Галопом по Европе. Сентябрь 2010. День 3. Польша – Берлин.
Visits: 1
Где-то на просторах Польши.
Проснулся посреди Польши. В отеле. Собственно, где и засыпал накануне. Поэтому ничего удивительного.
Позавтракав шведским столом, занял свое место в автобусе. В то утро у меня родилась традиция, которая длилась все путешествие. Я здоровался с водителем Янушем. Но здоровался по-польски – “dzień dobry”. Ему было приятно. Тем более, что на этой почве мы с ним потом все чаще общались (на остановках) – он и по-русски хорошо понимает.
Еще накануне решил, что Берлин увидит меня в красном. Красная рубаха и ремень-портупея. Именно в таком виде хотел дойти до Рейхстага. Про пилотку писал в самом первом посте про Евротрип.
Но первым пунктом нашего посещения был Трептов-парк. Про него мне рассказывал еще отец, который бывал там на 25 лет раньше меня (так-то он и старше меня на 25 лет, так что, все логично). Как человек, интересующийся историей, и историей Великой Отечественной войны, я был рад тому, что Трептов-парк включен в план нашего путешествия. Более того, знаменитый памятник русскому воину-освободителю, на котором русский солдат стоит с немецкой девочкой на руках и с мечом, является третьей частью триптиха “меч Победы”. На тот момент я посетил лишь вторую часть – памятник “Родина-мать зовет” в Волгограде. Памятник “Тыл-фронту” в Магнитогорске у меня получится посетить через 8 месяцев, но об этом я пока не знал.
Отправились в путь. Сначала ехали по Польше, а как очутились в Германии – даже непонятно. никаких даже символических намеков на границу. Видимо, какая-то табличка, все же, была, но в тот момент я моргнул, наверно.Однако же, было замечено, что вдоль дорог в Германии работают немецкие рабочие. Туристы из нашей группы сразу обратили на это внимание и спросили у гида – почему так? ведь у нас этим трудом занимаются, в основном, приезжие из братских республик Средней Азии. В Германии этот труд высоко оплачиваемый и на эти работы набирают немцев. Плюс дороги – стратегические объекты в стране и потому мигрантов не пускают на такие работы.
Берлин.
В Трептов-парке центром внимания был, разумеется, тот самый памятник советскому солдату. Отбившись от группы и ускорив шаг, я смог чуть дольше постоять перед ним, проникнуться моментом. Как в моноспектакле Гришковца “Одновременно” – ведь важно суметь ПОЧУВСТВОВАТЬ, а оно очень тонкое и зыбкое. В постаменте памятника виднелась дверь, к которой вела лестница. Я к ней уже не пошел, хоть и было интересно. А вот Дмитрий, тот самый, который тоже с моторчиком и любознательный (которого я заприметил еще в Варшаве) – он трусцой помчался туда. По возвращении он сказал, что ничего интересного там нет и проход загорожен решеткой. А я помню по открыткам, которые привозил отец, что 25 лет назад там ходили туристы. За территорией мемориального комплекса в парке было много клумб с цветами, небольшое озерцо… женская часть группы пошла там гулять. Девочки, что поделаешь )) Я же полюбовался этой красотой, свыкался с мыслью о том, что я в Германии. Считается, то знакомство с Европой начинается с менее развитых и не таких дорогих стран (Италия, Испания, Финляндия), а тут на второй день сразу же в Германию приехали. Плюс предвкушал, как через несколько часов буду ходить по Берлину, дойду до Рейхстага (как мой дед в конце Войны).
Когда прозвучала команда по машинам “в автобус” – народ потянулся к нашему автобусу (а к тому времени приехало еще несколько туристических групп на своих автобусах). И мы въехали в Берлин. Конечно, хотелось фотографировать все и вся. Тем более, что проезжали и мимо некоторых достопримечательностей, на которые гид-Марина, обращала наше внимание. Вот проехали по мосту через Шпрей, водами которого в 45м году затопили Берлинское метро. А вон там уцелевший фрагмент Берлинской стены, разделившей в свое время не только город, но и, по сути, целый народ. А когда въехали в административный центр Берлина – увидел и вовсе знакомые места. Берлинскую телебашню, которая была символом не только советского Берлина, но и всей ГДР. Редакцию газеты “Berliener Zeitung”, про которую читал в школе на уроках немецкого языка. По-моему, даже газеты нам учительница приносила на урок. А еще где-то около этой телебашни была гостиница, в которой жил мой отец, будучи в Берлине. Не терпелось уже, наконец, выйти из автобуса и пойти гулять по городу.
И вот, наконец-то, нас подвезли на остров музеев и выгрузили. Обозначили время и место встречи .У Zoo – знаменитого Берлинского зоопарка, про который также читал в школе на уроках немецкого языка. Причем, проходя тему “экскурсия по городу” – это место было обозначено как одна из достопримечательностей и транспортный узел города. И отрабатывали вопрос “Как я могу доехать до ZOO?”. В тот день он мне как раз пригодился. На руках у меня была карта города, немецкий я учил в школе и в универе (правда, прошло уже 10 лет как перестал его учить). Вот и выдалась возможность проверить его и попрактиковать.
На этом пятачке сосредоточено огромное количество музеев, галерей, памятников архитектуры. Увидел группу немецких подростков, захотел с ними сфоткаться, подсел к ним – они отодвинулись от меня. я придвинулся – они еще дальше отодвинулись. Не доверяют.
Безусловно, особняком выделяется Берлинский кафедральный собор, мимо которого невозможно пройти, не обратив внимания. Собственно, с него и начал осмотр достопримечательностей. Напротив него – памятник Холокосту. Представляет собой небольшую площадь с неровным покрытием и разной высоты прямоугольниками. Сделано это, по задумке авторов, для того, чтоб трудно было ходить спокойно и приходилось бы пошатываться. Это говорит о шатком положении евреев в Германии тех времен.
Побродив по музейному острову, обозрев достопримечательности, направился, разумеется, к Рейхстагу. И к Бранденбургским воротам. У Рейхстага огромная очередь – посмотреть панораму Берлина из-под его купола. Я для себя к тому моменту уже решил, что осматривать город буду с высоты птичьего полета (со смотровой площадки телебашни). Поэтому постояв некоторое время перед Рейхстаном, поразмышляв, и попытаясь представить, какие эмоции могли бы испытывать советские солдаты 65 лет назад, находясь на этом самом месте, пошел в сторону Бранденбургских ворот. Хотя, конечно, КАК я мог себе представить, ЧТО испытывали люди, прошедшие через все ужасы войны? Но было ощущение того, что прикоснулся к истории. Возле ворот народу было, как мне показалось, еще больше, чем у Рейхстага. Вспоминал, что я читал про них из школьной программы немецкого языка. Вспомнил слова Г.К.Жукова “Пленных будм брать у Бранденбургских ворот. Всем гарантируем жизнь. Гарантируем жизнь.”. Захотелось где-нибудь раздобыть сигаретку (а лучше – папироску), закурить ее, подойти к полицаю, прищуриться и так, в пол-голоса спросить его “слыш, касатик… а немцы-то в городе есть?”.
Далее карта говорила мне, что надо пройти на улицу 17го Июня и по ней уже идти прямо, не сворачивая. Прогулявшись по ней, сел в автобус, чтобы поехать в район телевышки. Ну и там находится Alexanderplatz, названная, между прочим, в честь Российкого Импетратора Александра Первого. Его тут почетают! за то, что в начале 19го века он, фактически, даровал Пруссии государственность, после того, как наши войска освободили Берлин от французской армии. Так что, Берлин мы брали не только в 45м году. Автобус выбрал двухэтажный и посчастливилось занять первое место (у лобового стекла) на втором этаже. Посчитал это большой удачей, ведь обозревать Берлин удобнее было оттуда, чем с бокового сиденья на первом этаже и из-за занавески. Интересна и необычна система оплаты проезда в Германии. Билет покупается не на поездку, а на время. Т.е., билет дает права проезда по данному маршруту в течение часа. За этот час можно с одним и тем же билетом сменить несколько автобусов. Например, зайти попутно в магазин. Однако, если за отведенное вам время вы не доехали до нужной вам точки, то нужно либо покупать еще один билет, либо пойти дальше пешком. Контролеры при проверке смотрят на время, в которое был прокомпостирован билет, и сверяют его с текущим временем. Контроль редкий, но уж если попались, то штрафа не избежать. и штраф существенный – отбивает охоту подтверждать свой спортивный разряд по “зайцу” на долго.
Из школьного курса немецкого языка я помнил, что на этой площади (которую берлинцы называют просто АЛЕКС) ночами собираются рокеры (по крайней мере, так в начале 90х нам рассказывала учительница), а еще это большой транспортный узел города. Тут пересекаются и метро, и наземный транспорт, и городские электрички, и надземные электропоезда. Даже есть свой вокзал! Эта информация мне позже пригодилась. А еще там стоит памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. Стоял. Как раз в тот момент, когда я пришел на площадь, его демонтировали. Мое внимание привлекла толпа людей, что-то разглядывающая (были там и люди с камерами). Подошел посмотреть тоже (человек – животное стадное). Оказалось, собственно, демонтаж этого исторического памятника. Т.о., стал свидетелем события. Время шло, а у меня еще было много задуманного. Отправился к Берлинской ратуше, да и просто погулять по историческому центру города. Бросались в глаза здания из красного кирпича. Кстати, довоенный Берлин практически полностью был из красного кирпича. После бомбежек 45го года город выстраивали уже из других материалов, но классический старинный Берлин – это город из красного кирпича. Бродя по старинной части города, в районе городской ратуши, набрел на памятник медведю. И тогда-то понял, что Берлин – происходит от слова Bear – то есть, Медведь или пиво. Видимо, название города связано с медведем. И вот, наконец-то, дошел до телебашни. Туда тоже очередь. Как и ожидалось. А в определенное время (по-моему, в 15 часов) автобус от Зоо должен увозить меня в Потсдам и нехорошо было бы заставлять группу ждать и гида – переживать за то, что мальчик потерялся. Поэтому нужно было решать, как поступить, чтоб и на вышку подняться, и успеть к месту сбора. Как я уже говорил, на Алекс-плац есть вокзал. да и Зоо – это крупный транспортный узел Берлина. Соответственно, нужно было только определиться, на чем удобней проехать, чтоб максимально быстро. Собрался весь и стал спрашивать у местных, как максимально быстро можно добраться до Зоо и сколько по времени это занимает. Консилиум решил, что оптимально – электричка. S-Bahn. Собственно, от здания вокзала. Поднялся, посмотрел расписание, определил, в какое время мне надо быть на вокзале, чтоб успеть. И если к тому времени моя очередь на вышку не подойдет, то придется отложить мероприятие.
Звезды сошлись правильно и очередную группу туристов запустили в лифт довольно быстро. В ней оказался и я. На высоту 207 метров (а именно на этой высоте находится смотровая площадка) лифт поднимается с такой скоростью, что закладывает уши. Собственно, в Тегеране через 5 лет было так же. Но тогда для меня это было в новинку. Да и вообще, не припомню, чтобы я с такой высоты наблюдал панораму какого-то города. В своей родной Кандалакше часто поднимался на гору (где тоже телевышка стоит), чтоб посмотреть на панораму окрестностей. Пару раз забирался на Лысую гору. Там высота – больше 200 метров. Но крупные города с таких высот еще не наблюдал. Минск – с крыши библиотеки, Львов – с Замковой горы. Киев – только частично с холмов на берегу Днепра. Естественно, что и говорить, Берлин с такой высоты – ни в какое сравнение не идет с тем, чтобы прежде. Впрочем, судите сами.
Но, к сожалению, долго наслаждаться этой красотой не пришлось. Время неумолимо приближалось к часу Ч (когда я должен был находиться уже у Берлин-Зоо). Поэтому выбежал из телебашни и побежал на ЖД-вокзал. Хорошо что там всего метров 50 бежать было. Купил билет и запрыгнул в готовящуюся к отправлению электричку. Тогда я в полной мере ощутил, что значит развитая транспортная система мегаполиса. Без пробок, без задержек и без остановок домчались до ZOO. Вспомнил, как в школе, изучая тему “путешествия” на уроках немецкого языка, составляли диалоги с вопросами типа “как мне доехать до станции ZOO?”, а также про достопримечательности Берлина. Среди которых фигурировал и Берлинский Зоопарк. Он вообще является крупным транспортным узлом в городе и хорошим ориентиром. А также вспомнился фильм Юрия Озерова “Освобождение”, в котором в той серии, где шла операция по взятию Берлина, советские солдаты, продвигаясь квартал за кварталом по городу, вышли к зоопарку.
Как бы то ни было, я успел в назначенный час. И, т.к. группа наша задерживалась с экскурсии во дворец Шарлоттенбург (я решил остаться в Берлине и осмотреть город, пока они были на экскурсии), у меня была возможность осмотреть окрестности и кусок зоопарка (из-за ограды). Неподалеку я увидел церковь с разрушенным куполом, которую местные называют “больной зуб” из-за сходства с кариесом.
Как только подошел автобус – мы посчитались (убедились, что вся группа в сборе) и поехали в Потсдам. Там гвоздем программы было посещение Цецилиенхофа – места проведения Потсдамской конференции 1945 года (той самой, про которую читал в поезде). Поэтому поездку эту ждал тоже с нетерпением и воодушевился.
Потсдам, как и Бремен, являются обособленными городами в Германии. Подчиняются напрямую Берлину, минуя федеральные земли (как у нас Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Это я узнал от гида по пути из Берлина. Небольшой кусок дороги пролегал по участку, который был первым в Германии автобаном, а потом и трассой для Формулы-1. Далее произошел, на мой взгляд, показательный случай. Который запомнился мне и впечатлил меня. Наш автобус на одном из поворотов не смог разъехаться с фурой (дорога тоже узкая оказалась, как и в Польше накануне). Соответственно, образовалась пробка. Как в нашем направлении (за нами), так и за той фурой, что ехала нам навстречу. Я уже сижу и думаю – что же будет дальше? Потому, что поток плотный, пробка стала скапливаться быстро. Думаю, у нас начали бы гудеть сигналить, ругаться. а тут вышли водители следующих сзади машин и, регулируя движение, помогли нам разъехаться. Все заняло не более 10ти минут. И поехали дальше. Проезжая по городу, выехали на улицу с красивыми особняками (как рассказала гид – это были то ли дачи, то ли служебные квартиры корпуса КГБ). Но к месту проведения конференции мы поехали не сразу.
А сначала поехали во дворец “Сан Суси”, что на окраине города. Т.к. меня тема дворцов и всякой знати не особо интересовала, то я особо не проникся важностью и значимостью этого места. Так, походил, погулял, посмотрел. Очень напомнило Петергоф. Правда, нет такого количества фонтанов. В какой-то момент меня прогулка по этому замку стала утомлять. Думаю, если бы я еще поехал в Шарлоттенбург – это было бы чересчур для меня.
Наконец-то, брожение по окрестностям дворца закончилось и мы поехали непосредственно к месту проведения конференции. Первое, что сказала нам гид – обратить внимание, это трубы этого здания. Это было пособие для печников, кладущих печи и камины. Труб там много и все разные. Двух одинаковых нету. Кладка разная. Внутрь здания нас не пропустили. То ли потому, что уже поздно было, то ли вообще здание закрыто для посещений. Это было обидно. Погуляли лишь вокруг него. Но постарался проникнуться ощущением сопричастности к историческому моменту.
Вернули нас туда, откуда и забрали. К ZOO. Только к тому моменту, когда мы вернулись в Берлин, уже стемнело. И город, как и любой большой город ближе к ночи, преобразился и заиграл новыми красками. Вообще не перестану удивляться, как по-разному воспринимается город днем и вечером. К сожалению, насладиться вечерним Берлином в полной мере не получилось. Немного прогулялись только в районе Зоопарка. Купили кое-какой еды на ужин. Хотя, нас предупреждали, что лучше купить в Польше с запасом (там дешевле). Отель был за городом, в каком-то студенческом районе. Приехали туда уже совсем ночью. Пока готовился ко сну, раскладывал вещи и принимал душ, включил телек. Естественно, все на немецком. Какое-то двоякое ощущение охватило меня, переключаясь с канала на канал. Будь то мультфильмы или новости, кино или ток-шоу – казалось, что вот-вот начнется действие в лучших традициях “немецкого кинематографа”. Но все было до безобразия прилично. Даже в какой-то степени неинтересно. Но вот музыкальный канал (спасение на все времена) снова порадовал меня той самой композицией привет из Польши: Sido feat Stefan Remmler – Da Da Da.
На этой музыкальной позитивной ноте я уснул на немецкой земле.
Поделиться статьей: