Новый год 2009 / 2010. Россия-Белоруссия-Украина. День 10. Полтава. Харьков.

Форум по Украине

Полтава
Харьков


Полтава.
В Полтаву приехали рано. Еще даже общественный транспорт не ходил. На этот случай у меня с собой была распечатка Пушкинской “Полтавы”. В школе не удосужился прочитать – решил прочитать ее непосредственно в самой Полтаве. Тем самым скоротав время в зале ожидания на вокзале. Однако, по пути от поезда к зданию вокзала меня перехватили 2 сотрудника милиции. От такой неожиданности я несколько опешил. Но решил уделить немного своего времени. Хотя, выбора-то у меня не было. Оказалось, им нужен был понятой. Задержали пьяного, попросили подписать протокол о правонарушении (орал матом пьяный). Говорю им: “то, что он пьяный – вижу. Но то что матом орет – не слышу, сидит молчит.”. Те ему говорят: “Рявкни что-нибудь!”. Пьяница начал что-то бузить на матерном суржике. По мне так вообще на этом языке материться и ругаться невозможно: что ни скажи – только смешно получается. Ну подписал им протокол. взамен прослушал лекцию о вреде наушников на железной дороге (я с плеером был, в наушниках).
Наконец, дошел до зала ожидания, где спокойно предался чтению классики (5й класс школьной программы. Опоздал на 17 лет с этим произведением). Но на то она и классика, что на все времена. Да и учиться никогда не поздно, говорят.

Зал ожидания в Полтаве ЖД-вокзал в Полтаве

Как рассвело – вышел к вокзалу в поисках транспорта до Ивановой горы. Это был первый пункт моего пребывания на родине Николая Гоголя и Вадима Казаченко (а также, по некоторым сведениям, Богдана Титомира).
На Ивановой горе находится белая беседка, дом-музей Гоголя, памятник галушкам + оттуда открывается хороший обзорный вид на город. Не спеша прогулялся по окрестностям, обозревая панораму Полтавы. Гвоздем программы моего пребывания в этом городе было посещение музея Полтавской битвы. Он расположен в 3 км от Полтавы. Туда можно добраться рейсовым автобусом, маршруткой на с. Ивонченцы. Спустившись с горы, я и отправился на улицу, с которой эти самые автобусы отходят. Решил не нарушать свое же правило “Начинай осматривать город с самых дальних достопримечательностей, чтобы не рисковать возвращением на вокзал к назначенному времени”. Ждал я того автобуса долго. Даже очень. Оказалось, что у них начался обеденный перерыв. В 11 часов! С 10ти до 11ти я его прождал, а в 11 водитель мне сказал, что следующий рейс будет только после обеда. Сей факт омрачил мои впечатления от города. Да и обратил внимание на дороги – сплошная снежная каша. Ни ходить невозможно, ни ездить. По-моему, я нигде такого не видел за время своего пребывания на Украине, хотя в том же Киеве дороги были нечищеные. Но не до такой степени. Поняв, что сегодня ловить мне нечего в направлении музея Полтавской битвы (приходите завтра), пошел гулять по городу, попутно ища автовокзал. Время близилось к обеду и пора бы уже было выдвигаться в сторону Харькова, чтобы успеть хоть одним глазком взглянуть на него и успеть на поезд до Самары.

В Полтаве Иванова гора. Памятник Полтавской битве. Полтава Иванова гора. Полтава Иванова гора. Памятник Полтавской битве. Полтава
Иванова гора. Полтава Иванова гора. Полтава Иванова гора. Полтава Капитан Козлов в Полтаве
В тарелке с галушками. Полтава Вид с Ивановой горы. Полтава Беседка на Ивановой горе. Полтава Памятник галушкам. Полтава
Вид с Ивановой горы. Полтава Вид с Ивановой горы. Полтава Памятник галушкам на Ивановой горе. Полтава Дом-музей Гоголя на Ивановой горе. Полтава
Вид с Ивановой горы. Полтава Вид с Ивановой горы. Полтава На Ивановой горе. Полтава. На Ивановой горе. Полтава.

В центре города находится Полтавская круглая площадь – уникальный на просторах СНГ комплекс из восьми трехэтажных зданий, построенных по проекту архитектора Андриана Захарова в начале XIX века. В ее центре установлен монумент Славы. По преданию здесь в 1709 году состоялась встреча Петра I с жителями города. Эта площадь тоже внесла некую сумятицу в мое представление о городе. Осмотрев ее и памятники на ней, решил, что отсюда-то и можно ехать на автовокзал. Тем более, как говорили местные жители, отсюда и ходит автобус туда. Назвали определенный номер маршрута. Стал ловить его. Через некоторое время выяснилось, что есть 2 вида автобусов этого маршрута. И мне надо ловить другой. Мозг мой уже взрывался от неожиданностей. Город нравился все меньше и меньше. Как сильно он мне понравился ранним утром, когда я шел к Ивановой горе – точно так же сильно он мне начал ненравиться теперь.

Мужик вытряхивает половичок в Полтаве Здание на центральной площади Полтавы Другое здание на той же центральной площади Полтавы
Колонна в честь 100-летия Полтавской битвы Колонна в честь 100-летия Полтавской битвы Полтава в Полтаве
Здание ратуши. Полтава Улица, на которой провел пол-жизни в ожидании автобуса Улица, на которой провел пол-жизни в ожидании автобуса

Желание было только одно – уехать уже в Харьков. И еще – отведать галушки. С этим тоже отдельная песня. У кого ни спрошу из местных “где у вас тут можно галушки поесть?” – никто не знает. Гоголь, наверно, перевернулся в гробу. 2 раза.
Наконец, сел в нужный мне автобус. Поехал. По пути в наш ПАЗик подсаживались еще пассажиры, разумеется. И один из них оказался знакомым водителя. Они разговорились и водитель рассказал ему следующую историю. Еду, говорит, по маршруту. Подъезжаю к такой-то остановке, пассажиры, какие хотели – вышли, кому надо было – зашли. Ну и я, говорит, отъезжаю. А в зеркало вижу – бабка еще одна бежит с клюкой, но уже не успевает на мой автобус. Я уехал. Она мне клюкой погрозила. Проезжаю две остановки, вижу – снова эта бабка стоит. И машет мне клюкой. У меня, говорит, глаза наружу вывалились. Думаю, может, померещилось. Останавливаю. Бабка заходит и ругает меня “что же ты меня не подождал на остановке?!”. Оказалось, она села тут же в маршрутку, обогнала меня и она вышла на остановке и стоит ждет, пока я подъеду.
На украинском эта история звучала еще смешнее. Да и рассказчик забавный был – эмоциональный такой, круглолицый украинец лет 50-ти с длинными “вусами”. Чем-то напомнил мне Тараса Бульбу. Видимо, в Полтаве в каждом есть что-то гоголевское.
Тем временем в окне промелькнула аутентичная кафешка с говорящим названием “Диканька”. “Вот уж где точно должны быть галушки!” – думаю. Спрашиваю этого Тарасика:
– далеко до автовокзала еще?
– дві зупинки ще їхати тобі, синку.
– Отлично! тогда остановите мне тут, пажаллста – проявил я верх логического мышления.
Правда, кафешка была еще закрыта и пришлось минут 20 подождать открытия. Но я уже перестал чему-либо удивляться. Это бы не день Бэкхэма. Но действительно, в Диканьке близ автовокзала оказались в наличии и галушки, и хохлушки, и еще всякие яства. Видимо, Полтава старалась на последок хоть как-то реабилитироваться. Поел сытно, вкусно. Что-то не припомню, чем я подзаправлялся на Донбассе. Наверно, чем-то несущественным. Потому полноценно поесть было не лишним. А, подкрепившись, пошел в направлении главной автобусной гавани Полтавской губернии.

Кафе Диканька в Полтаве Кафе Диканька в Полтаве Кафе Диканька в Полтаве
Кафе Диканька в Полтаве Кафе Диканька в Полтаве Кафе Диканька в Полтаве Автовокзал. Полтава, прощай!

Для меня было два автобуса до Харькова. Один – “Полтава-Харьков”, другой – “Киев-Полтава-Харьков”. Второй автобус был на полчаса раньше первого, согласно расписания. Потому и взял на него билет. Осталось только дождаться, пока он приедет из Киева. На счету были и время, и деньги. Гривны заканчивались, рублей не осталось вообще. Время неумолимо бежало. Поезд на Самару был уже сегодня. Но из Харькова. А я еще застрял в Полтаве. Именно застрял, потому как и в музей съездить не получилось, да и автобус из Киева опаздывал (как объявили в громкоговорители по вокзалу). Пошел менять билет на другой автобус. Уж он-то, по крайней мере, в Полтаве. Больше шансов, что на нем получится уехать. Это решение скрало у меня полчаса драгоценного времени (автобус выезжал на полчаса позже и на Харьков мне оставалось меньше времени). Но зато дало профит в 33 гривны. Билет на полтавский ПАЗик был дешевле, чем на Киевский цепеллин. Мне же было уже неважно, на чем ехать. Лишь бы ехать. И лишь бы в Харьков. На какое-то время этот город приковал все мое существо к себе. Каждой своей клеткой я устремился в Харьков.
По дороге до Харькова передо мной сидела супружеская пара средних лет. Всю дорогу жена выносила мозг мужу. Но апогей этого случился на одной из остановок. Что-то случилось с двигателем, мы остановились где-то на пересеченной лесистой местности. Водитель полез копаться в движок, двери оставил открытыми, чтобы желающие могли выйти проветриться или покурить. Ну и тот мужик, который сидел впереди меня, тоже вышел. Думаю – наверно, покурить или просто отдохнуть от претензий своей ненаглядной. А, надо заметить, что меня эта ситуация несколько напрягла. Подумалось “Полтава не отпускает. Засосало так засосало”. Тем временем, мы починились и водитель загнал пассажиров в стойло автобус. Вернулся и наш герой. Далее я наблюдал следующий диалог:
– ты где был?
– на улице
– а зачем?
– в туалет сходил
– а мне не мог сказать? Вот вечно ты только о себе думаешь! Эгоист!
– что сказать? не хочешь ли ты в туалет? если хочешь, то пошли со мной?
В ответ жена что-то фыркнула в ответ и окончательно отвернулась от него в окно.
Часов в 16 мы таки-добрались до Харькова.


Харьков.
Город Харьков встретил меня в 16 часов. Первым делом, наученный горьким опытом Днепропетровска, поехал на ЖД-вокзал, чтобы “расставить все точки над “ї”. А именно: один ли вокзал в городе? с этого ли вокзала мой поезд отправляется? Да и согласовать время отправления поезда тоже надо было. Чтоб без меня не уезжали. И уже когда все вопросы были сняты, поехал к главной достопримечательности города – зданию “ДержПрома”. По удачному стечению обстоятельств там же находится и площадь Свободы (которая конкурирует с Самарской площадью Куйбышева за звание самой большой площади Европы). Там же и самый большой Ленин Украины. Был. Собственно, наземная часть Харькова для меня этим набором и ограничилась по большому счету. Прогулялся я еще куда глаза глядят по городу, но уже бесцельно. Зато подземный Харьков поизучал – покатался на метро. Там тоже было чему удивиться. Например, шахматный клуб, который располагается прямо в холле. Почему-то вспомнились Нью-Васюки.

ЖД-вокзал Харькова Управление Южной ЖД Привокзальная площадь в Харькове
Живой оркестр на вокзале в Харькове Федерация шахмат города Харькова (и окрестностей) Очередь на маршрутку в Харькове И Ленин - такой молодой
ДержПром. Харьков Харьков. ДержПром Под Харьковом. Буквально
Харьков новогодний Вокзал Харькова Волшебные деревья Харькова Вот такая необычная церковь. Харьков
Зал ожидания Харькова. Платный. В Харькове на вокзале Прощальный взгляд на Харьков

Покатавшись на метро, вернулся снова к вокзалу, прогулялся по окрестным улицам. Кроме странной церкви ничего примечательного не увидел. Зато на вокзале поразил живой скрипичный квартет, который играл разные приятные мелодии под елкой.
В целом же Харьков произвел на меня приятное впечатление. “Да что ты там увидел того Харькова-то?” могут многие спросить. Да, я видел немного. Но и не мало. Представление о городе сложилось.
Осталось только дождаться своего поезда и взять курс на Самару. Поезд мне достался один из самых длинных – “Харьков – Владивосток”. И у него ряд своих нюансов, о которых раньше даже не подумал бы.
Пока стоял на перроне, подходит ко мне женщина и спрашивает
– а вы не до Новосибирска едете?
– нет, а что такое?
– да хотела вот сыну своему посылку передать
– нет, я не в Новосибирск.
Проходит минут 5, снова она ко мне подходит и спрашивает:
– ну, может, вы куда-нибудь рядом с Новосибирском едете?
– это куда, например?
– ну, например, Челябинск, Омск. А там дальше кому-то другому передадите до Новосибирска.
– Нет, говорю, я до Самары.
А сам подумал “Нифига себе – по-близости. Где Челябинск и где Новосиб! Хотя, при расстоянии, которое преодолевает этот поезд, две тысячи км – не так уж и много, наверно”.

Один из самых длинных поездов

Войдя в вагон, обратил внимание на еще одну особенность: верхние полки до середины вагона завалены мешками с бельем. столько белья в вагоне я еще не видел. Спустя некоторое время только понял – зачем столько. За время следования поезда какая же ротация пассажиров будет! Сколько их может смениться на каждом из мест. и ведь каждому свежее подавай! Все встало на свои места. Тем временем вагон стал наполняться еще и пассажирами. Я ехал на боковушке возле титана, а напротив меня в купе разместились 4 пассажира. И один из них говорит “ну что, давайте знакомиться. Нам вместе ехать тут неделю. Я до Иркутска еду, а вы?”. Не помню, до какой станции ехали его попутчики, но тоже далеко (даже по “Новосибирским” меркам). На что первый сказал “успеем жениться и развестись, пока будем ехать. А пока – давайте за знакомство”. И с этими словами достал бутылку водки.
Еще меня удивил проводник в этом поезде. Как только поехали – попросил у него стакан. На что получил ответ, что стакан можно получить только с чаем, а чай стоит 5 гривен (в 2010 году это примерно 22 рубля). за стакан чаю! По-моему, это даже сейчас дорого. Спросил лишь “надеюсь, можно будет купить его один раз и пользоваться всю дорогу? или как только я допью – вы сразу отберете у меня стакан?”. Продал на всю дорогу до Самары. На этот чай извел те последние гривны, которые остались. И на телефоне на счету денег осталось ровно на одну СМСку. И то – только с территории РФ. На международный роуминг не хватало уже. Дождался, пока пересечем границу, и отправил другу смску, чтоб закинул мне на счет рублей сто (чтоб оставаться на связи в дороге). Чуть более чем через сутки был уже дома.

Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

География путешествий
Статистика


Top.Mail.Ru