Душанбе Худжанд. День 2
Visits: 0
Душанбе Худжанд
Эпиграф
Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал
(с) В.С.Высоцкий
Душанбе
Подъем был ранний. В начале 5го я оставил ключ от комнаты и записку с благодарностью хозяевам дома и покинул его. На завтрак у меня в тот день был свежий горный воздух. Как я уже говорил, сразу за домом город Душанбе заканчивался и начинались горы. Точнее, ГОРЫ! Указатель на выезде из города мне говорил, что шагать мне еще почти 300 километров. Но меня это не пугало. География подсказывала, что дорога тут одна – на Ходжент. А логика вторила географии – и весь транспорт идет либо до Ходжента, либо в Айни. Так что, любая машина – попутная. Про Айни я узнал тут же, около дорожного указателя.
А еще на том же самом месте я узнал, что в этих местах ослы и мулы до сих пор – транспорт. Вот уж не ожидал! я думал, это уже пережиток. Ан нет! Это была “первая ласточка” своего рода. Позже я еще не раз встречал таких вот всадников и рыцарей верхом. Даже захотел покататься так же, но забыл.
Встал в тот день я, видимо, с той ноги. Т.к. пройдя буквально метров 500, остановил машину, в которой ехали водитель и пассажир. Ехали в Ходжент. Можно сказать, повезло. Уселся на заднее сидение и опустил окна с обеих сторон. Чтобы лучше было видно горы. Думаю, это был самый удачный расклад, т.к. фоткать можно было с двух сторон. Если б сидел спереди – то только со своей стороны, либо через лобовое стекло. а тут опустил окна – и любовался, наслаждался всю дорогу.
Скажу сразу – я первый раз был в таких высоких горах. Тут они такие, что до неба достают. И разные. Есть такие, на которых “зеленка” – какая-либо растительность. Есть лысые, есть такие, где снег лежит. В августе! В движении снимать не очень удобно, зато каждую секунду перед тобой предстает совершенно новая картина. Потому, что горы то “прячутся” одна за другую, то “выглядывают” одна из-за другой. То одни и те же горы с разных сторон открываются. И хочется запечатлеть каждый миг, каждую картину, которую горы “рисуют”. И это еще не считая игры света и тени.
Среди таких великанов даже большие грузовики кажутся не более, чем муравьи. А дорога просматривается на открытых участках далеко, потому караваны грузовиков воспринимаются вереницами муравьишек, кропотливо везущих в гору (либо под гору) свои фургоны. Правда, когда они рядом, да на узкой дороге… жутковато! когда справа ОНО грохочет, а слева – пропасть. Причем, пропасть настолько глубокая, что голова кружится, когда выглядываешь из окна вниз. Еще возникал порой когнитивный диссонанс, когда видел снег. Летом! В жаркой Средней Азии! И СНЕГ!
По дороге попадались тоннели. Большие и маленькие. Точнее, сначала маленькие, а потом большой. Про маленькие сказать ничего не могу. А вот большие… Протяженность их – 5,5 километров каждый. Первый тоннель – адский. Подъезжая к нему, водитель велел быстро закрыть окна. Сначала я не понял. Но потом стало все понятно. Дорога разбита, вытяжка не работает, в тоннеле стоит плотный смог такой, что видимость предельно низкая. Освещения нету, тьма кромешная. Как следствие – пробки. Ехали по тоннелю минут 30. При этом в тоннеле как-то еще умудряются работать люди. Ходят они в масках, но, думаю, никакие маски не помогают в ситуации, когда такой плотный поток машин (особенно дизельных грузовиков) стоит в нескончаемой пробке в закрытом пространстве тоннеля. Думаю, там можно топор подвешивать. Упаси Аллах попасть там в ДТП или пробить колесо! Эти полчаса в тоннеле показались мне если не вечностью, то годом. Движемся наугад, в кромешной тьме (фары особо не помогают), кругом рёв двигателей. И назад никак, только вперед. Но и света в конце тоннеля не видать. Второй самый длинный тоннель дался легче. Его, можно сказать, проскочили – по сравнению с тем, как пробирались через первый. А уж через маленькие пролетали со свистом.
Пока ехали по серпантинам Таджикистана, меня не покидала мысль “как же, должно быть, сложно было прокладывать дорогу тут!”. Прорубить ее в скалах, потом заасфальтировать. Поднимать на такую высоту технику. Не забываем, что дороги тогда еще не было. Спросил у моих попутчиков (хотя, это я ихов попутчик) – как же ездили прежде, когда дороги не было? Так и ездили, на ослах. Потому, что транспорт никакой не проедет. А ослы – проходимые. Но дорога занимала в один конец часов 14-16. Выходили рано утром и только поздно вечером добирались до Ходжента.
Еще один трудовой подвиг советского народа в Таджикистане – ЛЭП в горах. Сколько же трудов потребовалось, чтобы доставить туда металлоконструкции, закрепить их на скалах, а потом и прокинуть провода на таком расстоянии. Горные реки Таджикистана несут в себе много энергии. Ее-то и приручили, построив, в частности, Нурекскую плотину. И дальше уже эту энергию раздавали по всей республике. В самые отдаленные аулы.
Хотя, когда я так думал, я еще не представлял себе, насколько отдаленные могут быть в Таджикистане аулы. Даже не аулы, а отдельно взятые дома. Которые и домами-то трудно назвать.
Вы, наверно, обратили внимание на такие коричневые постройки. Я сначала не мог понять, что это такое. То ли капище какое-то, то ли дольмен? Оказалось, это жилище! да, да! И люди живут в таких. В 21м веке. Хижина, сложенная из камней. Либо это самодельные кирпичи какие-то, выпеченные из глины в самодельных формах. Но самое страшное, на мой взгляд, даже не это. А удаленность от цивилизации. Были домишки, которые стоят у дороги. Ну или относительно недалеко. А есть и такие, которые сверху едва различимы. Находятся где-то внизу и стоят по одиночке. Как к ним подобраться ? – вообще непонятно. Если, например, людям нужна медицинская помощь. Или пенсия. На парашюте сбрасывать? Да и чем можно тут заниматься всю жизнь? Ни отопления, ни электричества (если не считать магнитные поля от ЛЭП). Я уже молчу про эти ваши интернеты и телевидение. Оказывается, все очень просто. Как мне сказали мои спутники, в таких местах жители просто летом выращивают одного-двух мулов или ослов. За лето скотинка (это я про животных) отъедается. А по осени ее забивают, мясо засаливают, коптят, готовят на зиму. И зимой спят да едят мясо. Все, вот все развлечения. Насыщенная жизнь! К тому же зимой, думаю, там очень холодно. Морозы плюс сильные ветры вдоль ущелий. Растительности там не так много. Чем топить хижину? Вобщем, как-то не укладывается у меня в голове, как можно жить ТАМ? Зато, наверно, никаких налогов, выборов, новостей, “давай поженимся” и “пусть говорят”. Короче, вселенское зло обходит стороной этих людей, полагая, что и без того люди наказаны. Хотя, не исключаю, что это самые счастливые люди! Не попробуешь – не узнаешь.
Вы можете получить в подарок книгу "Дальневосточный поход" за опубликованный отзыв на сайт в Яндекс-браузере. Для этого следуйте инструкции. Напишите мне на электронную почту soap_home@mail.ru письмо с темой "книги за отзыв". И после публикации Вашего отзыва в ответном письме я вышлю Вам электронную книгу. В свою очередь, за отзыв на эту книгу, Вы сможете по той же схеме получить книгу "Туркестанский поход". А за отзыв на книгу "Туркестанский поход", отправив мне на почту письмо, в ответном письме после публикации Вашего отзыва, я отправлю Вам книгу "Персидский поход".
Еще там, в горах, заметил, как жизнь зависит от воды. Мы, наверно, не обращаем внимания, но вот в ущелье течет речка. По ее берегам растут деревья, кустарники. Соответственно, и какая-нибудь живность водится. В какой-то момент проезжали через большую реку. Потом поднялись снова в горы и оттуда уже видно было по зеленому шлейфу деревьев, как проходит русло реки. И в итоге приводит к целому оазису! Небольшой городок или поселок. Подозреваю, что это и был тот самый поселок Айни. Сверху смотрелось необычно: посреди пустынных гор зеленая змейка жизни и городок сам в себе.
По пути общались с моими попутчиками. Рассказывали о том, как у них жизнь в Таджикистане идет, сетовали на то, что такая большая страна развалилась. Дескать, жили все вместе, одной дружной семьей. Причем, служили эти двое товарищей подо Львовом в ВДВ.
В городе Истравшан мы с ними простились. У ребят были какие-то дела в том городе. Меня же они пересадили на другую машину. Сами на рынке нашли тех, кто ехал в Ходжент, и договорились с ними, чтобы меня довезли до города. Т.к. изначально договаривались, что довезут меня до Ходжента.
Дальше поехал в “жигуленке”. Битком набились. Семья ехала в город – продавать фрукты. Готовясь к поездке, читал, что в Средней Азии нельзя есть фрукты что называется “с куста”, то есть – немытые. И воду сырую не рекомендуют пить. Три дня поноса, судороги и смерть. Помятуя об этом, принял угощение от моих новых попутчиков, но есть не спешил. положил в рюкзак себе. Думал “в Ходженте помою и съем”. А попутчики мои, увидев это, стали задавать вопросы типа “почему не ешь?” или “не любишь фрукты? они же свежие”. Когда же я сказал, что оставлю на потом – они, кажется все поняли и сказали “вот вы в России привыкли все мыть. Потому и болеете. А у нас едят прямо с куста и ничего – нормально. сорвал и съел”. На свой желудок я никогда не жаловался. Не переваривались в нем разве что шурупы. Разные сочетания еды выдерживал стойко. Потому и решил попробовать. Поел в дороге виноград, сливы, яблоки. Последствий не последовало. Чувствовал себя нормально и через 10 минут, и через полчаса, и через час. Из чего сделал вывод о том, что смело можно есть фрукты хоть с прилавка, хоть с куста. По крайней мере, мне. Это было приятное обстоятельство. Существенно скрасило мой поход. По дороге до Ходжента увидел несколько каньонов. Типа тех, что в Аризоне в Америке. Только размером поменьше. Правда, природа происхождения разная. Здесь это высохшие русла рек. Но, тем не менее, смотрится необычно. Прежде я не видел.
Ходжент
В Ходженте меня высадили, как я и попросил, у крепости-музея. Сердце города. Собственно, она и была гвоздем программы моего посещения города. Особенность старинных городов в том, что начинались они с крепостей. Либо с кремля (в русском варианте – Владимир, Нижний Новгород, Москва). Так и Ходжент. На берегу Сырдарьи была построена крепость. Сейчас город, конечно, вырос. А в крепости – музей. Город не самый туристический, потому и посетителей не так много. Но, между тем, экспозиция интересная. Начиная от древних времен (пещерные люди), до нашего времени. Быт и интерьер современных жителей Таджикистана. А в промежутке от неандертальцев до современности представлены экспонаты эпохи Александра Македонского. Отдельный зал – посвящен Персеполису. Правда, в основном там фотографии экспонатов, находящихся на территории этого древнего города. Про себя я тогда отметил их красоту. Но кто бы мог подумать, что ровно через год я окажусь в том самом городе и увижу их своими глазами. А тогда они мне казались практически недосягаемыми – в Иране. Иран тогда казался мне вообще неприступным. В туристическом плане. Но, возможно, именно тогда во мне и зародилось семя желания посетить загадочную Персию. Пока же оставалось довольствоваться лишь фотографиями и одним-единственным экспонатом, привезенным из города, до которого простиралась на восток империя Александра Македонского. В другом зале сделан стеклянный пол, под которым представлены древние артефакты. Т.е, буквально у вас под ногами будут археологические находки. Т.е, в одном музее можно проследить всю историю человечества на примере одного отдельно взятого народа (таджикско-персидского).
Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.
Составная часть фортификационной системы города. Основана в VI—V вв. до н. э. Согласно данным, полученным Северо-Таджикской археологической комплексной экспедицией (СТАКЭ), Худжандская крепость сначала была окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца. Город и цитадель — составные части античного Худжанда, имели отдельные крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным водой. Остатки этих укреплений обнаружены под центральной частью левобережного Худжанда и окружают территорию древнего города площадью 20 га.
С развитием экономики, торговли, системы правления и численности населения город разрастается. В VI—VII века строится новая крепость. Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.
Во время нашествия Чингисхана (1219—1220 гг.) для осады города было направлено 25-тысячное войско с 50 тыс. среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под руководством Тимурмалика составляет одну из ярких страниц в истории освободительной борьбы таджикского народа. В результате монгольского нашествия Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка Хофиза Абру, в начале XV века крепость лежала в руинах. По сведениям Захириддина Бабура уже в конце XV века крепость была восстановлена и являлясь резиденцией местного правителя.
Уже на выходе из музея, встретил двух туристов. С фотоаппаратами, рюкзаками – все как положено. Правда, ребята были значительно старше меня и явно не русские. Не помню, как завязался разговор. АААА!!! я услышал от них “Кайракум-куль”. А я как раз собирался туда. Это “Таджикское море” – водохранилище на Сырдарье. На улице была жуткая жара. Градусов 45. Завязался диалог с этими ребятами. Сказал им, что я тоже собираюсь туда же. Они не знали, как объяснить таксисту и где найти транспорт. В Таджикистане по-английски мало кто говорит. Я им сказал, что из России и по-русски сейчас договорюсь с таксистом и нас довезут. Поймал таксиста, договорился о цене, моих новых компаньонов предупредил, что едем в складчину. Стоимость поездки поделили на троих и каждый внес свою долю. Всех все устроило. а мое предложение они активно замахали гривами. С парнем-водителем договорился на определенную сумму. Плюс он сказал, что готов и за пол-цены отвезти нас потом назад. А пока мы там будем купаться- он нас подождет. Попутчики мои оказались испанцы. Но переехавшие жить в Тайланд. Один из них – учитель географии и истории, а другой – просто его друг. И вот первый привез второго в Таджикистан показать красоты Средней Азии. Сам он тут уже бывал. Плюс этот товарищ интересуется историей. Очень его интересует личность вождя мирового пролетариата – Ленина. По пути нам 2 раза попадались памятники Ленину (странно, но в Таджикистане они сохранились). И каждый раз учитель оживлялся и кричал “kamerad Lenin! kamerad Lenin!”. Причем, ударение – на второй слог: ЛенИИИИн. Купаться они наотрез отказались. Мотивируя тем, что не достаточно тепло. Вот если бы было +60 – они бы пошли купаться. а +45 – прохладно для них. Для меня это было, конечно, удивительно. Сказал, что мне, как северному оленю, выросшему в Мурманске, и в Душанбе тепло! Учитель географии, конечно, представляет, где находится Мурманск. И при одном только названии этого города, он съежился, изображая, как у него мороз по коже пробегает. Дальше я еще пару раз мимолетно произносил “Мурманск”, наблюдая за его реакцией. Конечно же, наплёл ему про белых медведей, шастающих по городу. Про школу, которая была самый большой в городе чум. И что кроме ягеля и грибов полгода ничего не ел. Вобщем, стандартный набор баек про крайний север.
Так вот за шутками и прибаутками доехали до Гулистона. Минут 30-40 на такси. А там уже, пройдя мимо чайхоны, вышли к водохранилищу. Увидев море, меня обуяла такая радость! Как ребенок обрадовался воде. Жара плюс пыль дорог. Мои иностранные друзья остались на малом озере, а я же отправился на большое. Договорились встретиться через час или два на том же месте. Наплескавшись там, отправился к условленному месту. По пути мне встретился небольшой “лягушатник”. То ли детская запруда, то ли женская. В общем, отдельная от общей купальни. Там же купались несколько девушек. В платьях. Короче, в одежде. Я так понял, что это проявление строгих мусульманских правил. Мужчины купаются в плавках, а женщины – в одежде. Чуть поодаль увидел вообще “малинник” – несколько таджикских женщин. Как я уже писал выше – они очень любят фоткаться. Потому сфоткался в этом “малиннике”.
Еще 30-40 минут и мы снова в Ходженте. На том самом месте,откуда нас и забрали. У испанцев были свои планы, у меня – свои. Стали прощаться. Попросил у них фото на память. Ребята приготовились позировать, но какие-то грустные на них были лица. Сказал, чтоб сказали “сИИИИИськи!”. Они сказали, растянув улыбки. Сфоткал их. После чего они спросили меня “What is it – siiis’ki?”. Объяснил им, что американцы говорят “чИИИИзз”, когда фоткаются, а у русских же для этого случая есть слово “сИИИИськи”. А когда они спросили, что же оно обозначает – пришлось объяснить, показывая на себе ладонями. И вот тут их пробрал истеричный смех! На этой веселой ноте и расстались.
В Ходженте мне осталось из задуманного немного. Проехаться по городу до главного рынка. Там же около него еще пара достопримечательностей. Но прежде вышел на берег Сырдарьи. Вспомнил, как в школе, еще в 3м классе на природоведении проходили эти две реки – Сырдарья и Амударья. И вот Сырдарья протекала буквально передо мной. Для засушливой Средней Азии река полноводная. Правда, позже я увидел, что в Узбекистане эта река значительно мельче. Да и вообще за воду там идет настоящая борьба. Узбеков зажимают. Они самые обделенные водными ресурсами получаются.
Теперь оставалось доехать до площади Панджшанбе. Там находится мавзолей Шейха Муслихиддина, мечеть и рядом с ней – главный рынок города.
Мечеть Масджиди Джами. Этот крупный мемориальный ансамбль, находящийся в исторической части города, расположен на западной стороне площади Панджшанбе, фасад здания обращён на ул. Шарк, воздвигнут на могиле Муслихиддина Худжанди – правителя города Ходжента, поэта, жившего в XII веке. Предания гласят, что шейх Муслихиддин был святым чудотворцем. Сначала он был похоронен в селении Унджи (пригород Ходжента), но его почитатели перенесли прах шейха в город и воздвигли на этом месте мавзолей. Это было в XII веке. Тогда мавзолей являл собой небольшую погребальную камеру из жженого кирпича, украшенную терракотой. Эта усыпальница была разрушена в период монгольского нашествия.
В XIV веке мавзолей отстроили вновь, но при этом слегка изменили планировку. Теперь он стал состоять из двух помещений. И это здание, увы, тоже было вскоре разрушено.
В XVI веке на останках старого мавзолея было построено новое здание. Оно конструктивно отличалось от прежних строений и стало не просто местом захоронениея, а сооружением, в котором совершались молитвы и ритуальные обряды. Мечеть построена в 1512—1513 годах. Многоколонный (30 колонн) айван примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного (20 колонн), и входит во внутренний двор мечети. На улицу Шарк обращена протяжённая южная стена мечети без каких-либо проёмов. Только справа на краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким пештаком — порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной сетке: на айване повторяются шесть рядов по четыре колонны (30 модульных квадратов), а в зимнем помещении — пять рядов колонн по четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом три дощатых квадрата потолка расписаны, но краски сильно потемнели и частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой изящной резьбой. Конструктивно здание каркасное с сырцовым заполнением и последующей штукатуркой ганчевым раствором. Промежутки между каркасом использованы для устройства ниш при и михраба как в зимнем зале, так и на айване. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой. Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жжёного кирпича. Внутренний двор мечети с востока и частично севера ограничен одноэтажными худжрами. В северо-восточной части двора высится минарет с традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается прекрасная панорама города. Входной портал, обращённый на ул. Шарк, отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду. Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жжёного кирпича, дополненную с северной стороны сырцовыми постройками в два этажа с деревянным айваном наверху. Резные ворота портала выполнены в 1513—1514 годы. В декоративной отделке мечети принимали участие мулла Мансур (роспись), усто Шамсидцин (резьба по ганчу) и др. Мечеть, в целом, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.
Сегодня Мавзолей Шейха Муслихиддина – архитектурный ансамбль, состоящий из соборной мечети, минарета XIX века (высота свыше 20 м ) и древних захоронений, главное из которых мавзолей шейха Муслихиддина.
Нынешний мавзолей двухэтажный, с входом-порталом, широким куполом. В центре находится зиёратхона (зал поминовения) и усыпальница-гурхона под куполом. В центре помещения – деревянное надгробие – сагона, покрытое тонкой геометрической резьбой с растительным орнаментом и инкрустациями. Мечеть-мавзолей, имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.
Мавзолей мне очень понравился. Белый мрамор плюс стекло – красивое сочетание. Но меня теперь больше интересовала не духовная пища, а материальная. Увидев рынок, устремился к нему. По пути фоткая красоты, попавшиеся в поле зрения.
На рынке я хотел одну единственную вещь – АРБУЗ! Как наркоман хотел арбуза! Сезон арбузный у меня еще не был открыт. Самое время было открыть его. Среди торговых рядов нашел прилавок с самыми аппетитными арбузами. Купил один – килограмм на 9. Взял его в руки и пошел дальше бродить по рынку. И только уже на выходе поймал себя на мысли, что арбуз-то я поесть не могу. Ножа у меня нету. А есть его хочется. Вернулся к тому же самому прилавку, где и покупал его. Поведал о своей беде и попросился поесть там же, попросив нож у продавца. Пристроился за торговыми рядами, вскрыл арбуз, съел сколько смог. А смог я около 5ти килограмм. Остальное выкинул со словами “хватит!”, вернул нож и отправился в сторону общественного транспорта.
До автовокзала доехал на маршрутке. Следующим пунктом назначения для меня был Бустон. Городок находится буквально на границе с Узбекистаном. Подождал минут 15 до отправления. Проехал минут 30 и был в городке. Теперь предстояло как-то добраться до границы. Выручили таксисты. У них, как сказал водитель маршрутки, есть свой “пятачок”, откуда они отвозят пассажиров до границы. Тем же путем проследовал и я. За небольшую плату меня довезли до границы. Точнее, остановились метрах в 500 от КПП. И указали, куда идти. Пока шел до КПП, увидел самый необычный Duty Free, который я видел в своей жизни.
Войдя на территорию КПП, спросил “В Узбекистан – это через вас?”. В нескольких шагах впереди меня уже развевались флаги Узбекистана. Мне же оставалось лишь пройти через бюрократическую машину и утрясти все формальности перехода границы. На выходе из Таджикистана практически не досматривали. Для посещения Республики Узбекистан гражданам РФ не надо визу. Но надо загран-паспорт и нужно заполнить миграционную карту. В ней следует указать ввозимые ценности, деньги, мобильные телефоны и прочее. Обыск при входе в страну основательный. Когда я был на КПП – разбирались с некой женщиной, пытавшейся пронести журналы “18+” в страну. Меня же попросили показать фотки на фотоаппарате. Разумеется, досмотрели рюкзак. Но на этом и ограничились. Миграционную карту (в двух экземплярах) велели не терять и отдать ее при выходе из страны.
Не веря собственному счастью, я вышел уже на узбекистанской территории.
Скачать книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”
Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
В книге описано самостоятельное путешествие автора по Средней Азии. С описанием достопримечательностей городов, их фотографий и приключений в пути.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 99 р.