Новый год 2009 / 2010. Россия-Белоруссия-Украина. День 8. Запорожье. Днепропетровск.
Запорожье.
В Запорожье приехал рано утром. За этот день в планах было посетить сразу два областных центра Украины – это Запорожье и Днепропетровск. Расположены они недалеко друг от друга и между ними регулярное автобусное сообщение. В Запорожье я определил себе время до обеда. Конкретно привязываться ко времени не стал, т.к. маршрутки и автобусы до Днепропетровска отходят каждые 15-20 минут. Так же есть дневной поезд, но автотранспорт – более гибкий. В первом пункте пребывания у меня был намечен ряд мест посещения, после чего смело можно было направляться на север порядка 120 км – до второго областного центра.
Готовя поездку, я изучил план города и, выйдя из ЖД-вокзала, уже знал, в какую сторону мне нужно идти, чтобы начать осмотр города. Забегая вперед, сразу скажу, что Запорожье мне все время очень напоминал Волгоград. Во-первых, оба города на берегу больших рек (Днепр и Волга соответственно). Вытянуты вдоль этих рек. Через весь город как в Запорожье, так и в Волгограде, проходит проспект Ленина – центральная улица города. В Волгограде есть Волжская ГЭС, плотина которой служит переправой с одного берега на другой. В Запорожье же – ДнепроГЭС, плотина которой соединяет берега Днепра. и также служит переправой для транспорта. Только на ДнепроГЭС плотина еще и пешеходная, в отличие от Волжской ГЭС, по которой можно передвигаться только на транспорте. А, ну, еще в обоих над реками возвышаются Ленины в виде памятников (в Запорожье сейчас уже, наверно, снесли памятник).
Итак, выйдя из вокзала, вышел на проспект Ленина и пошел по нему в сторону центра города и основных достопримечательностей. Сразу от вокзала начинаются корпуса Запорожского АвтоЗавода (Запорожец, так вот где вас делают). Пройдя по проспекту между корпусами, дошел до автовокзала, а за ним уже началась цивилизация – пошли жилые кварталы и вообще город приобрел жилой вид. Отдельно порадовала площадь Металлистов (не Металлургов!) – видимо, место встреч рокеров города. может, и не так, конечно, но мне приятней было думать, что этот топоним связан с рок-музыкой. И зашагалось бодрее. Т.к. времени в Запорожье я себе отмерил – до обеда, а проспект Ленина – длинный, то решил ехать транспортом ориентировочно до центра – пока не покажутся совсем уж большие и красивые дома. При посадке в маршрутку на мой вопрос “Сколько стоит проезд?” водитель ответил “Рубль-пятьдесят”. Сначала я не придал этому значения, но когда полез в карман и вынул оттуда гривны – что-то у меня в мозгу не сошлось. Все бы ничего, кабы я не находился на Украине. Оказывается, на юго-востоке Украины (как я потом убедился) деньги называют не гривнами, а рублями. И, разумеется, русской речи гораздо больше, чем украинской. В принципе, думаю, если взять простого человека, завязать ему глаза, переместить в Запорожье, развязать глаза и отпустить – первое время ему бы казалось, что он в России. Настолько все похоже. Только по некоторым отдельно взятым вывескам на мове или же по автомобильным номерам можно было понять, что я за границей. Да-да, и вывесок на русском было много.
Обозревая окрестности, доехал до центра города, откуда и решил направиться к первому и главному пункту программы моего пребывания в Запорожье – Запорожской сечи. Гулять по центру города пока было неинтересно, т.к. было раннее утро и еще не достаточно рассвело, что не способствовало формированию позитивного впечатления о городе. Поэтому решил, что пока поеду к самой труднодоступной достопримечательности и пока доберусь до нее – посветлеет и потеплеет на улице. Находится Сечь на острове Хортица. А до этого острова по улице Тюленева доехал на другой маршрутке. Указателем на то, что я иду по верному пути, послужили мне памятные знаки казаку, играющему на кобзе, и, собственно, камень с картой острова (где карта, Джимми? Нам нужна карта! (с)).
Если пойти на север, то выйдешь аккурат к Запорожской Сечи. А если на юг – то к дубу, под которым, как гласит предание, запорожские казаки писали свое знаменитое письмо турецкому хану.
Я решил, что плутать по острову в поисках дуба не стоит, а направился прямиком к Сечи. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что это полноценный – музей и у него определенные часы работы. И до открытия оставалось еще около полутора часов. Второй раз на одни и те же грабли. Первый раз я так попал в Белоруссии с Линией Сталина. почему-то решил, что вход туда свободный и поехал с раннего утра, чтобы все успеть. Так же и тут. С той лишь разницей, что под Заславлем я ждал открытия музея под дождем, а тут же я был наказан морозом и ветром, разгонявшимся вдоль Днепра. Хранительницы музея отказались пустить меня пораньше (я, все-таки, попытался договориться, чтоб меня одного пустили осмотреть территорию, чтоб мне не ждать на морозе и на ветру до открытия). Мы находились на северной оконечности острова, которая как раз обдувается ветром с Днепра. Делать нечего – пошел бродить по окрестностям. Побродил вокруг Сечи, полюбовался мостом Преображенского, ЛЭПами, тянущимися от ДнепроГЭСа, собственно, самой плотиной электростанции. Чтобы скоротать время – решил перекусить. Про запас у меня были с собой пирожки из Киева и Квас из Минска еще. В Минске мне еще осенью очень понравился “Белорусский квас на мяду”, поэтому в этот приезд затарил его себе литров 5-6. Естественно, зимой на морозе и квас, и пирожки в сумке замерзли, поэтому тем морозным утром согревали они меня слабо, ну хоть перекусил.
К назначенному времени снова пришел в кассу, где вызвал восхищение работниц музея тем, что не уехал, а дождался открытия, проявил настойчивость. Говорили что-то про настоящий казацкий дух и прочее. Ну и небольшим бонусом их восхищение выразилось в скидке на входной билет. Сошёл за школьника.
Первым делом отметил, что внутри, за частоколом, значительно теплее, чем снаружи – на берегу Днепра. И после этого пошел уже осматривать быт и кров запорожских казаков. Кстати, именно тут снимали фильм “Тарас Бульба”, в котором играл Боярский.
Осмотрев место обитания запорожских казаков, отправился на противоположный берег Днепра, чтобы оттуда вернуться снова в центр города, но проехав по плотине ДнепроГЭС. Так и поступил – по мосту, ведущему прямо от Сечи, вышел на улицу Таганскую, откуда потом дошел до остановки троллейбуса “Днепрострой”. Правобережный район города показался мне каким-то унылым. Частный сектор, закоулки…
На троллейбусе поехал по ДнепроГЭС имени Ленина мимо острова имени Ленина до площади Ленина, на которой памятник Ленину, от которого начинается проспект Ленина в доме, который построил Джек в Запорожье. Ох, тяжело же декоммунизаторам в этом отдельно взятом городе. Ленин на Ленине и Лениным погоняет.
Теперь же в планах оставалось прогуляться по этому самому краснознаменному ордена золотой звезды имени Ленина проспекту, осмотрев архитектуру города и достопримечательности, которые еще могут попасться по пути. А на пути попадались интересные дома, надпись на фасаде которых говорила мне о том, что они построены для работников Запорожского Металлургического комбината. Кстати, такие же дома я видел через несколько лет в Новокузнецке. Видимо, строили по одному проекту. И в Новокузнецке, возможно, тоже для работников Металлургического комбината.
Кроме симпатичных и необычных домов на проспекте увидел Универмаг с говорящим названием Украiна, Здание обл-администрации, центральную городскую елку. Вобщем, вполне стандартный набор. То, что выгодно отличало Запорожье от других посещенных мною городов, было осмотрено уже к тому моменту.
|
Оставалось дойти до автовокзала и отправиться в столицу соседнего региона – Днепропетровск.
На автовокзале увидел маршрутку до Гуляйполя и вспомнил про еще одну страницу Запорожского края – махновщину. Именно в Гуляйполе родился самый, пожалуй, известный анархист – Нестор Махно. В те времена Запорожье носил имя Александровск (а Днепропетровск – Екатеринослав. Не путать с Екатеринодаром – Краснодар). Интересно, декоммунизаторы на Украине сейчас могут вернуть прежние исторические названия городам? Так вот именно в Гуляй-поле была провозглашена республика анархистов. И по запорожским степям мелькали тачанки и эскадроны махновцев в борьбе за независимость и анархию.
Анархистом я не являюсь и к личности Нестора Махно не питаю особых симпатий, потому ехать на его малую родину не стал. Но наметил себе по возвращении в Самару посмотреть фильм “9 жизней Нестора Махно”. А пока же взял билет до Днепропетровска на ближайший автобус. До отправления оставалось еще 15 минут и я решил съесть что-нибудь горячее, наконец. Этим “что-нибудь” оказалась… украинская шаурма! Выглядит так же, как и турецкая, но внутри вместо мяса, помидор, моркови и капусты – картопля, цибуля и грибы. Первый раз видел такое диво. Да и, собственно, больше нигде и не видел. Оно и стало моим обедом в тот день.
Днепропетровск
До Днепропетровска ехал часа полтора-два. В дороге смотрел какую-то юмористическую украинскую передачу. Оказалось, “Квартал-95”. Юмор понравился. По приезду в Днепр решил прикупить DVD с их выступлениями.
По прибытии в город первым делом пришел на ЖД-вокзал, чтоб купить билет на вечерний поезд до Луганска. А когда билет был в кармане – пошел гулять по центру города. А именно по проспекту Карла Маркса.
В Днепропетровске хотелось посмотреть Днепр (он там наиболее широкий) и мосты через него. А также прокатиться на самом коротком в мире метро. Поэтому прогуливался не спеша по городу, обозревая окрестности. Времени было достаточно для того, чтобы погулять по городу и все успеть. Политически город предстал передо мной в синей части спектра – по улицам ездили колонны автомобилей с синими флагами Партии Регионов. А горожане просто гуляли – по проспекту, на площадях. На дворе был канун Рождества.
Прогулявшись практически до конца проспекта, свернул в сторону Днепра, чтобы по набережной (в Днепропетровске самая длинная набережная Европы) вернуться к вокзалу, любуясь видом на реку. Однако, сюрприз преподнесла погода. Как только я вышел на набережную – повалил снег. Видимость упала, настроение тоже. Тем не менее, погулял по Сичеславской набережной. Увидел памятник В.Ф.Маргелову – основателю ВДВ. Через некоторое время увидел здание с надписью “Днепропетровск”. Оно мне показалось очень уж знакомым. Напряг память и она мне выдала картинку из моего детства – коробку домино. В детстве у меня было домино, на коробке которого было это самое здание – гостиница “Днепропетровск”.
На набережной Днепропетровска
Снегопад все усиливался и ходить по улицам в такую погоду желания уже не было, поэтому спустился под землю – в метро. И поехал кататься. Хотя, “кататься” – это громко сказано про метрополитен, который насчитывает всего 6 станций. Причем, станции похожи одна на другую. Отделка одинаковая, незамысловатая, без затей. Только в разные цвета выкрашены стены на разных станциях.
Вернувшись снова на станцию Вокзальная, вышел на одноименную площадь и чтобы скоротать время до поезда, решил перекусить. Весьма кстати оказалась едальня в украинском стиле, находящаяся по левую сторону от здания вокзала (если стоять лицом к нему). Там и обосновался. Весьма удачно по случаю кануна Рождества подавали бесплатно кутью всем посетителям. Я взял две!
А когда наелся и времени до поезда оставалось уже не так много – пришел на вокзал, предвкушая, как скоро сяду спокойно в вагон, расстелю поездную постель и растянусь на полке, выпив горячего чаю. Оставалось только дождаться того самого 207го “Кривой Рог – Луганск”. А его все не было и не было. Весь мой жизненный опыт подсказывал мне, что пора бы уже и подать поезд. До отправления осталось полчаса, а в таких крупных городах поезда стоят минут по 30-40. Про поезд же не объявляли ни слова. Ни о прибытии, ни об опоздании. Решил обратиться к своим заметкам, которые составил в рамках подготовки к поездке. Чтобы сверить дату и время. Ну раз билет продали на сегодня – значит, поезд быть должен. Однако же, меня смутила маленькая приписка, сделанная моею же рукой на полях к списку поездов. Там значилось “Днепропетровск пивденный”. Насторожило это меня. Пошел к расписанию. 206-й “Луганск – Кривой Рог” – есть. 207-го “Кривой рог – Луганск” – нету! Это меня уже взволновало! Не могут же поезда уходить в Кривой рог безвозвратно. Пошел в справочную – узнать о судьбе моего поезда.
– Так вы 207й ждёте?!
– Ну да
– Не дождетесь вы его тут
– Почему?
– А он тут не ходит
– А где ходит? Это ж вокзал!
– Он ходит через Южный
– Южный? это что такое? Тоже вокзал.
– У вас что – два вокзала?
– Да! (не без гордости за свой город сказала мне женщина в окошке)
Волнение мое все нарастало. Это не входило в мои планы.
– А как доехать до этого Южного вокзала?
– А вы уже не успеете.
Таак, думаю… спокойно! Эта женщина не знает, что говорит и не знает, с кем говорит. Из этих рук еще никто не уходил. Ни один поезд.
А за поездами я к тому моменту уже достаточно побегал.
– На чем я могу доехать до вокзала?
– Отсюда садитесь на первый трамвай, доезжаете до остановки [не помню, какую остановку мне назвали], а там пересаживаетесь на 30ю маршрутку. Но она ходит редко – раз в 20 минут.
Сложно, – думаю, – слишком сложно…
– А на метро если?
– Метро в другую сторону ходит, вы на нем не доедете.
Поблагодарил тётю и пошел к выходу, повторяя про себя, как мантру “спокойно. спокойно. выход должен быть. На крайний случай – такси. только надо отойти от вокзала, а то тут ушлые таксисты, понимая, что ты опаздываешь на поезд на другой конец города, заломят и без того завышенную привокзальную цену”. Выйдя на улицу, быстрым шагом направился к маршруткам, полагая, что трамвай – не вариант. У первого же попавшегося маршрутчика спросил – едет ли он в сторону Южного вокзала?
– Не до самого вокзала, но в ту сторону, да. а там пересядешь на 30й и доедешь.
О, думаю – отлично! Все сходится со словами той дамы в окошке.
Сел к нему в маршрутку на переднее сиденье. спрашиваю
– когда поедете?
– да сейчас, минут 5 постоим, пассажиров наберем, да поедем. А тебе срочно чтоли?
– ну да, у меня оттуда поезд через 25 минут отходит.
– Так что ж ты молчишь?! Луганский чтоли?
– ну да, а откуда вы знаете?
– А там больше никакие другие поезда не ходят. Закрывай дверь, поехали!
И мы помчались навстречу моему поезду. Благо, что не было пробок по пути. Водитель стал мне по дороге объяснять, что успеваем аккурат впритык – при условии, что на той остановке, где он меня высадит, сразу же приедет нужная мне 30я маршрутка. Свернули с центральной улицы на второстепенную. Водитель оживился, а за окном уже окончательно стемнело. И тут водитель стал оживленно сигнализировать мне в лобовое окно – оказалось, из-за поворота появилась та самая 30я маршрутка, которая ходит раз в пятилетку раз в 20 минут. Он стал ей моргать фарами, а мне сказал “выпрыгивай, пока красный” (мы стояли на светофоре, а она поворачивала в нужном мне направлении). То ли водитель 30ки не видел знаков, то ли не сумел их разгадать, но ждать меня он не стал, а уехал без меня. Мне же оставалось только бежать в том же направлении. Не в надежде догнать ее, а чтобы добежать как можно быстрее до вокзала и успеть на поезд. Надежда теперь была только на себя, все кто мог – помогли. Глянул на часы – у меня 5 минут времени. Закинул сумку на плечо, оторвал лямку. взял ее под мышку и погнал вниз под горку, весело перебирая ногами. В плеере в это время как нельзя к стати заиграла бодрая украинская песня “Ти ж менэ пiдманула” в исполнении Воплей Видоплясова. Бодрила как никогда прежде! и слова-то в кон! как же я так обманулся в Днепропетровске, что мне приходится сейчас за 5 минут до отправления поезда мчаться вниз по крутому спуску (Боцманский спуск, как потом, выяснилось) в гололед на скользких казаках? Пробежав некоторое время, получил еще один нежданчик – дорога раздвоилась. Куда бежать?! направо? или налево? понимаю, что права на ошибку нет. И звонок другу невозможен – знакомых в городе нет. И помощь зала – не вариант, т.к. вокруг ни души. И тьма кромешная, фонарей нет. Ё-мое. Чу! я слышу пушек гром Почуял запах железнодорожного мазута слева. Решил, что это верный признак. Пробежав несколько шагов, увидел поднимающихся мне навстречу людей с сумками. Подозрения мои подтвердились. А для них это был Боцманский, блин, подъем! Еще бодрее побежал в выбранном направлении и вскоре из темноты появился силуэт локомотива и какое-то небольшое здание. Единственное что выдавало хоть какую-то причастность этого здания к вокзалу – это табличка “Пiвденниi”. Это не вокзал, это капец. одноэтажное маленькое серое невзрачное здание с козырьком, на котором, собственно, эта табличка. У перрона гудел поезд. Видимо, мой, т.к. “Больше там ничего не ходит” (с) Проводники стояли в вагонах, выставив флажки – верный признак того, что поезд отправляется. Побежал к своему вагону. Пока бежал и громко махал руками – заметил в окнах того самого здания какие-то тюки и багаж. Видимо, через эту станцию ходят только почтово-багажные поезда и товарняки. И еще вот этот… Добежал до своего вагона, размахивая билетом, проводница впустила меня не глядя в уже отъезжающий поезд. Видимо, лицо у меня доверчивое – поверила без документов. Однако, потом, все-же, проверила и билет, и паспорт. Но это было уже в спокойной обстановке, в вагоне, когда поезд катил по степям Украины на Донбасс. Вместе со мной. Так для меня наступила Рождественская ночь 2010 года.
Утром поезд прибывал в Луганск.
Еще больше интересной информации здесь:
“ПУТЕШЕСТВИЯ ~ Капитан Козлов” в Яндекс.Дзен:
Любопытные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov
Рекомендую посетить сайт нашего совместного проекта с моей женой, психологом Натальей Козловой “Школа Счастливых Отношений“: