Украина, Крым 2012 год. День 6. Симферополь. Ялта. Севастополь.

Форум по Крыму

Эпиграф
Легендарный Севастополь
Неприступный для врагов!
Севастополь! Севастополь!
Город русских моряков.
(с) Гимн города Севастополя

Феодосия.
В 2012 году автобус из Феодосии до Севастополя ходил только раз в день и это стало для меня неожиданностью. На автовокзале узнал, что автобус уже ушел. Но нормальные герои всегда идут в обход есть же выход. Как в Беларуси телепортом является город Барановичи (выручал меня не раз), так в Крыму – Симферополь. Для себя я решил, что Симфер был построен для того, чтобы через него можно было ездить из города в город по Крыму. Решил ехать с пересадкой через Симферополь. Дорога Феодосия – Симферополь мною уже была прокатана.

Симферополь.
В Симфере же поглазел по сторонам, в окна, чтобы разглядеть город повнимательней и составить хоть какое-то впечатление о нем. Больше всего впечатлили горы, которые начинались за городом. Не то что бы я прежде не видел гор вокруг городов. Я вырос в городе, окруженном горами. Но те горы были лесистые. Да и Жигулевские горы – тоже в лесах. Тут же горы были лысые и довольно высокие. Напоминает Иран. Там тоже вокруг некоторых городов похожая природа.
Чтобы хоть как-то обозначить место пребывания, сделал одну единственную фотку из окна автобуса.
Гигантский цветок в Симферополе. АР Крым. 2012й год

Как уже неоднократно было отмечено, в Крыму из Симферополя можно уехать в любую точку полуострова. Я же хотел убить сразу двух зайцев. Попасть в Севастополь и проехать на междугороднем троллейбусе. Рогатый из Симфера ездит только в Ялту. Знания в области географии подсказывали мне, что оттуда до Севастополя останется всего километров 70-90. А это расстояние не сложно преодолеть разными способами. Начиная от попуток, и заканчивая официальным автотранспортом (уж на такое расстояние должно быть много маршрутов). Рассудив таким образом, смело двинул кости в сторону кассы на троллейбус до Ялты. Тут есть один нюанс, имеющий как положительную, так и отрицательную стороны. Ялта находится на ЮБК (Южный берег Крыма). Там же находятся и горы (так уж случилось). Троллейбус, хоть и резиновый, но мощность его не безгранична. Соответственно, в гору он может затянуть не такое уж большое количество пассажиров (помимо собственной массы). Поэтому количество билетов, продаваемых на каждый отдельно взятый рейс, строго ограничено. Будет продано N билетов. При вместимости троллейбуса 5N пассажиров. Это значит, что, возможно, придется ждать следующий, чтоб уехать. Либо даже ехать еще позже, вместо того, чтобы втиснуться в ближайший отправляющийся по маршруту “Симферополь-Ялта”. Теперь о хорошем. В силу вышесказанного получается, что будут заняты только сидячие места. Т.е., не придется ехать стоя полтора-два часа. Мне в тот день довелось познать обе стороны одной медали. Причем, обе оказались оборотными. Сначала оказалось, что на ближайший отправляющийся троллейбус билеты все уже проданы и пришлось брать билет на тот, что отправляется позже. Правда, при посадке занял козырное место у переднего окна – чтоб по пути любоваться пейзажами. Примерно на середине пути к нам подсел Облом. На подъеме в гору наш рогатый не выдержал напряга и сломался. Всех пассажиров попросили вышвырнуться на обочину и ждать следующий троллейбус. А поломатый уехал восвояси. Но засада в том, что и следующий троллейбус – тоже не Атлант. Помимо тех пассажиров, что уже сидят в нем, он может взять лишь несколько человек с обочины. Иначе его постигнет та же участь, что и его предшественника. Поэтому всех нас могли собрать несколько троллейбусов. И самым последним ждать пришлось бы долго. В мои планы это не входило, потому я решил пробиваться в первый же приехавший троллейбус. Т.к. время уже было обеденное, а мне предстояло из Ялты еще ехать в Севас. И насколько оперативно получится выехать из Ялты – было неизвестно. Так-то я планировал съездить в Севастополь и вернуться назад одним днем. Но в силу некоторых причин из Феодосии выехал позже, чем рассчитывал, да и маршрут давал большой круг. Потому следующий же рогатый был мой. Собственно, вот он:

Троллейбус Симферополь - Ялта. АР Крым, 2012й год

Правда, все козырные места уже были заняты. Но я уже готов был ехать и стоя. Лишь бы ехать. Тем более, что в планах было еще посещение вершины Ай-Петри. До нее можно добраться из Ялты. Тут ко мне стало постепенно приходить понимание того, что в один день могу все не успеть. И если по приезде в Ялту я поеду на Ай-Петри, то в Севас я приеду в лучшем случае только вечером. Но я был бы не я, если б у меня не родился план на этот случай.
Правда, по мере приближения к Ялте я понимал, что планы придется менять полностью и импровизировать.
А пока мы спускались с перевала и я сверху любовался панорамой Алушты. Я считаю, что вид, который открывается на Алушту и окрестности с перевала по дороге из Симферополя – один из самых красивых в Крыму. Город расположен в живописной долине в горах на берегу Черного моря. Правда, есть и минус в таком расположении – что Алушта, что Ялта – дождливые места в Крыму. По рассказам местных жителей тут стабильно 2-3 раза в неделю идут дожди. А вот в Севастополе, который расположен в 80ти км от Ялты, за все лето может не быть ни одного дождя. Вот и подъезжая к Ялте, я обнаружил, что за окном дождь. Как в такую погоду ехать на Ай-Петри? Зачем? какая оттуда панорама ЮБК? Дождливый и пасмурный Крым? Никакого желания ехать в горы не было. Но где-то в глубине души я уже решил, что в Феодосию сегодня не вернусь, потому еще оставался шанс на следующий день из Севастополя доехать до Ялты и оттуда уже подняться на самую высокую вершину Крыма. Мысленно я начинал перебирать варианты, где заночевать в Севастополе – гостиница, хостел, квартира на ночь. В любом случае – что-то должно быть.

Ялта.
В Ялте было пасмурно. И даже дождь. Это минус. Зато, сойдя с троллейбуса, упёрся в маршрутку на Севастополь. И отправлялась она – уже сейчас. Это плюс.
Ялта мне сразу НЕ ПОНРАВИЛАСЬ. В первую очередь сказался дождь и вообще пасмурная погода. Потому желания было два: 1) поскорее уехать оттуда; 2) чтоб в Севастополе не было пасмурно.
Оба желания осуществились. По мере отдаления от Ялты погода налаживалась.

По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год
По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год
По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год Форос. По дороге из Ялты в Севастополь. АР Крым, 2012й год

Проезжая мимо Фороса, подумал “так вот, где был Горбачев, когда страна начала трещать по швам в 1991м году”.

Севастополь.
Севастополь меня порадовал сразу же. Своим существованием. Тем, что, наконец, я добрался до него. Конечным пунктом моего путешествия в тот день стал автовокзал города-героя. Знакомство с городом началось для меня из окна маршрутки. Как только увидел первые памятники – в частности, матросу Кошке, захотелось уже выйти и пойти изучать город. Но решил, что, все-таки, лучше доехать до автовокзала, т.к. там должны быть объявления о сдаче квартир на сутки. Время уже близилось к вечеру и у меня уже не оставалось сомнений, что ночевать мне сегодня в Севастополе. Действительно, объявления были. Взял пару номеров. Билетом на обратную дорогу озадачиваться не стал. Посмотрел лишь, что транспорт из города в Ялту есть. и ходит регулярно. Однако же, я все больше становился уверенным в том, что завтрашний день будет экспромтом и из города поеду на чем придется. И не факт, что из города.

Въезд в город Севастополь. АР Крым, 2012й год

Матрос Кошка – это, конечно, хорошо. Но уже не терпелось начать осматривать достопримечательности, являющиеся символами, визитными карточками города. Ну, и корабли, наконец! Потому поспешил к центру города (по улице Ленина, полагая, что она-то должна вести в центр). Логика не подвела. Как только увидел Нахимова – понял, что пришел. Теперь можно было расслабиться и просто гулять. Направление, в котором гулять, было определено. Ориентир – море (должно оставаться по правую руку). Эта точка стала отправной для меня в моих странствиях по городу и своеобразным ориентиром. Первым делом, конечно, направился, к берегу. В Севастополь особенно хотел съездить. Не только потому, что это город-герой. Но и потому, что база Черноморского флота. Я родился и вырос на Северном флоте. Одно время мечтал служить на подлодке (но по иронии судьбы оказался негоден к службе именно в подводники). А потом вообще перегорел этой идеей и расхотел. Но корабли и флот продолжали интересовать. Кроме того, с детства еще (с детского сада) глубоко в мозг засела мне картина “Оборона Севастополя”, штурм Сапун-горы. Все-таки, тогда с самых малых ногтей детям рассказывали про историю нашей страны, воспитывали патриотов. И на следующий день в Севастополе я еще раз имел возможность убедиться в этом и сравнить.
Но это завтра. А пока я направился к набережной. Тем более, что набережная – это сердце города. Памятник затонувшим кораблям, Синопская лестница, военный госпиталь, бухта с военными кораблями и много чего еще.

Спуск к набережной. Севастополь. АР Крым, 2012й год Госпиталь. Севастополь. АР Крым, 2012й год На набережной Севастополя. АР Крым, 2012й год На берегу Черного моря в Севастополе.  АР Крым, 2012й год
На фоне Черного моря. Севастополь. АР Крым, 2012й год Парус. Севастополь. АР Крым, 2012й год Сад бабочек. Севастополь.  АР Крым, 2012й год Памятный знак героям эскадры. Севастополь. АР Крым, 2012й год
Барельеф акватории Черного моря и порты на нем. Севастополь. На набережной Севастополя. АР Крым, 2012й год Черное море. Севастополь. АР Крым, 2012й год Черное море. Севастополь. АР Крым, 2012й год
Волны бьются о берег в Севастополе. АР Крым, 2012й год Капитан Козлов на фоне символа города Севастополя. АР Крым, 2012й год Мемориал расстрелянным матросам крейсера Очаков. Севастополь.  АР Крым, 2012й год Вечер на набережной Севастополя. АР Крым, 2012й год
Памятник затонувшим кораблям. Севастополь. АР Крым, 2012й год С пользой и во славу России. Севастополь. АР Крым, 2012й год 220 лет основания Севастополя. АР Крым, 2012й год Корабли Черноморского флота. Севастополь. АР Крым, 2012й год
Корабли Черноморского флота. Севастополь. АР Крым, 2012й год Корабли Черноморского флота. Севастополь. АР Крым, 2012й год Капитан Козлов на Черноморском флоте. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Капитан Козлов на Черноморском флоте. Севастополь. АР Крым, 2012й год.

Трудно передать всю гамму чувств и эмоций, обуревавших меня, пока я гулял по местам боевой славы в Севастополе. Точнее, весь город – это сплошь боевая слава и история. Но тут, на берегу – и сердце, и душа города. Тут корабли – вся суть Севастополя. Собственно, и памятник затонувшим кораблям – это и боль, и гордость, и вся суть города. Думаю, невозможно представить себе Севастополь без кораблей. Город и обязан своим появлением именно кораблям, флоту. Таких удобных, укрытых бухт больше нигде нет. Идеальное место для базирования флота. Естественно, он привлекал внимание многих держав. Город, как и весь полуостров буквально полит кровью его защитников. Но не только люди ложились костьми, не пуская в город захватчиков. В турецкую войну, когда защищать бухты города было уже нечем, было принято решение затопить уцелевшие корабли у входа в Южную бухту. Чтобы мачты этих самых кораблей не давали пройти вражеской эскадре. Такое решение было сродни Кутузовскому “Лучше потерять Москву, чем армию и Россию”. Так и тут. Корабли были отстроены заново, а город остался неприступным.
Еще одна страница истории Севастополя – Гражданская война. Именно досюда дошли войска корпуса Врангеля. Более того – город стал резиденцией Врангеля. И именно отсюда большая часть белогвардейской интеллигенции уезжала за границу – в эмиграцию.
Во время Великой Отечественной войны Севастополь первым принял на себя ее удар. В 3:13 в небе над городом появились вражеские самолеты. Это еще одно свидетельство того, насколько важен был город. И оборона города была кровавой, жестокой. Только для взятия Севастополя из Германии были пригнаны мортиры Дора и Карл.
Все это (и не только это) я вспоминал, прогуливаясь вдоль набережной. А когда вышел к кораблям – тут уж забыл про все на свете. Вот они – красавцы-эсминцы. Правда, далеко. Но тем не менее. Сел на пирс и стал разглядывать.
По городу очень много российских флагов (не забываем – на дворе был 2012й год), сплошь русская речь, русские вывески. Все это бросалось в глаза. Преследовало ощущение, что Севастополь – это как кусок России на Украине. Однако же, формально это была заграница. На пирсе ко мне подошел местный житель, разговорились с ним, он рассказал, что моряки стремятся попасть служить именно на Черноморский флот. И не только из-за климата. Но и по финансовым соображениям – считалось, что тут они откомандированные на территорию иностранного государства. А потому получают зарплату в валюте + командировочные + суточные.

Посидев еще немного на берегу и полюбовавшись кораблями, направился погулять и по “сухопутной” части города. Помимо того, что это город-герой, он еще и город курортный. В парках и скверах – полно народу. Все гуляют, веселятся. На эстраде-ракушке танцуют девочки из танцевального коллектива. Чуть поодаль, в кустах, танцует странный подвыпивший тип. Вобщем, всеобщая радость и ликование.

Эстрада - "ракушка". Севастополь. АР Крым,2012й год. А кому и площадь - эстрада. лишь бы зрители. Севастополь. АР Крым, 2012й год

Чуть вдалеке стояла уже знакомая мне пол Львову и Одессе металлическая девочка. В тот год на Украине это было популярно, похоже. Мода докатилась и до Севаса.

Девочка-робот. Севастополь. АР Крым, 2012й год.

От Приморского бульвара, через доску почета города вышел к главной площади города – площади Нахимова. Думаю, не нужно говорить, что в городе очень много улиц, площадей носит имена великих адмиралов и моряков. А уже через дорогу от площади заметил геройские звезды и названия городов. Аллея городов-героев. Стороной ее обойти не мог. Традиционно, родной Мурманск и город-герой, в котором нахожусь.
Поднимаясь по ул. Ленина вверх (море слева), вышел к администрации города, за которой стоит Екатерина II и с пьедестала взирает на музей черноморского флота (тот, что через дорогу от нее).

Приморский бульвар. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Приморский бульвар. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Городская доска почета. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Памятник адмиралу Нахимову. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Барельеф на пьедестале памятника Нахимову. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Барельеф на пьедестале памятника Нахимову. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Площадь Нахимова.  Севастополь. АР Крым, 2012й год. Аллея городов-героев.  Севастополь. АР Крым, 2012й год. Севастополь город-герой. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Севастополь город-герой. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Аллея городов-героев. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Музей Черноморского флота. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Памятник Екатерине II. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Памятник Екатерине II.  Севастополь. АР Крым, 2012й год. Экспонаты музея Черноморского флота. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Экспонаты Музея Черноморского флота. Севастополь. АР Крым, 2012й год.

Еще одним признаком того, что нахожусь в морском городе, являются, собственно, моряки. Которые, в отличие от отдыхающих, ходят не толпами, а стройными колоннами.

Севастополь! Севастополь! Город русских моряков. АР Крым, 2012й год Севастополь! Севастополь! Город русских моряков. АР Крым, 2012й год

Я за ними не пошел, а пошел куда глядят глаза. Глаза мои узрели вдалеке корабли. Пошел в их сторону. Сначала был асфальт, потом грунт, потом какие-то развалины, за ними начинались буераки, а за ними вообще кусты и дикие собаки. Так я вышел к Южной бухте. Спускаться было бы безумием, да и сверху обзор был получше. Правда, ничего выдающегося я не увидел.

Пристань Южной бухты. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Пристань Южной бухты. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Пристань Южной бухты. Севастополь. АР Крым, 2012й год.

Кораблей на сегодня мне уже было достаточно. Пошел гулять дальше. Мимо уже знакомой мне площади Нахимова, дальше, куда еще не ступала моя нога. Следующим пунктом назначения обозначил себе Херсонес.
К тому времени начинало смеркаться уже. С ночлегом я так и не определился. Но и решил, что действовать буду по обстоятельствам. Да и спать пока не хотелось. А отдыхающие тем временем, смотрю, начали уже укладываться. Причем, кто где. Видимо, исходя из того, где кого свалило с ног. Вот летнее кафе, закончившее свою работу, сваленные в кучу пластиковые стулья, свернутые зонты. А на 3х стульях рядом в позе звезды спят трое туристов. Тут же сложены иховы рюкзаки. Метров через 500 на скамейке безмятежно спал еще один мужчина. Но уже сам по себе. Отметил про себя, что, похоже, тут и так тоже можно. И на крайний случай скамейку пустую можно будет найти.

Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год
Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год Прогуливаясь по городу Севастополю. АР Крым 2012й год

Тем временем на город спустилась ночь. А Херсонеса все не было.
Спросил у попавшегося мне прохожего, как пройти к Херсонесу. Мне указали на забор через дорогу. Вдоль которого мне следовало держать свой путь. У забора внезапно обнаружилась калитка. За ней – памятник. Любопытство потянуло меня туда. Полагая, что очередной парк или сквер. Прочитал на памятнике, что установлен он какому-то адмиралу. Неподалеку – еще один памятник. Почитал – еще один адмирал. Ну, думаю, все логично. Севастополь. Адмиралы. Но что-то уж больно много адмиралов на квадратный метр. Огляделся – а рядом памятники размером поменьше. Е-мое! Кладбище! Нифига себе! забрел посреди ночи. А от калитки уже отошел прилично. Побрел дальше вперед, в надежде, что дальше будет выход. Выхода не оказалось – уперся в ограду. Пришлось возвращаться назад – туда, откуда заходил. Таким образом, я второй раз в жизни забрел ночью на кладбище. Первый раз был в окрестностях Барановичей (уже не первый раз за сегодня упоминается этот город).

Зато после кладбища не так страшно стало шагать по ночным улицам города. И так, подбадривая себя, таки-вышел к Херсонесу. Правда, на территорию попасть уже не удалось. Но поглазеть-то через забор можно. И пофоткать – тоже. Правда, качество не ахти какое получилось. В живую интереснее посмотреть было.

Херсонес ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год Херсонес ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год Херсонес ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год Херсонес ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год
Херсонес ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год Херсонес ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год

Решил, что завтрашний день надо будет начать с Херсонеса. Тем более, что, как мне сказали, работать он начинает с утра, часов с 9ти. А в храм можно на службу прийти пораньше. Терять время до 9ти часов в мои планы не входило. Я и так сегодня потерял много времени и не успел все, что было задумано. Ну а пока ловить тут было нечего. Потому двинулся дальше, куда глядят глаза (запоминая дорогу, чтобы с утра быть тут). Бродя то по одной улице, то по другой, огибал одну бухту за другой. И, почему-то уверовал в то, что таким образом сделаю круг и выйду снова к площади Нахимова (главное – чтоб море оставалось по правую руку). Забыл, что Севастополь – как расческа, состоит из бухт и тянется вдоль моря. Вышел в Гагаринский район. Это уже обычная городская застройка панельными домами. Но тут жизнь кипела. Народ гулял по проспекту, магазины работают, музыка играет. По проспекту вышел к Парку Победы. Помню, для себя решил, что это мой шанс выйти к той точке, откуда начинал свое путешествие по улицам Севастополя. Но, к сожалению, пройдя весь парк, уперся в бухту, которую можно было либо переплыть, либо обойти тем же манером, которым я сюда и попал. Как же не люблю возвращаться назад. Особенно тем путем, которым уже ходил. Но другого пути не было. Ночевать решил в районе Приморского бульвара (и скамеек там больше, да и все-таки, центральный район, а не спальный). Спросил у прохожих, как отсюда можно добраться до Приморского? Имея в виду короткий пеший путь. Ответ меня поразил: “сейчас, наверно, разве что на маршрутке 6, но она редко ходит в это время”. Я, признаться, вообще не ожидал какой-то транспорт увидеть в это время уже. Но повезло еще раз: маршрутка подошла довольно быстро. А внутри салона удивился еще раз. Объявление: “Стоимость проезда с 6ти утра до 23х часов. И с 23х часов до 6ти утра – другая”. Оказалось, маршрут работает круглосуточно. Севастополь был на моей памяти первым городом, в котором общественный транспорт работает круглые сутки. Пусть даже и отдельно взятая маршрутка.
Отдал дяденьке за проезд сколько было написано и через некоторое время оказался в уже хорошо знакомом мне месте – у памятника Нахимову.
Прогулялся по тем же самым местам, но уже ночью. Ночью набережная особенно красива. И стал подбирать себе место для ночлега. Хотя, спать оставалось всего2-3 часа, т.к. подъем решил сыграть себе ранний, часа в 4-5, чтоб к 7ми утра дойти до Херсонеса. Дошел до Екатериной Великой, за которой приглядел себе тихий спокойный дворик, на скамейке в котором и устроился поспать, поставив себе будильник.

Парк Победы ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Лайнер у пристани  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Синопская лестница  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Мемориальная доска Л.Н.Толстому  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Памятник затонувшим кораблям  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Памятник затонувшим кораблям  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Памятник затонувшим кораблям  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Приморский бульвар ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Площадь адмирала Нахимова  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Аллея городов-героев  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Аллея городов-героев  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год. Севастополь город-герой  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год.
Екатерина II  ночью. Севастополь. АР Крым, 2012й год.

В каких городах-героях Вы бывали?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

География путешествий
Статистика


Top.Mail.Ru