Казань зимой. День один.
Visits: 0
Эпиграф
Степь да степь кругом –
Путь далёк лежит.
В той степи глухой
Замерзал ямщик.
(с)Русская народная песня
Самара.
Автобус на Казань отходил в 11 часов вечера. 1го января. Народу в салоне было немного. Но это не имеет никакого значения. Т.к. я спал. Проснулся уже когда ехали по Казани. Дорога прошла незаметно. Ночью – самое то! Ибо за окном темень, смотреть не на что. Да и желательно было выспаться после новогодней ночи и приготовиться к прогулке по Казани.
Казань.
В Казани автобус приезжает к речному вокзалу. От него же и уезжает. Приезжает в 8 утра, уезжает в 8 вечера. Вполне удобно, если задумать одним днем посмотреть город. Мой случай. Казань я до этого брал посещал ребенком. Мало что помню. Потом в 2002 году, проездом. Когда ехали на Урал на военные сборы. Тогда, правда, видели лишь вокзал, на площади у которого стояли по стойке “смирно” несколько часов в ожидании поезда. Но тогда было лето, жарко. в военной форме особенно… Лирическое отступление затянулось. Возвращаемся в зиму и гражданскую одежду. Номером первым в программе посещения Казани стоял, конечно, Кремль. Думаю, будь то летом, будь то зимой, а туристы начинают знакомство с городом – с Кремля. От речпорта до него можно доехать на троллейбусе (правда, не до Кремля, а до ЦУМа и там немного подняться нужно будет). Мне же первым делом захотелось прокатиться в Казанском метро. Это самое молодое метро в России. Но меня привлекало не это, а, как я предполагал, его аутентичность, самобытность. Так и оказалось. Станции оказались отделаны национальными узорами (не все, правда), мозаикой выложены национальные мотивы. А станции объявляются по-татарски и по-русски. Проехав несколько станций, вышел на станции “Кремлевская”. Она, как раз, отделана в национальном стиле.
Как бы ни было тепло в метро, но прятаться от вьюги и метели весь день под землей не будешь (как я прятался под землей от жары на Кише).
Кремль ждал меня. Жемчужина Казанского кремля – мечеть “Кул-Шариф”. По-моему, прежде мне не доводилось бывать в мечети. Тем интереснее было посмотреть. Считается, что эта мечеть – самая большая в России. Но на самом деле это не так. На тот момент самой большой мечетью была мечеть в Уфе – “Ля Ля Тюльпан” (где я побываю через 4 месяца), а до нее самой большой (по-моему, даже в Европе) была мечеть в Самаре.
Но то, что она считается, по праву, самой красивой – с этим невозможно не согласиться.
Казанский кремль – это уникальное сооружение. Единственное место в России (а, наверное, и в мире), где по соседству располагаются мусульманская мечеть и православный храм. Считаю, это символичным. Потому как на территории Казани в частности и Татарстана в целом мирно уживаются люди разных конфессий, вероисповеданий, национальностей. Более того, даже татары – есть мусульмане, а есть татары, исповедующие православие (кряшены). Так что, не с проста в сердце Казани и мечеть, и православный храм.
Еще один памятник на территории Казанского Кремля – это башня Сююмбике. Уникальность ее в том, что вершина башни смещена относительно центра основания. Проще говоря, она криво стоит. Нет окончательного согласия и относительно даты постройки этой башни. Тем не менее, это еще один из узнаваемых символов Казани.
Кроме Кремля в Казани много чего еще можно посмотреть. Но в ТУ поездку погода явно не шептала. Что и говорить, не располагала к прогулкам по городу, тем более – к фотографированию. И метель портила кадры, и снимать перчатки не хотелось. Да и, к тому же, в первой половине дня хоть что-то было видно, а после обеда вообще начало мести так, что и просто по улице гулять было неприятно и трудно – видимость стремительно падала. А пока она совсем не упала успел прогуляться вокруг Кремля и дойти до улицы Баумана.
Из главных достопримечательностей успел запечатлеть лишь улицу Баумана немного, пока еще возможно было что-то различить. По ней, конечно, гулять можно долго. И красива она как летом, так и зимой. Зимой какой-то свой антураж придают старинные фонари. Вечером не очень ярко освещается улица. Кажется, что попал на рубеж 19го и 20го веков, когда свечные или керосиновые лампы вот так же тускловато горели. Все-таки, сейчас, думаю, в каждом большом городе есть пешеходная улица. И на некоторых из них я бывал. Но только в Казани на улице Баумана испытал чувство погружения в далекое прошлое. Видимо, из-за того, что практически нет более или менее современных домов. Дома по обе стороны купеческие. И фонари! приглушенные фонари. Плюс народу было не так много в такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят Казалось, что вот-вот из этого или вон того дома выйдет влюбленная пара в полушубках. Либо подъедет карета, запряженная двойкой или тройкой лошадей. И пойдут на концерт молодого Шаляпина. Интересные ощущения были.
Улица Баумана днем (и не только она)
Нужно признать, что в какой-то момент уже начал считать время до отправления автобуса назад в Самару. Потому, что гулять по такой погоде становилось все менее интересно. Где можно было посидеть – посидел, поел. Странное ощущение, что приехал из Самары в Казань поесть пиццы (тогда я еще не знал классной кафешки на Кремлевской улице, в которую позже наведывался). Ибо погулять хочется, но смысла особого в этом нет, т.к. заметает все и прогулка превращается в пытку. Но тогда я не знал еще, что это смехуёчки цветочки. Ягодки ждали нас по дороге домой, в Самару. Вот он вожделенный автобус, с которым я и еще 17 человек сроднились на ближайшие 8 часов. Я сидел на переднем сидении – сразу за штурманом. Да-да. У нас был штурман! Выезжали из города в обычном зимнем режиме. Но на посту ДПС нас остановили. Водитель некоторое время разговаривал с инспектором. Суть разговора свелась к тому, что “по трассе дальше заносы и сильная метель. Будьте предельно внимательны, а еще лучше оставайтесь в городе, утром поедете. В ночь опасно ехать по такой погоде”. Здесь нужно сделать небольшое отступление. Татарстан – это довольно равнинная территория. Соответственно, продувается со всех сторон. Местами вдоль дорог посажены посадки деревьев, чтоб они служили преградой для снега. Но это только местами. Да и не от каждого бурана они помогают. Практически сразу за постом ДПС остановились у придорожного кафе. Водитель рекомендовал всем пассажирам поесть, т.к. дорога непредсказуемая и неизвестно, где придется заночевать, и когда мы приедем в Самару (по пути городов не встречается, только Нурлат, но до него еще ехать и ехать). Кто хотел – поели. Водители – в обязательном порядке. И двинулись в путь. Пока мы ели буран усиливался. К тому моменту, когда мы выехали на основную трассу, мело уже так, что местами было не видно дороги из-за перемётов. Т.е, были черные прогалы асфальта. Но можно было ориентироваться по обочинам, либо по фарам редких автомобилей, которые двигались нам навстречу. Видимость была ограниченная. Соответственно, ехали мы не быстро (откровенно говоря, медленно). Но в нашей ситуации оно было понятно. Примерно час-полтора ехали, можно сказать, на ощупь. Местами только выглядывали куски асфальта и дорожной разметки. Машин встречных уже практически не было. Несколько раз оказывалось, что мы едем по встречной полосе. Но в условиях, когда встречного потока нет – это не страшно. А страшно то, что мы двигались по встречке в сторону кювета в такие моменты. Второй водитель (который был штурманом) подошел вплотную к лобовому окну и стал говорить своему молодому напарнику- куда ему рулить. Т.е, приступил к обязанностям штурмана. Мне было видно, как у водителя проступили капли пота на лбу не дрова же везет. По разговорам водителей я понимал, что самое опасное нас ждет впереди. Это Аксубаево. Как они говорили – это Богом (и, видимо, Аллахом) забытое место. Главное – проскочить его. А тут как раз и очередной патруль ДПС (ВНЕЗАПНО!) появился на дороге. Из разговоров с нашими водителями я понял, что им настоятельно рекомендовали не ехать дальше, а либо развернуться и ехать назад в Казань, либо остановиться где-то тут по близости и переждать буран. Из Казани автотранспорт уже не выпускали. Водители наши и в этот раз сумели убедить инспекторов, что смогут пробиться и доехать. Нас пропустили, можно сказать, под честное слово. И мы покрались дальше. Иначе не скажешь. Скорость – хорошо, если 15-20 км/ч. А Аксубаево ждало впереди и еще даже не началось. Встречного транспорта как не было, так и нет. Водитель остановился, чтобы просто отдохнуть минут 10-15. Его можно было понять – вести автобус, в котором пусть и 18, но живых душ (в том числе 2 или 3 детей) – это не семечки. Через некоторое время поехали дальше. По отработанной схеме: штурман говорит, куда рулить, а водитель рулит. При этом водитель периодически говорил “Я не вижу, куда ехать. Не вижу, где дорога. Не вижу, асфальта”. На что штурман невозмутимо отвечал “Не бойся. Я вижу. Слушай меня. Прими правее. Так, так… Теперь влево. Вот так. Так и езжай. Держи руль прямо. Я вижу, где мы едем”. У меня, честно говоря, первый раз в жизни был такой опыт. За боковыми окнами едва различались сугробы обочины. Но некоторые из них были явно в форме автомобилей. т.е., это были заметенные машины. В этот момент мне на память пришла песня “так в степи глухой замерзал ямщик”. Я отчетливо себе представил, как где-нибудь в оренбургских степях, ночью, в буран, ямщики сбивались с пути и вязли в сугробах. Лошади тонули в снегу, сани валились набок, согреться было нечем… Степной ветер уносил тепло и развеивал его по округе, замораживая и человека, и животных. Примерно через час такого пути перед водительским окном (и, соответственно, передо мной тоже) было вообще молоко. Т.е., мало того, что было непонятно, где обочина, где дорога. Так и было непонятно вообще, где верх, где низ. Слабым, но утешением было то, что по близости в перерывах между порывами были замечены огни. Стало быть, какая-то деревня рядом. Остановились. Стали коллективно решать – остаемся тут, возле людей или пробуем пробиться дальше. Останавливаться было чревато тем, что стоячий автобус могло замести снегом, либо порывом стащить на обочину, где он мог увязнуть в снегу. Но, с другой стороны – вблизи жилые дома и люди. Решили, что будем пробовать пробиваться дальше. Но как? Перед окном вообще белое пятно сплошное. Свет фар бьет в лучшем случае метров на 5. А сколько предстояло ехать в таких условиях – непонятно. Это, видимо, и было Аксубаево. За руль сел второй водитель (старший и более опытный). А чтобы ему было видно, куда ехать – решили, что мужчины из автобуса будут небольшими группами выходить впереди автобуса и, нащупывая ногами дорогу, идти по ней, указывая собой ориентир для водителя. Так и поехали, сменяя друг друга через несколько минут такого вот “ориентирования на местности”. Ехали со скоростью, не превышающей 3 км/ч. Примерно через час стало видно дорогу и водитель уже не нуждался в услугах поводырей. Ехать стало хоть немного, но веселее. Кое-как, не спеша, добрались до Нурлата. Ближе к Нурлату погодные условия были куда более благоприятными. А уж за ним, когда въехали на территорию Самарской области – вообще никакой метели не было. Стало быть, пробились через непогоду и дальше можно было быть спокойными. Надо ли говорить,что на дороге были мы одни. Появилось ощущение какой-то апокалиптичности – как будто нам удалось уехать, убежать от какого-то катаклизма и позади нас не осталось ничего. Пассажиры вздохнули с облегчением. Думаю, напряжены были все. Стали славить наших водителей, благодарить их за то, что справились с непогодой и не вернулись назад в Казань, и не остановились пережидать на обочине. А дальше уже по спокойной, свободной зимней дороге доехали с песнями и плясками до Самары.
Самара.
В 5 утра были уже в Самаре. Заехав домой на полтора часа – поспать и привести себя в порядок, поехал на работу. Поездка мне запомнилась на долго. Потом еще будут поездки в Казань, но более спокойные и приятные. Но об этом позже.