День 15. Грузия. Тбилиси – Мцхета – Телави – Сигнахи

Форум по Грузии

Мцхета
Телави
Сигнахи

Тбилиси
Бывают дни, когда фатально не везет. Для меня таким днем стало 23 августа. С утра отправился в Мцхету – старую столицу Грузии. Это небольшой городок, находящийся в 25-30 км от Тбилиси. Маршрутки до Мцхеты отходят от станции метро Дидубе. Поэтому, выйдя из хостела, направился туда, где стоят “трое из Мимино”. Они аккурат возле одной из станций метро дежурят. Время было раннее, но народу в метро не было. Потому, что было воскресенье, наверно. Тут меня поджидал первый нежданчик – в Тбилиси в метро не продаются карточки или жетоны на 1 поездку. Нужно покупать карточку сразу на 10 или 20 поездок. От такой неожиданности я был слегка обескуражен. Но выход нашелся – решил ждать пассажира, который бы согласился за плату провести меня по своей карточке. Почти сразу таковой и нашелся. Приехав на станцию Дидубе, обнаружил, что билеты на маршрутку до Мцхета все проданы. Чтобы не тратить время на ожидание следующей – поехал стоя, договорившись с водителем. Кстати, от той же Дидубе отходят маршрутки и до Казбеги – (для желающих подняться на Казбек, только одевайтесь теплее, а то вечером того же дня польские туристы рассказывали мне, что видели там туристов в плетеных сандалиях, поднимающихся по щиколотку в снегу на гору.). До Мцхеты ехали минут 30-40. Городок еще спал. Но не спали таксисты! Завидя меня, они оживились, стали наперебой предлагать тур до монастыря Джвари, что находится на горе. Этот монастырь я видел 2 дня назад, когда с таксистом из Гори ехали в Тбилиси. В этом монастыре разворачивались события, описываемые в Мцыри у Лермонтова. Я не менее настойчиво отказывался. Видимо, я был убедительнее, т.к. меня, все-таки, не увезли туда. Тур до монастыря и обратно стОит 20 лари за машину. т.е, втроем, или вчетвером можно съездить за 5 лари с носа. Но, как я уже сказал, городок еще спал и туристов не было. А так можно было бы съездить. Ну и на кармане у меня оставалось, по-моему, 10 лари из бюджета, отведенного на Грузию. На эти 10 лари нужно было прожить весь день + добраться до Азербайджана. Плюс у меня еще фактор времени был. За день планировал осмотреть оставшуюся (восточную) часть Грузии. Посетить Телави (не путать с Тель-Авивом), Сигнахи и, если все сложится удачно, выйти к границе с Азербайджаном. Если не совсем удачно, то заночевать в Сигнахи. Но складывалось все еще хуже!

Сижу за решеткой в темнице сырой:

Монастырь Джвари.

Утренняя Мцхета

Вид на грузинскую церковь в городе Мцхета. Грузия.

Храм на фоне гор в старинном городе Мцхета. Грузия.

Храм в старинном городе Мцхета. Грузия.

Вид на монастырь Джвари из старинного города Мцхета. Грузия

Монастырь в городе Мцхета. Грузия.

Вид на улочку старинного города Мцхета. Грузия.

Грузинская церковь в городе Мцхета.

Пустынная улочка в городе Мцхета утром. Грузия.

Храм на фоне гор в городе Мцхета. Грузия.

Вид на древнюю столицу Грузии Мцхету с дороги

Осмотрев древнюю столицу, направился к трассе на Тбилиси, т.к. помню, что с нее есть отворотка на Телави. На шоссе сначала остановились 2 девушки, предложившие довезти меня до столицы. Но снова в Тбилиси мне не хотелось. Отказал. Потом остановилась машина с российскими номерами. Они никуда подвезти не предложили, а лишь спросили – эта ли дорога ведет в Тбилиси. В итоге спустя минут 40 остановился мужик, который таки-отвез меня в туда, откуда я, собственно, и приехал. Где высадил недалеко от моей гостиницы и откуда народ уезжал в Кахетию. Снова окружили таксисты. Стали предлагать отвезти в Телави за 10 лари. Времени сегодня и так было потеряно уже много, а я находился почти там же, где и начал свой день. Поэтому решил ехать на такси, чтоб уж наверняка. И чтоб успеть все, что запланировал. Сторговался с одним из них с 10ти лари на 8. Сказал, что хочу есть, а у меня всего 10 лари. 2 лари отложил на хачапури. Сел в машину – ждать, пока он наберет еще 3х пассажиров. За 40 минут он в этом не преуспел и я решил добираться в Телави сам. Вышел на окраину Тбилиси (а мы и были почти на окраине) и дальше пошел в направлении, куда указывали указатели. По материалам подготовки своей этой поездки помню, что до Телави было относительно недалеко – километров 60. Поэтому рассчитывал преодолеть это расстояние довольно быстро. тем более, что траффик был большой. Пройдя километра 2-3 остановил время машину, в которой ехал полицейский. С ним доехал до аэропорта (километров 7-10), оттуда, пройдя около 2х км, с другой попуткой – до перекрестка. От перекрестка снова бодро зашагал вдоль шоссе.
Аэропорт Тбилиси

Аэропорт Тбилиси (по дороге в Телави)

Но тут я увидел нечто, что выбило почву у меня из-под ног. Указатель на Телави. Но на нем красовалось число “128”. Как так?! Да и таксист говорил, что до Телави ехать – час. В некотором смятении пошел дальше. Главное – не опускать руки и не отчаиваться! Пройдя еще около 3х км подсел в очередную попутку, с которой проехал километров 30 до города Сагареджо. Пройдя весь город пешком, вышел на окраину, и почапал дальше. все это время “голосовал”, но тщетно. Ну пока в городе – не особо-то и рассчитываешь на посадку, т.к. транспорт может ехать и не за город вовсе. Но за городом машины тоже с песнями проносились мимо меня в сторону Телави, оставляя меня наедине с тающими надеждами успеть к вечеру хотя бы до следующего пункта назначения (не говоря уже о Сигнахи или, тем более, о границе). Радовали только виды Кахетии. Кахетия воистину прекрасна.

Пейзаж в Кахетии. Грузия.

Башня старинной крепости в Кахетии. Грузия.

Вид на небольшую старинную крепость в Кахетии. Грузия.

Поля в Кахетии. Грузия

Пройдя километров 6 с места высадки, остановил такси. На кармане у меня было 8 лари. Сошлись на 3 лари до села Бадиаури.

Еще одной неожиданностью стало для меня то, что мы проехали поворот на Сигнахи и указатель, издевательски говоривший, что до Сигнахи 15 км. А вот до Телави – целых 35! Как так?! Сигнахи дальше от Тбилиси, чем Телави! Шаблоны мои рвались вклочья! Этот водитель сказал мне, что я поехал длинной дорогой из Тбилиси до Телави. Есть короткая – километров 50-60 всего (через Палдо и Сасадило). И вот тбилисские таксисты возят короткой дорогой. Традиционно, после высадки я прошел пешком еще около 5ти км прежде чем фортуна послала на меня очередной транспорт. В этот раз проехал 5 км. Но зато этот водитель раскрыл мне глаза на то, почему так фатально не везет с транспортом мне сегодня. Оказывается, в Кахетии (а я уже был в Кахетии) люди не доверяют друг другу, оттого и боятся подсаживать попутных пассажиров. Даже таксисты не останавливались. Раньше, дескать, свободно подвозили, а потом что-то случилось. Высадил он меня километров за 28 до Телави. Но и время уже было – около 15ти часов. Автостоп в Кахетии никакой. В итоге еще оказалось, что я пошел по длинной дороге. Правда, по пути стали попадаться поселки с названиями, знакомыми до боли в печени. Мукузани, Ахашени, Цинандали.

Кахетия красивая!

Еще один пейзаж Кахетии. Грузия.

А некоторые населенные пункты можно даже пить.
Название, знакомое до боли в печени

В итоге в поселке Мукузани мне сказали, что будет маршрутка до Телави. Я понял, что это мой шанс. И когда ее увидел – громко замахал руками. В Телави я попал. Правда, не в 12, как планировал, а в 16 часов. От автостанции направился вверх – в старинную часть города, где, собственно, и находятся основные достопримечательности города. Осмотрел что хотел и стал решать вопрос с проездом до Сигнахи.
Такой вот город Телави

Гостиница в Телави. Кахетия. Грузия.

Улица в Телави. Кахетия. Грузия.

Площадь в городе Телави. Кахетия. Грузия.

Церковь в городе Телави. Кахетия. Грузия.

Улочка в старинной части города Телави. Кахетия. Грузия.

Капитан Козлов в Телави. Грузия.

Стена крепости в городе Телави. Грузия.

Кусочек старинного Телави. Кахетия. Грузия.

Памятник в городе Телави. Кахетия. Грузия.

Самое старое дерево в Грузии. Платан 900 лет. Телави.

В Телави 3 автостанции и ни с одной нет прямого сообщения с Сигнахи. Хотя между этими городами всего 40 км. И оба города посещаемые туристами. Это была еще одна странность, которая не укладывалась у меня в голове. Ну или это таксишный бизнес. Причем, с одной автостанции меня отправляли на другую (благо, что они рядом друг с другом находятся). На третьей автостанции заскочил в отходящую маршрутку на Тбилиси, чтоб доехать до того самого поворота с указателем на Сигнахи. От которого еще 15 км надо было преодолеть. Именно преодолеть, т.к. с кахетинским автостопом это виделось мне проблемным. А в худшем случае мне пришлось бы идти пешком до самого города часа 3. И в итоге в город я бы пришел только ближе к ночи. Планы по Азербайджанской границе рушились о суровую реальность. Готовился ночевать в Сигнахи. Между тем, стояло под вопросом и мое пребывание в Сигнахи. Т.к. вечерело, а маршрут был с пересадкой. И неясно было, после пересадки доеду ли к вечеру. На удивление от поворота я быстро поймал транспорт до Сигнахи. На месте нашел отель, снял койку, отдав за нее последние лари, что были в наличии. И тут меня ждал еще один сюрприз. В Грузии во всех городах много обменников. Очень много! Буквально на каждом шагу. И Сигнахи – туристический город, в моем представлении не должен был быть исключением. НИ ОДНОГО! А у меня только 100 долл, на которые надо посетить Азербайджан и доехать до Самары. Банки закрыты. Посоветовали рецепшн центральной гостиницы. Там действительно меняют валюту, но не оказалось сдачи. Таксисты и торгаши тоже не меняют. А арбуза на ужин хочется с неистовою силою! Обратился к еще одной торговке сувенирами. Она остановила знакомого прохожего, который как раз в тот момент проходил мимо нас. у него была и сдача в долларах, и размен. Оказался менялой. Для меня это было сродни чуду. Жизнь заиграла новыми красками.
Сигнахи какой он есть

Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Вид на Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Площадь с городе Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Улица в городе Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Вид на Старинный Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Старинный Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Арка под виноградной лозой в городе Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Башня в городе Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Улочка с сувенирами в городе Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Церковь в городе Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Город Сигнахи. Кахетия. Грузия.

Прогулялся по городу, взял 0,5 литра вина на вечер. Причем, пока торговался – перепробовал больше, чем купил. Красок в жизни стало еще больше. т.к. за весь день во мне побывал только один хачапури в Тбилиси и все. Полюбовался Алазанской долиной, которая раскинулась внизу, под городом Сигнахи.
Я и Алазанская долина (печень зашевелилась, услышав это название)

Вид на Алазанскую долину. Грузия.

Кусочек Сигнахи и Алазанская долина. Грузия.

Вид на Алазанскую долину сверху. Грузия.

Внизу - Алазанская долина.

Внизу – Алазанская долина.

Алазанская долина. Грузия. Пейзаж.

Панорамный вид на Алазанскую долину сверху. Грузия.

Над Алазанской долиной в Грузии.

Алазанская долина. Красное полусладкое.

Правда, арбузы все попрятались, но один продавец вынес мне арбуз прямо из дома и продал. Вернулся в гостиницу с вином и арбузом. В гостинице к моему возвращению уже была пара из Польши (парень с девушкой). С парнем пересеклись на кухне, тут же познакомились. У него тоже было вино с собой и он искал бокалы. Решили, что пить вино будем вместе. Взяли три бокала, разрезали арбуз и расположились за столом во дворе на улице. Он позвал свою спутницу Стефанию. Сам же Жданек неплохо знал русский язык, да и когда он говорил по-польски, я его хорошо понимал. а отвечал ему либо по-русски, либо по-украински. Со Стефанией проще было общаться на английском. Чуть позже к нам присоединилась пара из Южной Кореи ( и тоже с вином ). Увидев нашу интернациональную компанию, хозяйка гостевого дома подарила нам еще литровую бутылку вина, чтоб мы лучше понимали друг друга, видимо. Корейские ребята приехали на Кавказ порознь, но случайно встретились в Грузии и 2 дня уже как путешествовали вместе. Правда, на следующий день их пути расходились. Парень направлялся в Армению, а девушка – в Турцию и оттуда в Болгарию. Имен их я не запомнил. С ними общались по-английски, но понимать, что они говорят, было сложно из-за акцента. ро нас же они думали, что мы путешествовали вместе, т.к. иногда общались на непонятном для них славянском языке. Мы объяснили, что я – русский, а они – поляки, но, т.к. наши народы славянской семьи, то языки наши очень похожи и культуры схожи. Поэтому и общаться можем на своих родных языках. После очередного бокала вина я вспомнил, что русский с китайцем – братья навек и вспомнил, что у меня же по Армении уже накоплен достаточный багаж справочного материала и карты. И что они могут быть полезны моему новому азиатскому знакомому. Т.к. английский у него на не достаточном уровне, а русского и армянского языков он не знает, то в Армении ему будет трудно (так решили мы с Жданеком). Поэтому я достал свою карту Армении и исписал ее английскими названиями тех мест, которые стОит посетить. А также проложил ему маршрут, чтобы он охватывал все достопримечательности. К тому времени его спутница уже оставила нас и пошла спать.

Интернациональная, блин, команда

Кореец, русский и полячка

Поляк, русский и полячка

Кореец, поляк и полячка

На этой ноте и мы закончили наш интернациональный ужин и стали убирать со стола. В этот момент пришли еще две девченки. Как выяснилось – из Израиля. Но они сели особняком и заварили доширак.
Все-таки, подобные автономные путешествия хороши еще и тем, что можно оказаться в такой вот интернациональной компании, попрактиковаться в языке, да и просто пообщаться с людьми из других стран.
Насыщенный день подошел к концу. Несмотря ни на что, удалось реализовать все задуманное, получить массу позитивных эмоций, увидеть и узнать много нового. Завтра утром выдвигаюсь в Азербайджан.