Средний Урал. День 1. Челябинск.
Visits: 0
Эпиграф
Челябинские мужики настолько суровые, что варят сталь в пригоршне
Наша Раша
Челябинск.
В Челябинск хотел съездить давно. Хоть это и не Средний Урал, а Южный. Более того – столица Южного Урала. Тем не менее, отнесу его в своем блоге к Среднему Уралу, т.к. в эту свою поездку я ехал севернее и севернее. Как я уже писал ранее, план по посещению городов-миллионников никуда не делся и его нужно было выполнять. Из ближайших к Самаре непосещенными оставались Челябинск и Пермь. Потому и решил объединить их в одну поездку.
Как и большинство городов, Челябинск начался для меня с вокзала (им же, собственно, и закончился). Но здесь на вокзале мое внимание привлек один объект. А именно – табличка.
Тогда-то, пожалуй, во мне с новой силой вспыхнуло желание проехать по Транссибу. Ощутил себя на пороге этого великого пути. Хоть и он начинается в Москве (на Ярославском вокзале), но от Москвы до Челябинска рельсы были мною катаны уже, а впереди, за Уралом простирались еще тысячи километров бескрайних просторов нашей страны. Эту идею я к тому времени уже почти год как вынашивал. И, забегая вперед, скажу, что через два года ей суждено было стать былью. А пока – Челябинск!
При выходе с вокзала гостей города встречает дядюшка Урал.
В Челябинске у меня не было конкретного маршрута, а была запланирована стандартная программа: центральная площадь, пешеходная улица, центр города. И на десерт – Челябинский трубопрокатный завод, получивший широкую популярность после того, как страна узнала про Ивана Дулина. Потому и пошел куда глаза глядят. Глаза мои глядели направо от вокзала – в сторону памятника паровозу (правда, паровозом ЭТО назвать сложно)
С некоторых пор в России принято считать Челябинск суровым городом. Дескать, мужчины струей раскалывают писсуар и все такое. Сам я подобными навыками не обладаю, но за жителями города, для всякого случаю, наблюдал. Может, кто ворону взглядом сшибет в полете или кто трамвай на ходу остановит. Ничего подобного пока не заметил, зато заметил другое явление. А именно – танковые башни на постаментах. Примерно такие же видел в Волгограде, но там они указывали на места, через которые проходили рубежи обороны города во время Великой Отечественной войны. А тут? А тут – просто листопад Танкоград! Танкоград – второе название столицы Южного Урала.
Дуло указывало идти прямо, но я пошел направо – туда, куда вела Большая улица. В данном случае улица “Большая” – правильно написана с большой буквы. Именно так называлась прежде улица Цвиллинга, которая и вела меня от вокзала вглубь города. Чем же еще он меня порадует? А продолжал он меня радовать пока все больше железнодорожной тематикой. Сначала дворец культуры ИХ – железнодорожников. Потом настоящий паровоз в кустах. Причем, почему-то красный! То ли это отсыл к коммунистическому прошлому (Наш паровоз летит вперед, в коммуне – остановка!), то ли это некая метафора по задумке автора. В общем, загадок пока было больше, чем отгадок (1 : 0).
Кто должен был бы проявиться после железнодорожников?
Кто? Кто? Пушкин!
Он и проявился (и не раз).
Товарищ Пушкин не заставил себя долго ждать. Практически сразу за паровозом раскинулся сад имени его – паровоза Пушкина. Первый, кто меня повстречался в этом саду, был… Верблюд! Самый настоящий. И это не побег из дурдома зоопарка . Казалось бы, верблюды – это караваны пустыни. А не гор! Однако же, любознательный читатель может нагуглить, что герб южной столицы Урала – не что иное, как этот двугорбый. Дело в том, что в прежние времена через эти края проходили маршруты караванов. Сам был весьма удивлен, когда узнал (а узнал задолго до поездки) – потому и не удивился появлению этого плеваки на моем пути именно в Челябинске.
В этом парке я в тот день испытал новые для себя ощущения. Признаться, до тех пор ни разу не катался на американских горках. У нас в тундре в детстве были только олени да ягель. А вот тут в парке оказались самые настоящие горки. С петлёй и всякими другими ништяками. К слову сказать, в Самаре есть свои американские горки. Стационарные. Но до них как-то тоже не дошел. Зато прокатился тут на переносных. Кричал, как ошпаренный. Сосед мой по несчастью спросил меня – “чего орешь? ты откуда?”. “От верблюда” – только и смог выдавить из себя. В общем-то это в известной степени было правдой.
Челябинск мне начинал нравиться.
Хотелось посмотреть на него с высоты. В парке было еще колесо оборзения, но решил, что на верху побываю несколько секунд и толком не посмотрю. Решил, что подвернется другой шанс.
А Большая улица (она же – Цвиллинга) вывела меня на чистую воду главную площадь города. Там еще раз убедился, что я в Челябинске, осмотрел ее и увидел, что от нее отходит пешеходная улица (она же – улица Кирова). Кстати, начиналась она тоже с верблюда. Внимательный читатель, думаю, заметит его. А пока – главная площадь
Пока прогуливался по площади – позвонили родители. Традиционно – первый вопрос: “Ты где сегодня?”
– в Челябинске
– завтра куда?
– в Пермь
– а потом?
– Ижевск.
– оттуда – домой?
– да.
Минут через 5 позвонила сестра:
– родители на меня ругаются
– за что?
– говорят, ты почему дома сидишь? Денис, вон, выходные использует по максимуму, снова колесить поехал. А ты все дома сидишь.
А, помнится, бывало наоборот. Гонял никому ничего не говоря. Чтобы только не высказывали мне за то, что мотаюсь по городам и весям. Мама не увидит – мама не обидит.
Так, в компании родственников дошел до Челябинского Арбата. Тут ждало множество разных памятников, городских скульптур, да и просто диковинных штук. Тут тебе были и саксофонист, и мужик в лаптях, и фотограф у кривого зеркала, и Левша, подковывающий блоху… в общем, на любой вкус. Такого обилия фольклорных элементов в виде изваяний на квадратный километр я не припомню. Ну и, конечно, верблюд – куда ж без него.
Особняком для меня стоит военная тема. Особенно в канун Дня победы. В Челябинске хоть войны и не было, но он тоже вносил свой вклад в дело Великой Победы. И доблестные сыны уральской земли погибали на полях сражений. И другие, не менее доблестные сыны и дочери Урала стояли у мартенов и станков, отливая сталь и выпуская танки, снаряды и другое вооружение для наших солдат. Об этом помнят в Челябинске и поныне. По понятным причинам особый почет и уважение здесь – танкистам (см.памятник на фото ниже). Но и остальные воины не забыты, а внесены в книгу памяти. Это реально – книга. С реальными страницами, которые можно листать. А на этих страницах – фотографии и имена героев. Причем, к героям я сейчас отношу не только Героев Советского Союза, а и простых солдат и офицеров, которые не вернулись, и которые вернулись с фронта. Иначе книга не получилась бы такой большой, что страницы ее можно было переворачивать только вдвоем или втроем.
Чуть поодаль – вечный огонь, у которого выставлен почетный караул из курсантов.
После того, как часть обязательной программы была выполнена, приступил к произвольной. Вышел на берег Миасса, повалялся на травке – благо что погодка так и шептала “позагорай!”. Собственно, не ослушался ее. Однако, пройдя потом пару километров, увидел сугробы снега, который еще не растаял. Такой вот суровый город: можно загорать, а не по далёку будет еще снег сугробами (хоть и в тени, но тем не менее)
Погуляв по городу, решил, что пора бы сгонять к месту, которое принесло широкую популярность городу в наше время. Челябинский трубопрокатный завод. Стал спрашивать у местных, как к нему добраться. Уж не знаю, что думали прохожие, когда я спрашивал их, как добраться до этого завода. В выходной! Но улыбались и отвечали. Мой вопрос звучал, наверно, не менее абсурдно, чем “Как пройти в библиотеку?” (в три часа ночи). Сошлись на том, что мне надо с проспекта Ленина сесть на маршрутку, доехать до определенной остановки и там немного пройти пешком. Выйдя на проспект, увидел вдалеке какой-то памятник и высотку. Что-то подсказало мне, что мне – туда. Высотка оказалась зданием Южно-Уральского государственного Университета. Построенная по образу и подобию МГУ.
Это был шанс! шанс осмотреть город с высоты. Дело оставалось за малым. Попасть внутрь. Здание оказалось открыто. Удивительно! Выходной же был. На входе сидел охранник (он же – вахтер). С ним удалось договориться на то, чтобы пройти внутрь. А дальше происходящее напоминало мне компьютерную игру. Цель которой – забраться под самый шпиль, чтоб посмотреть на город. Казалось бы, ничего сложного – поднялся на лифте, потом по лестнице и вуа-ля! Но лифт не работал. Пошел по лестницам. Не все проходы были открыты. Я тоже был студентом и знал, как устроены университеты. Если закрыт один проход на этаже, то можно пройти по коридору и там непременно будет другой проход. Таким образом и поднимался этаж за этажом. На одном из этажей (где-то уже наверху) ожидал “босс” – еще один охранник. Сидел на стуле и просматривал весь коридор. Он-то и помешал мне сначала подняться выше. Сначала. Помешал. Однако, останавливаться в шаге от цели – не в моих принципах. Сделал вид, что расстроенный ухожу. А затем вернулся и обойдя его, поднялся на самый верхний этаж, с которого уже был выход под шпиль. Но этот выход мне преграждала… лента. Ну уж это было даже несколько смешно. Перешагнул и по винтовой лестнице поднялся под самый шпиль, пробираясь через рабочий инструмент, который был навален на лестнице. Там было небольшое окошко, через которое и посмотрел на город. Правда, осмотреть получилось только одну сторону. Ну, как говорится, чем богаты, тем и рады.
Недалеко от университета стоял (думаю, и сейчас стоит) светоч науки, озаряющий проспект Ленина сиянием из своей головы. Оказалось – Курчатов. Ну чем не светоч? В него, собственно, и упирается проспект Ленина.
А от того самого Курчатова в Челябинске отходит проспект Ленина и несколько маршруток.
Проехав минут 30 на маршрутке номера не помню какого, попал в район с игрушечными аккуратными домиками. Как увидите такие домики, будучи в Челябинске, будьте готовы к тому, что где-то рядом обитает Дулин.
А вот, собственно, и сам завод. Он же Челябинский. Он же – Трубопрокатный.
Где-то там же, в районе того завода уже спальные районы и Челябинское море. Но на море я не планировал, потому погулял спальными районами в сторону ЖД-вокзала.
В районе вокзала меня встретил памятник стрелочнику. Странно, что утром я его не заметил. Либо его утром там еще не было, а к вечеру нашли стрелочника.
Он пытался направить меня на новый путь. Но я пошел проверенным путем. Танки (теперь уже не только башни, а со всем содержимым) указывали мне направление – на площадь. Где все уже было готово к проведению репетиции парада. Такое событие не могло пройти без моего участия, потому поспешил на площадь. Успел аккурат вовремя. Все уже выстроились и ждали товарища капитана Козлова.
По окончании парада подошло время покидать Челябинск и выдвигаться на север – сначала в Свердловск, откуда другим поездом – уже в Пермь. Причем, стыковка у меня там была буквально 10 минут. Для того, чтобы выскочить из одного поезда, узнать, на каком пути меня ждет другой поезд и найдя его, залезть в вагон. Это при условии, что первый поезд придет на станцию Свердловск без опоздания. Хотя, от Челябинска до столицы Урала ехать – часа 3. По-моему, я даже спать не ложился. И постельное белье не брал. Да. Точно! Чтобы потом уже до Перми в фирменном поезде всласть поспать (пусть даже и 4 часа – там ехать часа 4).
В целом Челябинск оставил у меня о себе положительное впечатление. Хотя, это чисто промышленный город и особых достопримечательностей, за которыми специально стОит ехать – нету. Как, например, Волгоград или Нижний Новгород, или Казань.