориального комплекса. Вот уж не подумал бы, что приеду к сожженной фашистами Хатыни на немецком автомобиле. Противоречивые были ощущения. Как раз начало темнеть уже. Этот факт придавал какой-то особый трагический оттенок всему комплексу. И вокруг такая гробовая тишина! такое ощущение, что даже птицы не пели. Только звук колокола, постоянно звонящего там в память о зверски убиенных. На том месте, где некогда было село, сейчас остались только остовы печных труб. На которых таблички с именами и фамилиями тех, кто жил в той или иной хате. Напротив каждого имени – возраст. Очень много детишек. Разных возрастов. Но самое страшное – что такая Хатынь была не одна. Мемориальная доска, установленная там, гласит, что 186 деревень были сожжены карателями в одной только Белоруссии. Вместе с жителями! А всего более 2х миллионов жителей Белоруссии были убиты, зверски замучены фашистами во время той войны. Мне еще когда я был в детском саду, рассказывали про Хатынь. А сейчас, боюсь, даже не все взрослые знают про такие страницы нашей истории.
Провел там около часа. Почитал таблички с именами жителей деревни. Это с виду – просто таблички, а за каждой из них – целая семья. Каждая строчка – это человеческая жизнь. И чем меньше цифра справа от имени – тем сильнее щемит сердце. Тяжелое место.
Обратно ехали с тем же дедом. Он, оказывается, сделал небольшой крюк, чтобы заехать в Хатынь. Говорит, иногда заезжает сюда. Довез он меня до трассы Витебск – Минск и уехал в сторону Витебска. Мне же оставалось ловить попутный транспорт до Минска. Ехать надо было еще около 60 км. Но проблема была в том, что уже стемнело. Вокруг были только леса. И парня под два метра ростом, в кожанке и с сумкой, стоящего на обочине у леса, думаю, в это время суток мало кто решился бы посадить в свою машину. И от этих мыслей было не радостно. Так как в Минск попасть надо было – у меня ночью из Минска поезд на Гродно уже был. Выбиваться из графика не хотелось. Да и ночь среди лесов на дороге не радовала.
Однако, не прошло и 15ти минут как остановилась машина, в которой сидели муж с женой возраста немного чуть за сорок лет. Первый вопрос, который они мне задали:
– а не страшно вот так к незнакомым людям в машину садиться?
– а вам не страшно? незнакомого парня в лесу подбирать
– у нас на дорогах не хулиганят. а вы не из Беларуси?
– нет, из России.
– а откуда именно?
– Самара.
– о! а я там была! это же Куйбышев бывший?
– да. давно были у нас?
– после окончания института практику проходила у вас на Куйбышевской ЖД в управлении.
Так и завязалась беседа, продлившаяся до самого Минска. Рассказал им о своих планах посещения Беларуси. Попутчики мои были очень удивлены тем, сколько всего я знаю про их страну (сколько интересных мест), сколько всего хочу посмотреть. Мы, говорят, живем тут всю жизнь – и то всего этого не видели. Еще очень приятно было им, что туристы из России приезжают к ним. Все-таки, братский народ и приятно, что русские не забывают про них. А то, говорят, все в Турцию да в Египет.
Минск.
Доехал я до станции метро “Усход”. Первым делом отправился на Чыгуначны вакзал – брать билет до Гродно. Соответственно, под землей добрался до нужной мне станции метро, а оттуда поднялся и оказался в здании вокзала. До поезда мне оставалось чуть более 2х часов, поэтому отправился гулять по вечерней столице Беларуси. По задумке архитектора города, любого приезжающего в Минск, должны встречать символические ворота, стоящие аккурат напротив железнодорожного вокзала. Это две высотки, стоящие по обе стороны от проспекта, отходящего от вокзала.
Через них я и вошел в город Минск.
Сразу же направился к стелле “Город-герой Минск”, которая венчает проспект Победы. Там же находится и аллея городов-героев. По традиции сфоткался возле названия города, в котором нахожусь (Минск) и Мурманск (малая родина). А оттуда уже отправился к Троицкому предместью – исторической части города. Непривычно было попасть в островок старинной истории посреди современного города. Гуляя вдоль Свислочи, почему-то мне вспомнился Екатеринбург и временми казалось, что я гуляю по берегу Исети. И вообще временами и местами Минск напоминал мне Екатеринбург, который я посетил тремя месяцами ранее. Так, гуляя по уже ночному Минску, нашел каких-то стальных коней, на которых, разумеется, залез. Погулял мимо красивых зданий в центре города.
И уже ночью вернулся на вокзал, где для меня и закончился этот первый, насыщенный день в Беларуси. Утром меня ждал Гродно.
Купить книгу “Путешествия. Козлов. Первый Белорусский поход”
Книга “Путешествия. Козлов. Первый Белорусский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 80 стр.
Объем файла 7,5 Мб
Цена: 149 р.
Путешествие в Беларусь
Еще больше интересной информации здесь:
“ПУТЕШЕСТВИЯ ~ Капитан Козлов” в Яндекс.Дзен:
Любопытные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov
Рекомендую посетить сайт нашего совместного проекта с моей женой, психологом Натальей Козловой “Школа Счастливых Отношений“: