Галопом по Европе. Сентябрь 2010. День 9. Вена – Братислава – Будапешт.
Visits: 0
Вена.
В этот день был в ТРЕХ столицах за один день. Утро началось в Вене. Из Вены поехали в Братиславу. А вечер встретили уже в Будапеште. Разумеется, с нетерпением ждал вечера – Будапешт!
Завтрак в Вене, помнится, порадовал. Хороший завтрак – отличное начало дня! Больше меня в Вене ничего не задерживало. Все, что мог полезного, я для себя из нее вынес. И вывез. Впереди ждала Братислава. Но особого восторга я по этому поводу не испытывал. Скорее, “для галочки” ждал ее посещения. По большому счету, для меня этот город (как и вся Словакия) не была ничем примечательна. Формально – столица суверенного государства. Но я не мог припомнить никаких событий, связанных как с Братиславой, так и со Словакией в целом. Единственное что примечательного вычитал про нее: Братислава и Вена – это две самые близко расположенные друг к другу столицы государств в Европе. Расстояние между ними – всего 60 км и во времена Австро-Венгрии между этими двумя городами даже ходил трамвай. Сейчас трамвая нет, но расстояние осталось прежним. А нам осталось преодолеть его. Наш стальной конь тоже позавтракал и был готов двинуться в путь.
Дорога заняла чуть более часа. За это время ничего примечательного не случилось и фоткать было нечего за окном. А вот на подступах к Братиславе появился замок, который обратил на себя мое внимание. Тогда я еще не знал, что этим же зАмком для меня Братислава и закончится. Я к тому времени уже начал немного понимать логику наших братьев-славян и предположил, что он может называться “Братиславский град”. Предположение оказалось верным. Собственно, вот он
Хотелось посмотреть его поближе, но мы безжалостно проезжали мимо – в центр города.
Братислава.
Непосредственное знакомство с городом началось для меня (как и для всей нашей команды) – с Набережной Дуная. Еще проезжая по городу на автобусе, обратил внимание на странную конструкцию, возвышающуюся над Дунаем. Естественно, пытливый ум не оставил ее без внимания. Гид Марина сказала, что расскажет про нее подробнее, когда приедем на место.
И вот уже на месте, на набережной, можно было разглядеть подробнее. Оказалось, что это ресторан, расположившийся на опорах моста через Дунай. Естественно, по задумке оттуда должен открываться красивый вид на город. Совмещение приятного с полезным. Проводя аналогию с рестораном “Седьмое небо” в Останкинской телебашне, некоторые из нашей группы спросили “а вращается ли она?”. На что Марина ответила исчерпывающе: “Нет, не вращается. Но когда вам принесут счет в этом ресторане, то вам покажется, что она начала вращаться”
Кстати, в Ташкенте был в подобном ресторане на телебашне – он тоже вращается.
Теперь, когда ответ на животрепещущий вопрос был получен, можно было со спокойной душой осматривать город. Собственно, территориально город небольшой. Потому и времени на его осмотр было отведено не так много. Каких-либо выдающихся памятников и достопримечательностей я не увидел, но вот городских скульптур в городе достаточно. Собственно, пожалуй, в Братиславе-то я и увидел впервые это явление: вроде, и памятник, а, вроде, и ничем особо не примечателен и к событию не приурочен. Ну а стандартные достопримечательности в Братиславе есть, как и в любом большом городе. Центральная площадь, здания театров и музеев, старинные дома. Национальный театр, скульптура влюбленного Игнаса, который реально жал в городе, но от безответной любви сошел с ума и желал всем жителям при встрече доброго дня, снимая с головы цилиндр. Старинная ратуша. И просто улочки Братиславы.
После осмотра достопримечательностей города нам дали немного свободного времени. Я решил провести его на набережной Дуная за бокалом местного пива “Златый фазан”, как бы это сделал житель Братиславы.
А чтоб закружилась голова – смотрел на ресторан-тарелку и представлял, что нахожусь там.
Когда допил пиво – мы отправились к тому самому месту, с которого для меня началась Братислава. К Братиславскому Граду. Но времени там у нас было уже немного. Успел полюбоваться панорамой города и быстрым шагом осмотреть замок.
Во время прогулки по городе гид рассказывала нам, что после разделения Чехословакии стала очевидна разница в экономическом развитии Чехии и Словакии. И что Словакия в Евросоюзе имеет гораздо меньший вес, чем Чехия. В качестве примера был приведен тот факт, что Чехия то ли на тот момент председательствовала в Европейской семье, то ли собиралась принимать это право. И, дескать, Словакия этого не получит в силу объективных причин. Однако, на момент написания этой статьи страна-председатель Евросоюза - Словакия! Спустя 6 лет, но, тем не менее.
И вот настал момент, когда уже ничего не отделяло меня от Венгрии, до которой оставались считанные километры.
Венгрия мне с самого начала очень понравилась. Природа красивая. Холмы, долины, леса... Пока ехали до Будапешта - любовался страной. Буря эмоций охватывала меня. И не от того, что формально в Венгрии, а действительно очень понравилась природа и то, мимо чего проезжали.
Будапешт.
Будапешт начался как-то неожиданно. Внезапно. Узнал я его по Королевскому дворцу. Собственно, выезжали уже на Цепной мост - одну из главных достопримечательностей венгерской столицы. Этот мост был взорван фашистами при отступлении. Причем, Гитлер хотел сам лично удостовериться в том, что мост был взорван. Для этого подвели телефонную линию и он по телефону слушал взрыв моста мог бы попросить на youtube выложить видос и посмотрел бы из своего бункера. А возник этот мост, согласно легенде, когда некий князь спешил к своему умирающему отцу и уперся в реку Дунай. И пока искал место, где бы ее можно было форсировать - отец скончался. И тогда этот князь поклялся, что на этом месте построит мост. В итоге мост был построен. А на одном из концов моста (на том берегу, где Буда) появился тоннель. Длиной тоннель такой же, как и Цепной мост. Потому в городе ходит легенда, что на ночь мост задвигается спать в тоннель. И, отправляясь гулять по ночному городу, было несколько жутковато. Вдруг с берега Пешта в Буду успею перейти по этому мосту, а обратно - уже нет. Хотя, в городе помимо этого моста еще 8 других.
По дороге до Будапешта нам Марина рассказывала про венгров, про Великого венгра - Сеченьи, про обретение венграми родины. Несколько лет до этой поездки я много читал про Будапешт, но не про народ и страну в целом. Потому в этой части я слушал Марину особенно внимательно.
Тем временем, за разговорами, мы проехали по мосту, обогнули памятник графу Андраши и снова выехали на мост, чтобы вернуться в Буду из Пешта.
Обзор города начали с Буды. С Рыбацкого бастиона. Оттуда открывается отличный вид на визитную карточку венгерской столицы - здание парламента. Которое является еще и крупнейшим в Европе.
Погуляв нас по Буде, погрузили в автобус и повезли в Пешт. Снова по мосту и дальше по проспекту Андраши. На этом проспекте располагалась гостиница, в которой нам предстояло заночевать (так сказала Марина я не было оснований не верить ей - к тому моменту она уже окончательно втерлась к нам в доверие).
Одним концом проспект упирается в Дунай, а другим - в площадь Героев. Центральная площадь Будапешта. Про эту площадь я читал, видел ее фотки и даже "гулял" по ней через гугл-марс и онлайн-вебкамеры. Потому узнал ее разу и даже возникло ощущение, что я тут бывал. Все казалось мне тут знакомым.
Но нас повели еще дальше, за баню площадь. А вот за площадью уже баня. Точнее, купальня с термальными источниками. Купальня Сеченьи, если не ошибаюсь. В Будапеште их много. Дело в том, что в Венгрии есть много термальных источников (как гейзеры. Но гейзеры - в Исландии и на Камчатке). И в эту страну приезжают туристы, чтоб подлечить свое здоровье, искупаться в термальных источниках. В одном только Будапеште их несколько. А по стране - и того больше. Марина сказала, что завтра желающие могут посетить эту купальню (при наличии купальника), а нежелающие - просто погулять по городу. Я, понятное дело, был нежелающим. В бане я и дома помоюсь, а Будапешта дома нету. А пока и желающие, и нежелающие шли в замок Вайдахуняд (венгры отличаются трудно произносимыми названиями, и язык очень своеобразный, хоть и финно-угорский). Этот замок - намешан из разных стилей. Тем и примечателен. В нем разные красивые постройки, Якская часовня, памятник какому-то странному типу в капюшоне без головы. Но при этом, венгерские студенты верят в том, что если потереть его не перо перо, то на экзамене получишь ОТЛ.
На этом обязательная программа на сегодня была закончена. Нас привезли в гостиницу (находится она удобно - в середине проспекта Андраши). Но произвольную-то программу никто не отменял. У меня в планах был ужин в венгерском ресторане и прогулка по ночному Будапешту. К слову сказать, поужинать мне удалось не сразу. Я-то хотел отведать венгерскую кухню. Особенно гуяш (суп-гуляш) - флагман мадьярской кухни. В первом заведении, в которое я обратился - не было его в наличии. Во втором - тоже что-то помешало мне распробовать его. В итоге решил, что будет еще завтра день для этого. А сегодня поужинаю, чем Бог шлет. Послал он мне в тот день тоже что-то из национальной кухни (не помню уже - что именно). Когда вышел на улицу - уже стемнело. Началась приятная пора вечерней прогулки по незнакомому городу под светом фонарей. Ужинал я в районе уже знакомой нам Площади Героев. Так и было задумано - чтобы проложить оптимальный маршрут для прогулки.
Теперь можно было реализовать свое давнишнее желание - прогуляться вдоль Дуная ночью. В Будапеште. Для этого нужно было снова преодолеть проспект Андраши (который раз за сегодня). Но на этот раз я намеревался сделать это под землей. Многие из вас, возможно, спросят: "Кто такие венгры? чем они примечательны? что такого великого оставили?". Так вот, первое метро в континентальной Европе - было проведено в Будапеште. Причем, если в Лондоне метро было на конской тяге, то в Будапеште оно было уже газифицировано, т.е. на природном газу. Правда, при этом были несчастные случаи отравления пассажиров газом. Но, как говорится, "газов бояться - в метро не кататься". Первая ветка метро пролегает аккурат под главным проспектом столицы. Более того, она используется и по сей день. Так еще и внешний вид станций сохранился с тех пор до наших дней. Станции в том самом виде, в каком были и более ста лет назад. Только поезда уже на электрической тяге. Первое, что отметил, спустившись на одну из станций - метро неглубокого залегания. из вестибюля видно улицу в проходе. И, конечно, никаких эскалаторов. Да и вестибюля в нашем сегодняшнем привычном понимании этого слова нету. Спустился - и сразу оказался на платформе. И, да - названия станций труднопроизносимые и трудночитаемые. Это вам не какой-нибудь Эйяфьятлайокудль.
Проехав 2-3 станции, метро выплюнуло меня на улицу аккурат возле Цепного пса моста. Ночного Будапешта я еще не видел, потому смотрел во все глаза. Это вам не чумы и олени полярной ночью. Забегая вперед, скажу, что на том берегу меня ждал еще один приятный сюрприз ("Вышла мадьярка на берег Дуная") - транспортный тоже. А пока я прогуливался по мосту, ощущая теплый дунайский бриз. Останавливался, чтобы насладиться красотой, которая была по обе стороны от меня, на обеих берегах главной водной артерии Европы. В какой-то момент даже сел на перила и свесил ноги.
Вероятно, вы зададитесь вопросом "Эй, уважаемый (или неуважаемый), а где здание Парламента ночью? Где визитка Будапешта?". Так вот, с моста его снимать было. Зато снял его с другого ракурса. А именно - с фуникулера. В Будапеште, оказывается, тоже есть оно. И я удачно вышел с моста к той точке, с которой он начинается (площадь Адама Кларка и нулевой километр). И вышел-то туда вовремя - как раз готовился к отправлению последний на тот день рейс этого вагончика. А вагончики тоже старинные, деревянные еще. Ползут в гору, пыхтят, скрипят пищит, но лезет.
Ну а наверху я уже чувствовал себя как дома. Днем бродили уже тут. Но, как не устану повторять - ночью города не такие, как днем. Преображаются. И антураж другой, и облик, и воздух, и ощущения во время прогулок по ним не те, что днем. Не стала исключением и венгерская столица. Причем, если днем гуляли под присмотром воспитательницы и время было лимитировано, то сейчас никто не контролировал, времени было - до утра. И можно было ходить не спеша, разглядывать что покажется интересным, залезть куда-нибудь туда, куда днем, может, и не залез бы да и днем залез бы, конечно - помнит Вена, помнят Альпы и Дунай. Удивило то, что на улице было очень мало народу. Понятно, что это не жилые районы, а туристические объекты, но, тем не менее - разве все туристы ночами спят? Допускаю мысль, что не все в восторге от ночных городов. Но не до такой же степени! Кстати, замечено было еще днем, что в Будапеште много бездомных или, как бы у нас сказали, БОМЖей. Бросается в глаза. Этот факт и язык - вот 2 момента, которые чуток подмазали мое впечатление о Венгрии. Во всем остальном я был в восторге. Бродя хоженными уже тропами, любовался ночным Пештом. И не верилось, что вот оно! столько лет я хотел побродить теплым вечером вдоль Дуная, воочию наблюдать достопримечательности этого города, подышать его воздухом, послушать местную речь. Речи местной было мало (вдалеке была замечена лишь одна пара - парень с девушкой, и те на поверку оказались не местными). Как бы то ни было - Будапешт прекрасен!
Гулять по тому же маршруту, что и днем - это половинчатое удовольствие. Потому, обойдя в Буде то, что смотрели днем, направился вверх вдоль Дуная. По самому берегу. Чтобы слышать плеск волн, ощущать ветерок. Мостов в Будапеште, как я уже говорил - аж 9 штук. Потому можно было без страха отдаляться от Цепного и идти дальше, т.к. впереди были еще мосты. Несомненным ориентиром мне выступал Парламент. Здание, которое ни с чем не спутаешь. Таким образом, можно было смело гулять вдоль Дуная, не выходя при этом за пределы города. А потом, перейдя на Пештский берег, гулять в обратную сторону примерно до этого архитектурного шедевра. Примерно так я и поступил. Однако, у здания Парламента меня ждал своего рода сюрприз. Люди в форме с автоматами. Удивленно посмотрел на них и, стараясь не обращать внимания, пошел дальше. Но, т.к. днем мне рассмотреть это здание не представлялось возможности, я решил сделать это ночью. Так, собственно, и рассчитывал, что ночью буду гулять и осмотрю все то, что не посмотрели с группой. Но когда я подошел ближе к Парламенту, мои новые знакомые всполошились. Стали показывать знаками, что ближе подходить нельзя. Это был нежданчик. Тогда я еще не знал о практике охранения правительственных зданий в ночное время. Через 5 лет в Баку я снова столкнулся с такой же ситуацией. А в тот день в Будапеште просто послушался и полюбовался зданием с расстояния. Все-таки, когда у человека в руках оружие - он более убедителен. Даже если и говорит по-венгерски. Что-то способствует пониманию иностранных языков. На здании Парламента почему-то висел финский флаг. Думаю, это не с проста. Наверно, какая-то делегация из суоми ожидалась.
Ну, как говорится, не Парламентом единым славен Будапешт. Посмотрел - пора бы и честь знать. Выбрал момент, чтоб сделать пару кадров, и пошел дальше вглубь города, отдаляясь от Дуная. В голове примерно прикинул, в каком направлении и на каком удалении находится гостиница. Чтобы держать ориентир. А сам пошел по улице, отходящей в сторону от Андраши. Попутно наблюдая красивые здания и будапештских бомжей.
И вот из-за очередного поворота увидел картину, которая взорвала мне мозг. Дело в том, что Будапештом я грезил несколько лет (как я уже неоднократно упоминал тут), так вот на компьютере у меня на рабочем столе года три стояли в качестве заставки фотографии этого города. Сначала - Королевский дворец (месяца три), но она была темная, сделана ночью. А потом фотография какого-то ярко освещенного здания ночью. При этом сама фотка была очень яркая, что, собственно, мне и нравилось. Да и здание не относилось к числу замыливших глаз достопримечательностей. Естественно, за эти два с лишним года, что эта картинка была на моем рабочем столе, она мне впилась в мозг до самых корней. И вот, выворачивая из очередного переулка, я выхожу на ярко освещенную улицу, а по центру вижу... свой рабочий стол! Как будто нырнул в свой же монитор.Машинально хотел было уже начать искать свои же ярлыки там вокруг. А когда пришел в себя - то невольно улыбка медленно расползлась по моему лицу. Бывает же такое! Надо же - именно с этого ракурса, именно ночью подойти именно к этому зданию. Как потом выяснилось - это было здание Западного железнодорожного вокзала. Разумеется, я не мог не запечатлеть себя на этом фоне.
Тем временем, стрелки показывали почти 3 часа ночи. И я решил выдвигаться в направлении гостиницы. Шел, как по лесу. Наугад. Примерно представлял, в какой стороне и на каком удалении она должна быть. По пути нашел на небольшой круглосуточный магазинчик (что в Европе большая редкость, кстати!). В нем прикупил в качестве сувенира настоянный на травах бальзам "Unikum" - это один из популярных сувениров, которые везут из Венгрии. Считается, что чайная ложка этого бальзама на бокал чаю лечит любые болезни. Одно могу сказать точно - вещь довольно вкусная. Удачно вышел на Андраши и, сориентировавшись, вышел к своей гостинице (правда, откуда-то сзади). Тем не менее, можно сказать, был дома. Поднялся на свой этаж. Желательно было бы узнать, в котором часу подъем утром. Но у кого? Не будить же наугад туристов из группы? Время было уже - почти 4 часа. Решил пройтись по коридору и послушать, из какой комнаты будут доноситься хоть какие-то звуки, говорящие о том, что обитатели ее не спят. И такая комната нашлась. Несколько теноров басов выдали своих обладателей, за что они и поплатились стуком в ихову дверь.
Открыл мне один из наших же туристов. Внушительных размеров дядька с бочонком пива под мышкой. Сам под мухой, а бочка - под мышкой. Сзади в комнате еще 2-3 человека. Увидеть меня они явно не ожидали. Да и вообще, думаю, не ожидали, что кто-то их потревожит в такое время. На его удивленный взгляд я успокоил его словами, что претензий к их поведению не имею - не шумят, но хочу только узнать, в котором часу подъем. Вся компания напряглась и, посовещавшись, выдали ответ.
В ответ задал им еще один короткий вопрос "не надоело вам пить-то?". Ответ меня убил: "Ну мы же в Венгрии - надо пить!". Примерно так же мне отвечали и в Чехии, и в Германии, когда я подкалывал их насчет пива. Ну чтож, думаю, каждый по-своему расслабляется.
На этой ноте улегся спать. Спать оставалось не более двух часов.