Выходные на Каме. День 1. Набережные Челны. Елабуга.
Visits: 0
Эпиграф
Я с надеждой смотрю в эту чистую воду —
Кама-река, дай мне свободу…
Помоги мне быть новым с каждым рассветом —
Через Волгу в Каспий следующим летом.
(с) ЧайФ
Самара
Набережные Челны
Елабуга
Самара
Выезд в Набережные Челны был в 19 часов вечера автобусом “Самара-Ижевск”. Расчетное время прибытия – 03:00. Главное – не проспать, а то можно было уехать в Ижевск. Место мне досталось аккурат за водителем. Поэтому ехать было весело: оказывается, у дальнобойщиков своя радио-частота и они переговариваются на ней по всей стране. Думаю, зачастую собеседники меж собой даже не знакомы. Хотя, некоторые называли друг друга по именам или подпольным кличкам позывным. Узнал много нового. Да и интересно было представлять на карте России – кто где едет. Они же там сообщают друг дружке – кто куда путь держит, советуют – где как лучше проехать. В частности, один дальнобойщик ехал из Кирова в Волгоград, давая круг через Воронеж. На что один из его коллег по цеху удивился “а зачем такой крюк? это же километров 800!”. “А потому что там нет грёбанной Самарской области с ее М5 и вечным ремонтом на ней” (М5 – федеральная трасса “Урал”, проходящая в том числе и через Самарскую область. Очень нагруженная).
Стемнело. В окно смотреть стало неинтересно. Задремал. Проснулся от возгласа “Бугульма!”. В Бугульме я бывал, но обычно не долго. Полчаса – и все мои дела там были улажены. И в этот раз случилось примерно так же. Вышел из автобуса просвежиться. Огляделся – ну да, Бугульма. И снова занял свое место позади водителя. Не успели выехать из города как я уже спал.
Набережные Челны
Проснулся снова от возгласа. Но в этот раз кричали “Набережные!” (без “Челны”. Просто – “Набережные”). Глянул в окно – темно. И выходить из автобуса не хотелось. Ну куда я в ночь из теплого насиженного места? Глянул на часы – 3:15. Делать нечего – вышвырнулся на улицу.
Как я понял – нахожусь на окраине города. На самом въезде. Осмотрелся, провел рекогносцировку. Из минусов – то, что автовокзала как такового нету. Есть ларек с кассой. Плюс – в виде железнодорожного вокзала. И, к счастью – открытым оказался. Хотя, ЖД-вокзалы, как правило, круглосуточные. А вот с автовокзалами и аэропортами бывают засады. В своей Дальневосточной эпопее я буду заострять на этом внимание, т.к. постигал эти особенности на своем опыте. Здание вокзала в Челнах выполнено в каком-то модерновом стиле (я не очень в этом разбираюсь, но если без лепнины и вензелей, то это не барокко. А если не барокко – то модерн!)
Надо ли говорить, что я был единственным “пассажиром” в это время? Побродил по вокзалу, коротая время, посидел в кресле, разглядывая потолок. Это способствует приближению утра. А утром пришел наряд полиции. С вопросом “Что вы тут делаете?”. Понимаю, что ответ мой прозвучал нелепо, но ответил “автобус жду”. Они же, видимо, решили соревноваться со мной в остроумии и попросили показать билет. Билета не было. Да и откуда ему было взяться, когда касса автовокзала находилась в стороне от ЖД-вокзала и ,к тому же, не работала.
Мои доводы их не убедили. Отправили меня за билетом. И без билета, говорят, не возвращайся. Пришлось послушаться их. Их же трое. А я – один. Касса автовокзала как раз только открылась. Попросил кассиршу продать мне билет. В Елабугу. Та посмотрела на меня, как на ненормального.
– В Елабугу – придете и купите перед отправлением спокойно.
– А у вас свободно посадка? без ажиотажа? а то вдруг приду, а мест нет
– Не переживайте, – спокойной уедете. Вам на какое время?
– самый поздний рейс во сколько?
– в 15:20
Это было неожиданно! Разве после этого времени люди не ездят? В общем, обозначил себе, что в 17 часов мне следовало быть на этом же самом месте.
Т.к. билета мне не дали, то на вокзал не было смысла возвращаться. Тем более, что сотрудники правопорядка стояли у входа и наблюдали за мной. Сделал им “адью” и направился в противоположную сторону от них – открывать для себя город Набережные Челны (он же – Брежнев). Центральная магистраль города – проспект Мусы Джалиля. По нему и отправился гулять. Город еще спал. Вокруг не было ни души. Ни машин. Ни трамваев (хотя трамвайные рельсы вдоль проспекта прозрачно намекали, что они тут водятся). Прогулялся мимо сквера работников ЖКХ (в городе есть еще сквер Добра), и чуть поодаль увидел какую-то интересную фигуру, которая заставила меня свернуть с проспекта и углубиться во дворы. Это была какая-то непонятная фигура непонятно чего. А на фоне утреннего тумана, окутавшего город, она смотрелась еще более устрашающе, если не сказать – зловеще.
Сразу за этим памятником неведомой фигне начинался стадион “Строитель” (и практически сразу заканчивался). А за ним – болото и туман над ним. Как в фильме про Собаку Баскервилей. Не удивился, если б где-то вдалеке сейчас завыли собаки. Кстати, собаки оказались неподалеку. Но это потом. А пока я увидел на мосту через это болото фигуру человека, выходящую на меня из тумана. Это и была первая душа, встретившаяся мне в городе (если это был не призрак). Тех трех бездуховных товарищей, прогнавших меня с вокзала, я не считаю. Не разглядел я в них души. Челны начинались для меня жутковато. К слову сказать, это было не совсем болото, а речка. Мелекесска. Странное дело – город Мелекесс находится далеко от Мелекесски и находится совсем на другой реке (Черемшан), а тут воначо! Каков ход мысли был у тех, кто называл реку и в честь чего назвали город в таком случае? Пока загадок было больше, чем отгадок. Забегая вперед, скажу, что странности города Набережные Челны еще не заканчивались.
Решил, что ничего интересного там не будет. Потому пошел в обратном направлении – к проспекту. Тут мне и встретились собаки, которые могли бы выть из тумана (если бы не спали). Кроме того, начали попадаться алкаши и дворники. Видимо, это первые, кто просыпался в городе. У каждого свои дела, свои заботы. А на проспекте уже машины разъездились.
Прогуливаясь по проспекту, увидел забавную скульптуру. Посаженная репка и тянущие ее с кичи герои сказки ее кореша. На первый взгляд фигура эта ничем не примечательна. Это если не занимательное соседство. По соседству находится здание прокуратуры. Так что, репку посадили, видимо, за дело. А кореша ее вытягивают рано утром, пока все спят (и прокурор – тоже).
Прогуливаясь по городу, отметил про себя, что он напоминает мне Тольятти. Да и у этих городов много общего. Оба города молодые. Автозавод – градообразующее предприятие (В Тольятти – ВАЗ, в Челнах – КамАЗ). Тольятти и Челны построены специально на берегах рек (Волги и Камы соответственно), которые служат транспортной артерией для снабжения заводов. Население обоих городов примерно сопоставимо по численности. Оба города называются или назывались в честь коммунистических деятелей. Тольятти – в честь Пальмиро Тольятти (лидер итальянских коммунистов ХХ века). Набережные Челны с 1982 по 1988 годы носил имя Брежнева (председатель ЦК партии СССР). Кроме того, и в Тольятти, и в Челнах 3 административных района. И называются они абсолютно одинаково: Автозаводской, Центральный и Комсомольский прямо Ирония судьбы или с легким паром какая-то. Оба эти города являются вторыми по величине в своих регионах (Тольятти – в Самарской области, Челны – в Татарстане). Архитектурно эти два города тоже очень похожи. И там, и тут – широкие проспекты, панельные многоэтажные дома, кольцевые развязки. Благодаря продуманности архитектуры городов – нет пробок. Ни в Тольятти, ни в Набережных Челнах. Но есть и факты, которые уникальны как для Тольятти, так и для Челнов.
Об этом чуть ниже, а пока немного фотографий города.
Внимательный читатель, наверно, заметил на одной из фотографий обозначение адреса на доме. Отсутствуют названия улиц, а вместо них – цифры. Это есть основная особенность и загадка города Набережные Челны. По устоявшейся традиции в Набережных Челнах жилые микрорайоны обозначены комплексами. В городе на данный момент действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»). Это название сохранилось со времени строительства, когда каждым микрорайоном занималась отдельная строительная бригада, строившая одновременно несколько жилых домов и зданий бытового назначения — школу, детский сад, магазин, — то есть полноценный жилой комплекс. Называть адрес по названию улицы в Набережных Челнах не принято, поэтому иногда жители не знают своего адреса по улице.
Однако в Комсомольском районе и Центральном есть комплексы с одинаковыми номерами, поэтому во избежание почтовых коллизий надо либо использовать адрес по улице, либо дополнительно указывать район города. Например: «г. Набережные Челны, Новый город, д. 1/11, кв. 39.» Коллизия частично разрешается для домов с номерами меньшими десяти, в Центральном районе к номеру такого дома спереди дописывается ноль. Например, 4-й дом 1-го комплекса в Комсомольском районе будет иметь номер 1/4, а в Центральном — 1/04.
Особенность же Тольятти заключается в том, что город на этапе проектирования еще задумывался как идеальный во всех отношениях город. Удобная логистика, транспортные развязки, широкие проспекты, продуманная архитектура и застройка. И действительно – в городе широкие проспекты, разделительные линии, парковые полосы между проезжей частью и жилыми домами, кольцевые развязки. Пробок нету и сейчас. Ориентироваться в городе удобно. В итоге Тольятти вошел в мировые учебники архитектуры как идеально построенный город, отвечающий всем требованиям своего времени.
Пока город только просыпался – я приближался к его центру. К пешеходной улице. Правда, улица эта в Челнах совсем уж маленькая. Для такого большого города (а население в Челнах – больше полумиллиона) – улочка кажется понарошечной. Зато прошел ее быстро. И вышел к мечети, а оттуда – к ресторану на воде.
Тот уголок – как небольшая деревня в городе. Выйдя снова на проспект, вспомнил, что я – в большом городе. Тут тебе и широкий проспект с многополосным движением, и трамвайные рельсы, и большие дома. И две тёлочки, мирно пасущиеся вдоль трассы дамы легкого поведения.
Пожалуй, главной целью моего визита в город Набережные Челны было посещение музея КамАЗ. На дворе стояла суббота. День был не праздничный (как, например, в Нижнем, когда я был там в Первомай). В этот раз надеялся, что мне повезет больше. По мере того как я прогуливался по проспекту Мусы Джалиля, он (проспект) превратился сначала в Набережночелнинский проспект, а потом вообще – в проспект Мира. А к тому моменту, пока я по нему добрался до пересечения с проспектом Яшлек (в районе Автозавода) – он сдулся до улицы Алиша. Музей КамАЗ находится непосредственно на заводе. По-моему при учебном центре (как и в Тольятти музей АвтоВАЗа и как в Нижнем на ГАЗе). Доехал туда я на такси, т.к. из центра города туда можно добраться на автобусе, но в выходные он ходит плохо. Да и я полагал, что в субботу может быть короткий день у музея, потому медлить не хотелось. По пути водитель рассказал о том, как строился город. Говорит, такого количества подъемных кранов никогда в жизни не видел. Буквально, лес! Мало того, что строили завод в чистом поле, так еще и строился целый город.
Когда доехали до музея, нас (меня) ждало разочарование. Оказывается, музей закрыт. Часы работы у него – с 9:00 до 17:00 с понедельника по пятницу. И перерыв на обед с 13:00 до 14:00. И тут возникает вопрос: “а для кого работает музей? для сотрудников завода?” Все потенциальные посетители музея в его рабочие часы находятся на работе, либо в школе. А как же иногородним попасть в музей? Если в выходные он не работает. Возмущению моему не было предела. Вот интересно, сколько посетителей в таких музеях, скажем, за месяц?
Размышляя над этим, выехал снова в город. Проезжая на маршрутке, увидел красивые здания и решил выйти погулять хотя бы возле них чтоли, раз музей – не судьба.
Все-таки, поездки у меня познавательные и в город я приехал, чтобы хоть немного узнать его. А Челны – это не только КамАЗ. Краеведческий музей может многое рассказать про историю города. Оставалось лишь найти его. Что и было сделано. В краеведческом музее Набережных Челнов представлены экспонаты различной тематики и разных эпох. Гулять по музею можно долго. Подробно останавливаться не буду на описании экспонатов, скажу лишь, что представлены артефакты как старинного периода, так и современности. Отдельно представлена военная страница жизни города (хоть война и не докатилась до Камы). Ну и, разумеется, отдельный зал посвящен заводу КамАЗ.
Теперь представление о городе у меня было сформировано. Досадно, конечно, что в музей КамАЗа не попал. Но впереди меня ждала Елабуга. Время подходило к отправлению транспорта до этого города. Поэтому пора было выдвигаться в сторону автовокзала. По пути увидел на улице инсталляцию “КамАЗы на Дакаре”. Попробуйте найти тут те самые грузовики-победители.
На автовокзале подогнали маршрутку до Елабуги. Билетов не продавали, сказали рассаживаться так. Пассажиров, желающих до Елабуги, было приличное количество. И как только микроавтобус открылся, “они ка-а-а-ак ломанутся!” (с) Ваш покорный слуга имеет опыт в подобных делах (и некоторую сноровку), потому в числе первых метнулся внутрь и закатился под сиденье уселся на свободном месте в хвосте салона. Постепенно народ рассаживался и выяснилось, что не хватило места одной девушке. С неким парнем они бодались за место под Солнцем в маршрутке. Постепенно остальные пассажиры стали занимать кто сторону парня, кто сторону девушки. Я был над схваткой. Не поддерживал открыто ни того, ни другую. Мне просто хотелось скорее уже поехать. Предложил парню усадить девчонку себе на колени и закрыть вопрос. Девчонка была согласна. Парень оказался робкого десятка или просто светло-синий. В итоге после некоторых прений девушку оставили в Челнах, а все остальные погнали в Елабугу. По дороге пассажиры разделились на два лагеря: одни поддерживали парня, другие осуждали. А началось все с реплики водителя в его адрес “после того, как ты с ней поступил – теперь ты обязан найти ее и жениться на ней”.
Ехать до соседнего города было не долго – минут 30.
Елабуга
Елабуга – один из тех немногих случаев, когда остановился в городе на постой. Здесь мне предстояло заночевать, поэтому первым делом прозвонил товарищу, с которым накануне поездки договорился о съеме квартиры на ночь. Осмотрели с ним квартиру, ударили по рукам и простились до утра. Время еще позволяло мне прогуляться по городу – световой день был в самом разгаре, да и погодка шептала. Потому осмотрел окрестности дома, приметил рынок, на котором решил прикупить себе фруктов на ужин и повернул оглобли в сторону Чертова городища.
Условно для себя город Елабугу я разделил на две части. Нижняя Елабуга и верхняя. База у меня оказалась в верхней. Там многоэтажки, панельные современные дома. Улица Гиззата. Пересекает ее Проспект Мира – центральная магистраль города. Поэтому были все шансы уехать и вернуться, что немаловажно. Как раз мимо Чертова Городища ходит маршрутка (По-моему, №1). Она-то и показалась на горизонте. Запрыгнул в нее и уже мы вместе поехали по маршруту. Помчались мы из верхней, многоэтажной каменной Елабуги в нижнюю – одноэтажную, частносекторную, частично деревянную, но симпатичную. По пути разговорились с водителем. Т.к. всю дорогу я был его единственным пассажиром и сидел рядом с ним – на переднем пассажирском месте, (чтобы обозревать город), то разговаривать ему больше было не с кем. За те 20 или 25 минут, что мы с ним ехали, он вкратце рассказал мне свою жизнь. А когда уже подъезжали к месту моего десантирования, строго-настрого наказал в обратный путь ни к кому чужому не садиться, а ждать его – и он отвезет меня туда, откуда и забрал. Сказал, что обратно будет проезжать примерно через 40 минут – этого времени мне должно хватить, чтобы осмотреть достопримечательность.
Чертово городище представляет собой комплекс старинных памятников. Собственно оттуда и есть пошла тысячелетняя Елабуга (она же – Алабуга). К вершине горы ведут каменные ступени.
Однозначно скажу, то оно того стОит. И приехать в Елабугу, и найти того самого водителя маршрутки Чертово городище, и подняться в гору. Памятники – оно, конечно, хорошо, но меня больше всего впечатлил тот вид, который открывается с горы. Причем, оглядываться и чуть-чуть восхищаться я начал еще когда только поднимался. Но в какой-то момент решил не портить себе впечатление от предстоящего вида с вершины. А я уже предвкушал, что приехал я сюда не зря.
Промежуточные виды с подъема в гору.
И вот, наконец, поднялся на вершину и у меня захватило дух от той красоты, которая открылась моему взору. Пожалуй, в ту поездку это было самым сильным и приятным впечатлением. Все-таки, какие красивые, живописные места есть у нас в стране! Не удивительно, что художник Шишкин поселился именно здесь и здесь же писал свои пейзажи. Как в Самарской области село Ширяево – самое живописное место (облюбованное другим великим русским художником – Ильей Репиным), так в Татарстане, пожалуй, Елабуга.
На самой горе тоже было интересно погулять. И вид красивый, и погодка шепчет, и атмосфера приятная. Горожане приходят сюда погулять, подышать свежим воздухом, от которого голова кружится и дышать хочется полной грудью
Помимо башни на горе находится фундамент укрепления (которое было разобрано до основания местными жителями еще в XIX веке) и памятник булгарскому Эмиру Ибрагиму Первому. В старину на месте нынешнего Татарстана была Волжская Булгария со столицей в крепости Булгар. Неприступная крепость была – выдержала несколько осад. Поэтому и эмир – не Казанский, а булгарский, хоть сейчас столицей является Казань. Гуляя в подобных местах, каждый раз пытаюсь представить, осознать, насколько богатая история нашей страны! Мало того, что есть города с тысячелетней историей, так еще и свидетелями скольких событий они явились. Вот и Елабуга – городок хоть и небольшой, но только за XX век его коснулись две войны. В Гражданскую войну тут велись бои, а в Великую Отечественную Елабуга стала одним из центров эвакуации деятелей культуры. А еще был 1812й год – война с французами, на которой широко стала известна “кавалерист-девица” Надежда Андреевна Дурова. Те, кто не знает этой истории, могут вспомнить фильм “Гусарская баллада” (Давным-давно! Давным-давно!). Так вот главная героиня/герой фильма – это и есть Надежда Дурова. Которая родилась, жила и похоронена в Елабуге. Но про нее и некоторых других людях, так или иначе связанных с городом, будет в следующей статье – на завтра у меня была намечена образовательная программа посещения Елабуги. А пока – еще немного фотографий Чертова городища.
К назначенному времени спустился на дорогу – туда, где меня оставил водитель желтой “ГАЗели”. Не прошло и 3х минут, как со стороны Камы поднялся клуб пыли. Это моя лягушенка в коробченке едет. Карета была подана. За 11 русских рублей меня домчали к рынку, откуда и забрали чуть более часа назад. Прикупив каких-то фруктов на ужин, пришел в квартиру, которая была мне домом на ближайшие часов двенадцать. Дабы окончательно пропитаться местным колоритом, нашел в телевизоре какой-то татарский канал, который и послужил мне информационно-звуковым фоном на оставшийся вечер.
Надо ли говорить, с каким блаженством я растянулся на постели (хоть и на казенной)? Уходящий день для меня начался рано и был весьма насыщенным – как физически, так и умственно (музеи, памятники). Одно огорчало – заряд на аккумуляторе фотика заканчивался, а на завтра была запланирована не менее насыщенная программа. Фот был не на пальчиковых аккумуляторах – в ларьке новые не купишь (как это бывало с прежней “мыльницей”). Ну да ладно. Будет день – будет пища. Подумаю об этом завтра. Уверен я был лишь в одном – в том, что аккумулятор таки-сядет. И случится это в самый неподходящий момент. Как это случалось на Мамаевом кургане в Волгограде и в Брестской крепости. Но если на Мамаевом кургане просто купил новые батарейки (видимо, не я первый, у кого там такое случается), правда, втридорога. Благо, что накануне в Саратове 100 рублей нашел – как раз в тему оказались. То в Брестской крепости кроме пилоток и значков ничего не продавали. А без энергии я остался как раз у Холмских ворот – тех самых, которые являются визитной карточкой крепости. Пришлось прибегать к уловкам: помять батарейки, прогреть их над зажигалкой. Теперь зажигалкой не прогреешь и не помнешь – нужен зарядник. Причем, родной.
P.S.:А в 2016м году я узнал, что могло статься так ,что я бы вырос в Елабуге. Оказывается, отец в далеком 1986м году ездил сюда – узнавать насчет работы на новом заводе легковых автомобилей, который тогда только планировали начать строить, чтобы с его конвейеров в следующем, 1987м году начали сходить с ума рабочие малолитражки “Ока”. Но, со слов отца, в ту пору от завода стояли только колышки в чистом поле, а рекруты не для протокола сказали, что и сам завод, и жилье для молодых специалистов – под большим вопросом. Как показало время – так и получилось. Вот так я и остался расти на севере. Кто знает, может, писал бы я сейчас не про Елабугу, а про Кандалакшу. Но сложилось – как сложилось. Ни о чем не жалею.
P.P.S.: Каспий случился не следующим летом, а через одно лето.
Еще больше интересной информации здесь:
“ПУТЕШЕСТВИЯ ~ Капитан Козлов” в Яндекс.Дзен:
Любопытные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov
Рекомендую посетить сайт нашего совместного проекта с моей женой, психологом Натальей Козловой “Школа Счастливых Отношений“: