(Input html or adsense code here)

Архив рубрики «Путешествия»

Средняя Азия. День 15. Астана. Самара

Астана
Самара


Астана

Проснулся я когда было уже светло. Глянул на часы – 7 часов. У кого-то начинался рабочий день, а у меня – заключительный день моего похода. Поблагодарил еще раз Ермека за гостеприимство и отправился в город. Осматривать утреннюю столицу. Удивительно, но как резко меняется температура в Средней Азии. 3 часа назад было холодно. А теперь хоть и не жарко, но уже припекает. Солнце радует. На небе – ни облака. Город просыпается. Только самочувствие мое ничуть не улучшилось. Скорее, даже наоборот. Слабость сильная, ноги еле идут. Мутит, крутит. Вернулся на ту же скамейку, где и был пару часов назад, и стал думать, что же делать и как быть. Медикаменты для меня – темный лес. А вот один способ при отравлениях вспомнил. Учитель ОБЖ в школе рассказывал, что молоко – хороший адсорбент. Молоко – это хорошо! это я люблю! Осталось только найти его. Вспомнил, что недалеко от Байтерека есть продовольственный супермаркет в одном из домов. Побрел к нему. Но он начинает работу лишь с 9ти часов. А время еще только 8 доходит. Что ж, выбора нет. Час нужно как-то скоротать. Пошел гулять по окрестностям. Судя по моему внутреннему состоянию, мне казалось, что внешне я должен быть зеленым и лишь отдаленно напоминающим человека.

К 9ти часам я подошел к заветному супермаркету. И в 9 уже стучал копытом, пуская клубы пыли у порога магазина. Хваткой алкоголика и трясущимися руками вцепился в 2 литровых пакета молока. Рассудил, что одного будет мало. А чтоб второй раз не бегать – лучше взять сразу два (вспоминая русскую народную поговорку). Едва расплатившись и отойдя от кассы, там же начал жадно большими глотками пить холодное молоко. Боже!!! какое это было блаженство! Выпив первый литр, я сел на скамейку прямо в том же торговом центре и стал прислушиваться к себе. Приживается ли молоко и подействовал ли мой метод. Тенденция меня радовала. Дабы не вспугнуть эффект, старался даже не дышать лишний раз. Через полчаса мое состояние заметно улучшилось. Вышел на улицу. И уже более бодрым шагом зашагал к ближайшей скамейке. Еще немного выждав, решил закрепить результат. Вторым литром. Этот литр пил уже, смакуя. Даже, в некотором роде, наслаждаясь жизнью. Торопиться мне было некуда. На сегодня было запланировано лишь посещение смотровой площадки Байтерек и дорога в аэропорт. От Байтерека меня отделяла какая-то пара сотен метров. Да и не факт, что он откроется раньше, чем в 10 часов. Стало быть, у меня было еще около получаса чистого времени. Зато молоко работало, как было задумано. Жизнь постепенно вселялась в меня. Вот уже откинулся на спинку, подставив свою мордаху казахстанскому солнцу. Снова стал улавливать нотки счастья, которые витали вокруг меня накануне вечером. Конечно, до идеального состояния еще было далеко. Но теперь меня можно было пускать в салон самолета, а не сдавать в багаж.
Прикончив второй литр, ощутил в себе прилив сил и смело шагнул навстречу ожидавшей меня смотровой площадке.

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Астана. Казахстан

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 14. Караганда. Астана

Караганда
Астана


Караганда
В Караганду приехали к обеду. Ехали по степям. Сотовой связи не было. Поэтому как только въехали в город, телефон мой обосрался покраснел от натуги. Сразу куча пропущенных вызовов, СМСок “Ты где?”. Как писал выше – каждое утро отправлял родителям смс о том, в каком городе нахожусь. А тут полдня прошло, а от меня ни слуху, ни духу. И тут сразу звонок от мамы. Снимаю трубку и первое, что слышу:
– ТЫ ГДЕ ?!
– где… где… в Караганде!
– ты чего так общаешься? куда пропал?
– я на самом деле в Караганде.

Далее объяснил, что в Казахстане не везде ловит сотовая связь и пока на конях доскачешь из одного города в другой – то выпадаешь для окружающего мира, превращаясь в свободолюбивого степняка.
Автобус, как и положено, привез нас с моими новыми попутчиками прямо на автовокзал.

Матеос и Матиас. Караганда. Казахстан

Матеос и Матиас. Караганда. Казахстан

Я и Матеос. Караганда. Казахстан

Я и Матеос. Караганда. Казахстан

Капитан Козлов и Матиас. Караганда. Казахстан

Капитан Козлов и Матиас. Караганда. Казахстан

Решил, что раз уж судьба забросила меня в Караганду, то нужно выделить 2-3 часа на то, чтобы осмотреть городок. Тем более, что на автовокзале маршрутки до Астаны ходят через каждые полчаса. И билеты – в свободной продаже. Да и ехать до Астаны – примерно 3 часа. Вобщем, сомнений в том, что в столице Казахстана я буду в срок, у меня уже не возникало. Поэтому, взяв билет на маршрутку отправлением через 3 часа, отправился в центр города.
Программа посещения города была сжатой и максимально стандартной. Вокзал, административные здания, центральная улица, значимые памятники, характеризующие город.

Караганда является одним из крупнейших городов Казахстана. Является крупным промышленным центром. В основном благодаря добыче угля. Вокруг города много угольных карьеров и разрезов. Согласно легенде, уголь в тех краях нашел мальчик-пастух Аппак Байжанов. Тогда ему было всего 9 лет. И, зная о горючих свойствах угля, он начал добывать этот уголь, тем самым обеспечив топливом ближайшие аулы. В последствии уголь близ Караганды начали добывать русские купцы, а затем и иностранные промышленники. Интересно, что на Донбассе, и на Кузбассе перводобытчиками угля были иностранцы. На Донбассе – англичане. Кузбасс – голландцы. Здесь же орудовали французы и англичане.

Прогулялся по главной улице города, дойдя до центральной площади. Собственно, в районе этой площади и погулял. В моей памяти Караганда ассоциируется с памятником шахтерам, держащим над головой кусок угля. В остальном – это промышленный город. Типичный, советский. При этом очень чистый, ухоженный, нарядный. Что не очень-то характерно для промышленных городов. Чистота бросается в глаза и этим город располагает к себе. Впечатление город оставил о себе позитивное. Не пожалел, что волею случая в мой поход добавился еще один пункт. В который сам вряд ли когда-либо попал. Хотя… Как уже писал выше, в 2017м году объездил практически весь Казахстан. Побывал в таких городах, о существовании которых и не знал прежде. Но вот Караганды среди них не было.

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 13. Дорога в Алматы. Алматы

Дорога на Алматы
Алматы


Дорога в Алматы
Из Бишкека в Алматы ходят рейсовые автобусы. Ехать порядка 5 часов. Включая таможню. Хотя, с таможнями, где бы то ни было – как повезет. Между Азербайджаном и Россией раз переходил границу 14 часов. Но в этот раз границу перешел без задержек и быстро. Бишкек находится в 40 километрах от границы с Казахстаном. Поэтому основная часть пути пролегала по территории Казахстана. В отличие от Кыргызстана, Казахстан – степной и практически равнинный. Только в районе Алма-Аты есть немного гор. Но по дороге виднелись лишь небольшие холмы. Признаться, ничего другого я от Казахстана и не ожидал. В моем представлении Казахстан – это сплошные степи. И в свой поход я включил только два казахстанских города – две столицы. Прежнюю и новую. И, скорее, в ознакомительных целях. В силу размеров Казахстан вполне тянет на отдельный полноценный поход с посещением многих городов. Но время моего похода – не резиновое, потому Казахстан в нем был представлен лишь Алма-атой и Астаной. В планах. На деле же вышло немного иначе.
Но кто тогда мог знать, что в 2017м году я объезжу практически весь Казахстан. И южный (Шымкент), и западный (Актау, Уральск), и северный (Кустанай), и восточный (Павлодар), и центральный. А в Астану вообще буду летать, как к себе домой. Думаю, эта казахстанская эпопея достойна отдельного цикла статей.
Пока же я направлялся знакомиться с Алма-Атой.

За окном были вот такие картины.

Казахстан по дороге в Алма-Ату

Казахстан по дороге в Алма-Ату

Казахстан по дороге в Алма-Ату Казахстан по дороге в Алма-Ату
Казахстан по дороге в Алма-Ату Казахстан по дороге в Алма-Ату Казахстан по дороге в Алма-Ату


Алматы
Город Алматы мне сразу же НЕ понравился. Жуткие пробки уже на подступах к городу. И эти пробки отбирали мое время на знакомство с городом. Наконец-то, въехали в город. Но пробок меньше не стало. В голове моей закралась мысль, что времени в Алма-Ате у меня будет лишь на то, чтобы купить билет до Астаны. В Астану нужно было прибыть строго по расписанию. Из Астаны до Самары уже был взят билет на самолет. Правда, он летел с остановкой в Алматы.

Алма-Ата. Казахстан

В городе движение тоже стояло. Традиционно, первым делом по прибытии в город, я направился на вокзал, чтоб купить билет до следующего пункта назначения. Следующим пунктом назначения у меня была Астана. Должна была быть Астана. Причем, в самом начале своего похода я сэкономил один день, добравшись от границы Таджикистана до Самарканда за несколько часов (а изначально отводил на это день). Так вот, сейчас этот день в запасе играл мне очень даже на руку. Автобус до ЖД-вокзала ехал крайне медленно. Водитель ссаживал и подсаживал пассажиров где ему вздумается. Буквально, каждые 2-3 метра. Ощущение было такое, что настал мировой коллапс и остановился весь транспорт в мире. Вокруг меня был сплошной затор. И я думал, что это навсегда. Оказалось, что виной тому барахолка. На дворе стояла суббота и жители ихали на рынок. А дорога в той части города спроектирована крайне неудачно. В итоге до железнодорожного вокзала ехал 2 часа. Куча времени была уже потеряна. Но и при этом, желания оставаться в этом городе у меня оставалось все меньше и меньше. Правда, я еще не знал, что это было лишь началом моих приключений.
И вот он – железнодорожный вокзал. Казалось, он был моим спасением. Но он стал для меня источником переживаний.

ЖД-вокзал. Алматы. Казахстан

Информаторов на вокзале нет. Есть экран с расписанием, но он не работал. Наличие свободных мест можно узнать только в кассе или в справочном бюро. И туда, и туда – огромные очереди. В кассу – талончики, электронная очередь. В итоге, чтобы просто узнать о своих шансах уехать – нужно потратить кучу времени, которого и без того оставалось мало. Тут же налетели мужчины со словами “куда ехать, брат?”. Сказал им, что уже приехал. В Алма-Ату. Чтоб отстали. Я пока и сам еще не знал, куда мне надо будет ехать, с чего начинать осмотр города. Пока передо мной маячила проблема – как уехать отсюда. Но тогда я еще не знал, что те услужливые представители – это не таксисты. Особо надоедливого “таксиста” отшил довольно резко, после чего он не подпускал меня даже к автомату чтоб взять талончик в кассу. В справочном узнал, что билетов НЕТ. Нет НИ-КУ-ДА!
Зато активизировались те самые “таксисты”. Тогда я и понял, кто это. Это спекулянты – перекупщики. Скупают все билеты на все направления, а потом перепродают их втридорога. Потому всякого входящего встречает не расписание поездов, а эти самые с вопросом “куда ехать?”. Видимо, и рынки-направления у них поделены между собой. Человек-Павлодар, человек-Кустанай, человек-Актобе. Меня же в тот день интересовала только Астана. Узнал, что поезд сегодня будет. В 9 вечера. Решил, что приеду на вокзал ближе к отправлению поезда. Обычно за час до отправления снимается бронь или же кто-то откажется от поездки. Уж один билет всегда можно будет достать. А лить воду на мельницу спекулянтов – это не про меня. И направился к выходу в город.

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 12. Кыргызстан. Бишкек

Утро в Бишкеке было ранним. И солнечным.
Мне настолько не терпелось отправиться на прогулку по городу, что я и не стал завтракать. А, взяв с собой фотоаппарат и сумку с деньгами и документами, выбежал на улицу.
Проспект Чуй встретил меня солнцем и движением. Город уже проснулся и в нем кипела жизнь. Хотя накануне вечером молодежь гуляла допоздна.
Направился уже знакомым мне маршрутом, вдоль проспекта. К самому сердцу города. Туда, где накануне вечером я осматривал административный квартал. Обычно происходит наоборот: сначала я осматриваю город днем, а потом уже те же достопримечательности – вечером. В Бишкеке было иначе. Сначала познакомился с вечерним и ночным Бишкеком, а теперь уже – с дневным.

Проспект Чуй. Бишкек. Кыргызстан

Проспект Чуй. Бишкек. Кыргызстан

Дом Правительства. Бишкек. Кыргызстан

Дом Правительства. Бишкек. Кыргызстан

Памятник революционерам. Бишкек. Кыргызстан

Памятник революционерам. Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Почетный караул. Бишкек. Кыргызстан

Почетный караул. Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Манас. Бишкек. Кыргызстан

Манас. Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Памятник Манасу. Бишкек. Кыргызстан

Памятник Манасу. Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Бишкек. Кыргызстан

Телеграф уже работал. И, думаю, ждал меня. Едва войдя внутрь, я ощутил себя как будто в прошлом лет на 20. Кабинки пронумерованные, женщина в окошке кассы. Отделка советская. Двери кабинок деревянные, покрытые лаком. На стене кафель и мозаика. Стол с постеленным листом стекла, под которым образцы бланков. Правда, посетителей – никого. Внеся аванс, направился к кабинке с номером, который мне указала женщина за кассой.
Позвонил домой, рассказал о таком чуде света как переговорный пункт. И что он еще сохранился в Бишкеке.
Так что, можно сказать, мой поход был не только путешествием в географическом смысле слова, но и в некотором смысле – путешествием во времени. В Хиве я ощущал себя перемещенным на несколько столетий назад. Здесь – на несколько десятилетий назад.

Еще один удивительный момент был, которым порадовала меня столица Киргизии. Это соседство солнца и снега. Я упоминал уже об этом. Но в этот день любовался заснеженными вершинами из залитого солнцем и цветами города. Нашел несколько точек в городе, где это сочетание было особенно прекрасным. Без преувеличения могу сказать, что был заворожен этими картинами. К тому же, в моем представлении Средняя Азия – это вообще край солнца, фруктов, цветов, тепла. И снег видеть здесь непривычно в принципе. Поэтому, гуляя по городу, я любовался не только постройками и памятниками, но и искал взглядом виды на горные вершины. Как, например, на этих фото

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 11. Кыргызстан. Иссык-Куль. Дорога в Бишкек. Бишкек

Иссык-Куль
Дорога на Бишкек
Бишкек


Иссык-Куль
Несмотря на боль, уснул. Спал на новом месте (в сарае) не хуже, чем в Душанбе на полу. Будильник утром рано прозвонил. И я вскочил и радостно побежал проснулся и направился к озеру. Хоть и было облачно, но уже довольно тепло. На утро я еще накануне приметил себе дикий пляж. По крайней мере, вчера там народу не было. По сравнению с тем пляжем, на котором я уснул. Ну и два раза на одном и том же месте не хотелось быть. Потому и пошел новым маршрутом. Благодаря чему встретил Бэтмена и национального героя Киргизии.
Бэтмен спал. Потому, что было уже светло. А национальный герой… Национальный герой был с конем. Как и подобает достойному сыну Киргизии. А уж раз его отлили в золоте – то он, наверняка, достойный сын. К сожалению, никаких опознавательных надписей на постаменте не обнаружено.
Однако, пляж ждал меня. Прибавив шагу, насколько это было возможным в моем состоянии, направился к воде. Свежий ветер, шум волн, низкие облака. Так встретил меня Иссык-Куль в тот день. Едва побросав одежду, направился в воду. Прохладная, но такая приятная (учитывая мои ожоги). Загорать пока возможности не было. Не было и желания. Поэтому все сочеталось как нельзя лучше. Наслаждался горами, тишиной, свежим воздухом, утренней прохладой. Пытаясь уловить нотки счастья. Позади у меня было почти две недели похода. Горы, пески, минареты, медресе, города и аулы. Впереди было запланировано еще 5 дней и несколько городов. А в настоящее время я был здесь и сейчас. На среднеазиатском море. Посреди гор. Вокруг Иссык-Куля много интересных мест. Можно переезжать каждые несколько дней в новый поселок, при этом исследуя горы, пещеры, ущелья.
У меня же встреча с жемчужиной Средней Азии носила ознакомительный характер. Как с Байкалом годом ранее.
Пейзажи кругом были достойны того, чтобы их запечатлеть. И пляж, хоть и дикий. И линия прибоя, где вода пенилась, разбиваясь о камни. И, конечно, горные вершины. Цвет воды поражал своими красками. Правда, этот момент я еще отмечу позже. Издалека цвет вообще удивил. Вероятно, отчасти этот восторг картинами природы был вызван еще и тем, что на протяжении предшествующих дней я наблюдал в основном города. А тут – природа.

Через некоторое время на берег пришел местный житель. С ним поговорили о жизни в Киргизии, в России. Он сетовал на то, что СССР распался, вспоминал, как дружно жили все в одной стране – прибалты с узбеками, киргизы с белоруссами, грузины с молдаванами. Вспомнили события на Украине. Которые только-только набирали свой трагический оборот. В далекой Киргизии очень переживали за украинцев. “Ведь не чужой народ. Все мы из одной семьи”. Насколько сильное влияние оказал Советский Союз на разные, казалось бы, народы. Нельзя не отметить, что у Кыргызстана один из самых низких ВВП на душу населения из постсоветских республик. В Средней Азии так самый низкий. Очередной раз прихожу к мысли о том, что политические связи оборвали в 1991 году, но экономические связи можно же было оставить. Ведь СССР работал как один большой конвейер. Ну да что уж теперь…

Бэтмен в Киргизии Неизвестный герой в золоте Озеро иссык-Куль утром Озеро иссык-Куль утром
Озеро иссык-Куль утром Капитан Козлов на Иссык-Куле. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан
Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан
Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан
Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 10. Кыргызстан. Дорога на Иссык-Куль. Иссык-Куль

Дорога на Иссык-Куль
Иссык-Куль


Дорога на Иссык-Куль
Дорога до озера Иссык-Куль пролегала через столицу Кыргызстана – город Бишкек. А до Бишкека – через город Джалал-Абад. Это третий по величине город в республике (после Бишкека и Оша). Но города я, по сути, не увидел. Так как мы проезжали его ночью. Однако же, немного не доезжая до города, мы сделали остановку для позднего ужина. Это было около полуночи. Так как путь предстоял еще долгий, а больше поесть было негде. Прежде я слышал название “Джелалабад” в детстве. Но полагал, что это город в Афганистане. И тут у меня произошел разрыв шаблонов. Оказывается, это два разных города. Афганский город – Джелалабад. А здесь – Джалал-Абад. Однако, прежде, и этот город назывался именно Джелалабад. А еще раньше – Джаляль-Абад. В 2002 году был переименован в Жалалабат (так орфографически правильно будет по-киргизски). Однако, в 2008 году город снова переименовали. Теперь в Жалал-Абад. Афганский же Джелалабад названия не менял. Называть одним и тем же именем разные населенные пункты — распространённая практика в Центральной Азии и Ближнем Востоке. Здесь существует больше 30 селений с названием Джалалабад.

После Джелала-Абада практически до самого Бишкека были горы. Правда, ночью были видны лишь очертания. Но когда наступило утро, красота была неописуемая. Мало того, что рассвет в горах, так еще и пейзажи такие колоритные вокруг простирались. Юрты, кони, пастбища. Видимо, в этих краях народ до сих пор живет, как и в старину, разведением коней. Живут либо в маленьких домах, либо в юртах.

В горах Киргизии. По дороге из Оша в Бишкек В горах Киргизии. По дороге из Оша в Бишкек В горах Киргизии. По дороге из Оша в Бишкек В горах Киргизии. По дороге из Оша в Бишкек
В горах Киргизии. По дороге из Оша в Бишкек В горах Киргизии. По дороге из Оша в Бишкек

А горы вставали стеной на пути. Порой казалось, что дорога упирается в гору и здесь же заканчивается. Однако, после, горы, словно исполины, расступались, открывая резкий поворот дороги. И мы продолжали путь дальше. Дорога так и петляла среди вершин, которые возвышались до небес. Порой из кабины автомобиля было даже не видно вершин. Как и неделю назад, в Таджикистане, мне хотелось, чтоб дорога из Душанбе до Ходжента не заканчивалась, так и здесь, хотелось как можно дольше наслаждаться горами, их красотой и величием, игрой солнечных лучей среди вершин, холодным свежим воздухом.

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 9. Кыргызстан. Ош. Дорога на Иссык-Куль

Андижан
Ош
Дорога на Иссык-Куль


Андижан
Проснулся рано. В Андижане. Город решил не осматривать, а сразу выдвигаться в Киргизию. Да, собственно, осмотр Андижана и не был запланирован мною изначально. Выселившись из гостиницы, пошел к “пятачку”, откуда отходят маршрутки до КПП на границы Узбекистана и Кыргызстана. Ехать было не долго. Буквально минут через 20 я оказался на контрольно-пропускном пункте. И меня ждал досмотр. Досмотр на выходе из Узбекистана весьма строгий. Как я уже писал, необходимо было быть готовым к тому, что нужно будет отчитаться о том, где проводил каждую из ночей на территории страны. На этот случай у меня были сохранены с собой бумажки с печатями из каждой гостиницы или гостевого дома, где останавливался. в Узбекистане они все на строгом учете и имеют свои печати для отметок постояльцев. Также 2 ночи я провел в поезде, о чем свидетельствовали билеты (которые я также предусмотрительно сохранил). Правда, одну ночь я провел в поезде не полностью. А только до 2х часов ночи (когда ехал из Ташкента в Самарканд). Служащие на границе указали мне на этот факт. Ну рассказал, что да, полночи я гулял по ночному Самарканду, любуясь ночным городом.
Помимо проверки документов и регистрации ночлега необходимым условием был досмотр багажа. Скраб у меня был нехитрый, но и он привлек пристальное внимание. Особенно приобретенный на базаре в Самарканде сверток с семенами какого-то растения в качестве приправы к плову. Совершенно вылетело из головы название этих семян. А люди в погонах как раз и спрашивали меня, что это такое? В моей голове, конечно, промелькнула мысль о том, что, быть может, это какая-то наркотическая трава (уж коль скоро она привлекла внимание). Но я решил, что подобным мыслям в моей голове не время и не место. Уверенно заявил, что это приправа такая специальная для плова. Но с меня требовали именно название (тоже мне, клуб знатоков “Что? Где? Когда?”). Названия я им сказать не смог. Да и сейчас не помню названия этой приправы. Но пахнет вкусно! Некоторое время потерроризировав меня, они сказали мне, как называется содержимое моего свертка. Видимо, их позабавила процедура такого импровизированного “допроса”. Ну, я так думаю.
Досмотр багажа – это еще не все. Пришла очередь фотоаппарата. Он был отдельным пунктом. Велели показать фотографии, которые я наснимал за время пребывания на территории Узбекистана. Если смотреть все материалы, то это могло бы затянуться надолго. И Киргизию я в тот день мог бы даже и не увидеть. Но, хвала Аллаху, полистали фотографии недолго и вернули фотоаппарат. Причин для такого пристрастного досмотра я углядел две. Либо я был похож на шпиона и снимал какие-то секретные объекты. Либо у меня на фотках могла быть какая-то обнаженка. А я помню, как неделю назад, когда я только заходил на территорию Узбекистана, какую-то женщину задержали за журналы для взрослых. Тут даже не угадаешь, что хуже. Прослыть шпионом или же контрабандистом порнографии.
В конечном итоге, меня выпустили из страны. И теперь мне предстояли те же самые процедуры, но на пропускном пункте Кыргызстана.
Кстати, этот КПП называетя “Дружба”. Это по-русски. Он же – Дустлик. Он же – Достук. По-узбекски и по-киргизски.
К моему удивлению, на КПП в Киргизии меня даже не досмотрели. Просто поставили печать, не глядя. Подозреваю, это связано с тем, что на узбекской стороне тщательно досматривают и коллегам из Кыргызстана нет повода переживать за то, что чего-то не углядят. Это мое такое мнение. Хотя, может, просто у меня лицо такое, что вызывает доверие у киргизского народа.

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 8. Узбекистан. Дорога в Фергану. Фергана. Андижан

Дорога в Фергану
Фергана
Андижан


Дорога в Фергану
Мой путь в Фергану начался рано утром. Начался он с метро. Еще несколько дней назад, когда я только после пересечения таджикско-узбекской границы ехал в Ташкент с ребятами-узбеками, они мне показали в городе “пятачок”, с которого уходят такси на Фергану. Находится он на окраине Ташкента. Если не ошибаюсь по прошествии лет, то в районе ЖД-станции “Ташкент-Южный”. Как бы то ни было, мне предстояло доехать почти до конца на метро, там пересесть на автобус и еще пройти пешком. Поэтому проснулся и покинул насиженный номер в гостинице весьма рано. Направился уже знакомой мне тропой к станции метро Мустакиллик. Был готов к предоставлению рюкзака к досмотру. Так было и позавчера, когда приехал в Ташкент второй раз. При входе в метро люди в изумрудно-зеленой форме обращали внимание на мой рюкзак и велели снять его и выложить вещи. Не просто поводили волшебной звенящей палкой около рюкзака, а велели выложить содержимое. Сегодняшнее утро не стало исключением. Уже знакомая процедура – и вот я в ташкентской подземке.
Примерно через час добрался до нужного мне “пятачка”, где предстояло выбрать того, с кем поехать до Ферганы. На самом деле, выбирали и меня тоже. Как это часто в жизни бывает… мы выбираем, нас выбирают. Желающие доставить меня в Фергану, казалось, готовы разорвать меня на части. Предложение явно превышало спрос. Цены называли в районе 70 тысяч сум. Это примерно 1000 рублей по тому курсу. Расстояние 430 километров. Заманивали кто чем мог. Кто кондиционером, кто тем, что поеду на переднем сиденьи, кто-тем, что спешит и поэтому поедем прямо сейчас. Я сказал, что не спешу, кондиционер мне не нужен, да и ехать мне не принципиально на каком сидении. В итоге поехал за 35 тыс на переднем сидении с кондиционером. Правда, пришлось подождать час, пока набьется салон. Сэкономил – считай, заработал. К слову сказать, в 2014 году добраться из Ташкента в Фергану можно было либо вот так, на такси, либо самолетом. Я выбрал автомобильный транспорт, полагая, что он дешевле. Плюс нет строгой зависимости от расписания, ну и хотелось же страну посмотреть, горы! По пути в Фергану, однако, было замечено строительство железной дороги. И, как сейчас уже известно, железнодорожное сообщение открыто с Ферганской долиной. Как я почерпнул из материалов https://varandej.livejournal.com/, ситуация с железными дорогами в Средней Азии такая сложная из-за государственных границ. Которые прежде были прозрачны, а в 1991 году обрели вполне себе реальные очертания. Далее выдержка из материалов автора, ссылку на которого я привел выше:

“Не вполне очевидно, что активнеее всего в постсоветских странах железные дороги строит сейчас Средняя Азия. Сложный рельеф, ещё более сложный узор границ и совсем уж забористые отношения между народами привели к тому, что доставшаяся в наследство едина железнодорожная система оказалась перерезана границами в самых неподходящих местах. Иные магистрали пересекают границы по несколько раз, и местным пожизненным президентам оказалось проще строить новые железные дороги, чем договориться между собой. В Узбекистане (о весьма развитых железных дорогах которого я писал в прошлом году) ещё в конце 1990-х проложили новый путь в Хорезм через безлюдные Кызылкумы в обход Туркменистана, а в 2009 – другой обход этой страны по горным перевалам в Сурхандарью. Самым сложным оказался путь в Ферганскую долину – треть населения Узбекистана висит на узкой “пуповине” от единственной трассы до вершин ближайших хребтов. Старая железная дорога вдоль Сырдарьи проходит через Худжанд, “северную столицу” самой враждебной Узбекистану страны – Таджикистана. И построить заново-то надо было всего 123 километра, да только вот беда – через Камчикский перевал (2268м), под которым требовалось пробить 20-километровый тоннель

И это было сделано в 2016 году, в те самые дни, когда я был в Таджикистане. Но лишь месяц спустя я проехал по новой дороге, по землям древнего рудничного Илака, показанным в прошлых двух частях. Здесь же, чтоб два раза не вставать, расскажу и про автомобильный путь через Камчикский перевал, ещё три месяца назад бывший единственным.

Тоннель был сдан в эксплуатацию 27 мая, 22 июня состоялось официальное открытие дороги Ангрен-Пап, а дальше многие говорили, что пассажирского движения ждать ещё несколько лет – новые линии обычно сначала обкатываются и “утрамбовываются” товарняками. Однако первый пассажирский поезд из Ташкента в Андижан отправился 5 сентября, вскоре после Дня независимости и похорон Ислама Каримова. В Ферганскую долину во время моего приезда ходило два поезда – Ташкент-Андижан и Бухара-Андижан, без малого 6 и 8 часов в пути соответственно, но с тех пор прямых ташкентских поездов стало несколько, а так же появились поезда Ургенч-Андижан и даже Москва-Андижан. Ташкентский – ускоренный, но не аналог “Афросиаба”, а местной сборки, и я его ни разу не видел, да и узнал о его необычности лишь по возвращении. Бухарский (как наверное и ургенчский) – обыкновенный пассажирский с ветхими плацкартными вагонами, прибывает в то же время (то есть отправляется раньше), однако – в полтора раза дешевле, и выбор мой пал на него.”

К слову сказать, Ферганская долина – это сложный, запутанный клубок не только границ, но и национальный клубок тоже. Узбеки, киргизы, таджики, русские. Сложный национальный вопрос пытался решить еще И.В.Сталин, будучи наркомом по делам национальностей. И то, как извилисто выглядят границы трех государств в Ферганской долине, говорит о том, какой непростой это был вопрос. Не только земли делились, но и необходимо было учитывать рельеф, водные ресурсы, расселение населения, которое уже имело место на тот момент. Был даже проект образования Ферганской республики. Но проект так и остался проектом. Как мы видим, в итоге, нафиональный вопрос вопрос по-прежнему остро стоит в этом регионе. Об этом говорит и исход русского населения в 1989-1991 году из Ферганы, столкновения в Оше в 2005 году, беспорядки в Андижане.

Ферганская долина имеет самую высокую плотность населения в Средней Азии. Более того, это одно из самых густо населенных мест на планете. Но при этом здесь нет ни одного мегаполиса, города-миллионника. Зато очень много небольших населенных пунктов. Проезжая по дороге на автомобиле, наблюдаешь такую картину, что буквально сразу за знаком, обозначающим один населенный пункт, стоит знак с названием следующего населенного пункта. Долин очень плодородна, климат здесь довольно мягкий. Подавляющая часть населения занята в сельском хозяйстве. На орошаемых землях сосредоточены посевы хлопчатника, риса, сады, виноградники, бахчи, огороды, в предгорьях имеются богарные посевы зерновых культур. В марте уже происходит массовое цветение вишни, сливы, алычи, персика, абрикосов. Участки пустынных равнин служат круглогодичными пастбищами.
Ферганская долина — крупный район шелководства с полуторатысячелетней историей производства шёлка.

Меня же на всем пути из Ташкента до Ферганы привлекали и очаровывали, конечно, горы.

Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан
Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан
Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан
Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан Горы. Ферганская долина. Узбекистан

При въезде в Ферганскую долину – паспортный контроль. И меня, как НЕ гражданина Узбекистана, отвели в какую-то будку. Там дополнительно проверяют документы, более тщательно. Хотя, это въезд в Наманганскую область Узбекистана. Такая же, как и все остальные области страны. Примерно такую же процедуру я проходил в 2015 году на выезде из республики Дагестан. Однако, есть мнение, что такой строгий контроль связан с тем, чтоб не допустить терактов на единственной магистрали, связывающей (на тот момент) Ферганскую долину с остальной территорией Узбекистана. А в этой долине проживает треть населения страны, которые могут быть отрезаны от Центра и бОльшей части территории страны.
В итоге террориста во мне не увидели и пропустили дальше.
Погрузив весь свой нехитрый скраб в машину, присоединился к своим узбекским товарищам, которые подождали, пока со мной проделают все необходимые процедуры. И мы отправились дальше.
Природа в самой долине резко отличается обилием зелени. Сады, сады, огороды!И я предвкушал встречу с городом-садом Ферганой.
Немного не доезжая до города, водитель остановился у импровизированного рынка на дороге. Не скажу, что он был небольшой. Довольно большой рынок. На котором, в основном, одни лепешки. Но зато на любой вкус. Точнее, любой рисунок. Такого обилия лепешек я не видел. И там же увидел инструмент, которым наносится узор на лепешки. Как я уже писал, в тот день, когда я был в Ташкенте, был канун большого мусульманского праздника. Стало быть, сегодня и был тот самый праздник. Народ накупал лепешки стопками. Именно так, сложив стопки из лепешек, загружали их в багажник. А еще говорят, Ташкент – город хлебный. Фергана! Мне лепешки были ни к чему, потому я был лишь сторонним наблюдателем. Пассажиры затаривались, а я их ждал. они же ждали, пока со мной решат вопросы представители власти на вьезде в долину. Хотя, откровенно говоря, у меня выбора не было. Они могли уехать без меня, а я – нет.

Лепешки на въезде в Ферганскую область. Узбекистан Ферганская долина. Узбекистан Ферганская долина. Узбекистан


Фергана

К обеду добрался до города Ферганы. Фергана, еще ее называют Генеральским городом. Инициатор создания города — русский генерал, «покоритель Туркестана» Михаил Дмитриевич Скобелев. Город был основан в 1876 году; Более того, одно время город носил его имя.
Первым делом по прибытии в город хотелось пообедать. Особенно отведать местный плов. В городе царила атмосфера праздника. Люди гуляют, веселятся. Улицы, парки – везде полно молодежи и людей более старшего возраста.

Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан
Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан
Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан

Разумеется, найти заведение питания в такой обстановке было не проблемой. Очередь к одному из помещений подсказала мне, что там можно поесть. Пристроился в хвост очереди и стал послушно стоять, ждать, когда придет ОН. Мой черед. Постояв немного, увидел, как из окошка (того самого, откуда продавали еду) высунулся парень и зазывно машет мне рукой. Говоря о том, чтоб я не стоял в очереди, а подходил без очереди. А остальным в очереди стал говорить “пропустите туриста”. Когда же я подошел к окошку, он спросил, чего бы я хотел. Плова местного, к сожалению, не оказалось. Уходить из-за этого было бы, как минимум, невежливо по отношению к принимающей стороне. Потому остановился на люля. Теперь, на сытый желудок гулять было приятнее. Поблагодарил еще раз того парня и направился в сторону центра города.

Рюкзак за спиной, фотоаппарат на шее. Видимо, эти детали и выдали во мне туриста. Едва я только вышел на центральную улицу, как ко мне подошел мужчина невысокого роста, лет 60ти от роду. По виду не узбек. Разговор начал словами “Я вижу, вы интересуетесь городом? могу я составить вам компанию и показать город?”. Я, признаться, был удивлен. Но это был просто подарок судьбы в тот день для меня. Конечно, я не мог отказать ему. Познакомились. Он представился “дядя Женя”. И следующие несколько часов мы с ним гуляли по Фергане, разговаривали на разные темы, он мне показывал некоторые достопримечательности города. Как выяснилось, у нас с ним есть даже что-то общее.

Первое, что бросается в глаза в Фергане – это ее “европейскость”. Нет такого обилия минаретов, медресе, мечетей. Архитектура преобладает, скорее, характерная для эпохи позднего царизма или даже 30х годов ХХ века. Если не брать во внимание совсем уж современные здания. Еще что бросается в глаза – это пустынность города. Да да. Поразительно мало растительности. Я даже пребывал в некотором недоумении – почему же Фергану называют городом-садом? деревьев даже почти нет. А те, что есть – молодые. Как оказалось, те чинары, которыми был высажен город более ста лет назад, спилили и срубили. После очередного урагана многие из них повалились и повредили инфраструктуру города. Вот и приняли решение вырубить вековые деревья. Да, визуально пространства кажется очень много. Но, на мой взгляд, сравнивая вид города с фото, сделанными в 80е годы прошлого столетия, нынешний вид проигрывает тому, что было прежде.

Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан Русский Драмтеатр. Фергана. Узбекистан Фергана. Узбекистан

Что еще бросилось в глаза в Фергане – дети здороваются. Просто идешь по улице и дети здороваются. Такого не видел нигде больше.
Как я уже говорил, дядя Женя – не узбек, но всю жизнь прожил в Фергане. Естественно, у меня возник вопрос, как он попал сюда. Он в Фергане родился. А вот его мама… Как он сказал, “Из глубинки. Вы, наверно, не знаете. Похвистневский район Куйбышевской области”. Меня как током поразило. Что-то такое родное услышал. Даже остановился. Так я же, говорю, сам оттуда же. Только не из Похвистнево, а из Самары. А Куйбышев – это и есть Самара (в советское время город носил имя деятеля Валериана Куйбышева). Вот это да! В некотором роде земляки. Правда, и я родом не из Самары, да и он тоже урожден не в Куйбышеве. Однако, корнями уходил в Самарскую губернию. “Где-то очень глубоко”. После такого открывшегося факта разговор пошел еще живее. И дядя Женя рассказал, как его мама попала в Фергану. В 30е годы ХХ века в Поволжье был голод. В Самарской губернии голод был один из самых сильных. И вот тогда его бабушка решила уводить детей от голода. И идти решила в Фергану. И вот она и 8 детей отправились в путь. Путь был долгим. Расстояние от Самары до Ферганы более 2 тысяч километров. Но в итоге все 8 детей дошли живыми до Ферганы. Всех детей женщина смогла привести в Фергану живыми. Эта история очень тесно перекликается с сюжетом фильма “Ташкент – город хлебный”. Только там один мальчишка, движимый голодом и инстинктом выживания для себя и своей семьи, преодолевал тысячи километров. В Ташкент. И тоже из Самарской губернии. Правда, Бузулукского уезда. Лопатинской волости. После истории, рассказаанной мне дядей Женей, для меня Фергана стала хлебным городом. Передо мной стоял прямой потомок прототипа того Мишки, что всеми правдами и неправдами старался добраться до города мечты многих и многих жителей Поволжья того времени.

На этом интересные истории того дня не закончились. Как оказалось, мой собеседник и путеводитель по Фергане является служителем театра. Точнее, не служителем, а смотрителем, пожалуй. Он отвечает за реквизит, смотрит за состоянием сцены и оборудования. В местном русском драматическом театре. Вся его жизнь связана с этим театром. Детство он провел вместе с “Сашкой Абдуловым” (так называл дядя Женя народного артиста РСФСР Александра Абдулова).

Продолжение главы читайте в книге

Купить книгу “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”

Книга “Путешествия. Козлов. Туркестанский поход”.
Год выпуска 2019
Объем 246 стр.
Объем файла 9 Мб
Цена: 199 р.

Туркестанский поход
Туркестанский поход

Instagram

 

Средняя Азия. День 7. Узбекистан. Ташкент

Ташкент.
Ташкент – крупнейший город не только Узбекистана, но всей Средней Азии. Кроме того, он является одним из древнейших городов Средней Азии. Ему более 2200 лет. Но придется огорчить тех читателей, кто полагает, что в силу того, что город старинный и в силу того, что это – столица Узбекистана, то в нем много старинных построек и памятников архитектуры. Это не так. Город можно считать новоделом. Виной тому мощное землетрясение, случившееся в 1966 году. О нем будет ниже. Изначально город Ташкент получил свое название как “каменный город”. Видимо, уже на заре своей жизни строился из камня.
Подъем сыграл себе ранний. Чтобы раньше встать и больше успеть. Кроме того, хотелось понаблюдать за тем, как просыпается город. И запечатлеть хотя бы некоторые достопримечательности еще до того, как они наполнятся людьми. Поэтому Чуть только солнце озарило хлебный город Ташкент (“Ташкент – город хлебный”), я выдвинулся на изучение города. Как я уже писал выше – гостиница, в которой остановился, находилась совсем недалеко от центральной площади города – Мустакиллик (площадь Независимости). С нее и начал свой обзор города. А обозревать было что. Аккурат на этой площади находится так называемый правительственный квартал. То есть, все значимые административные здания республики. Но этого я пока не знал. А просто увидел сначала красивую скульптуру с аистами наверху и направился к ней. За этими своеобразными воротами виднелся глобус Украины. Просто глобус. Как позже выяснилось – это был глобус Узбекистана. Похожий на тот, что я видел неделей ранее в Душанбе (только там, разумеется, глобус Таджикистана). Только здесь под фигурой глобуса была еще скульптура кормящей матери – олицетворение Родины, думаю. Про плодородие и хлебосольность Узбекистана дополнительно говорить, думаю, нет смысла. Как население республики (и города, в частности) неумолимо росло постоянно, так и дары природы кормят не только Узбекистан, но и далеко за его пределами. Первые фрукты, еще в конце весны, приезжают к нам из Ташкента: клубника, черешня. Да и в былые времена Узбекистан был житницей Союза. Не только в годы Войны. Когда в Ташкент, в частности, были эвакуированы жители многих прифронтовых и фронтовых городов. А детей из блокадного Ленинграда эвакуировали в Ташкент.
Разумеется, меня привлекли красивые здания, что виднелись за деревьями парка. Направился к ним. Но подойти близко не получилось. Часовые с оружием преградили дорогу и дали понять, что ближе подходить нельзя. Ну нельзя – значит, нельзя. Отправился гулять по парку. Ухожено, чисто, красиво. Загляденье! Еще и солнечно, тепло. Несмотря на раннее утро. Истинно говорят – “настоящему северянину и в Ташкенте тепло”.

Площадь Независимости. Ташкент. Узбекистан Площадь независимости. Ташкент. Узбекистан Площадь независимости. Ташкент. Узбекистан Площадь независимости. Ташкент. Узбекистан
Сенат. Ташкент. Узбекистан Независимость и Гуманизм. Ташкент. Узбекистан Площадь Независимости. Ташкент. Узбекистан Независимость и Гуманизм. Ташкент. Узбекистан
Аллея Парадов. Ташкент. Узбекистан Кабмин. Ташкент. Узбекистан Аллея Парадов. Ташкент. Узбекистан Сенат. Ташкент. Узбекистан
Независимость и Гуманизм. Ташкент. Узбекистан Кабмин. Ташкент. Узбекистан Площадь Независимости. Ташкент. Узбекистан Ташкент. Узбекистан
Ташкент. Узбекистан Ташкент. Узбекистан Дворец Симфоний. Ташкент. Узбекистан Ташкент. Узбекистан