Средняя Азия. День 13. Дорога в Алматы. Алматы

Дорога на Алматы
Алматы


Дорога в Алматы
Из Бишкека в Алматы ходят рейсовые автобусы. Ехать порядка 5 часов. Включая таможню. Хотя, с таможнями, где бы то ни было — как повезет. Между Азербайджаном и Россией раз переходил границу 14 часов. Но в этот раз границу перешел без задержек и быстро. Бишкек находится в 40 километрах от границы с Казахстаном. Поэтому основная часть пути пролегала по территории Казахстана. В отличие от Кыргызстана, Казахстан — степной и практически равнинный. Только в районе Алма-Аты есть немного гор. Но по дороге виднелись лишь небольшие холмы. Признаться, ничего другого я от Казахстана и не ожидал. В моем представлении Казахстан — это сплошные степи. И в свой поход я включил только два казахстанских города — две столицы. Прежнюю и новую. И, скорее, в ознакомительных целях. В силу размеров Казахстан вполне тянет на отдельный полноценный поход с посещением многих городов. Но время моего похода — не резиновое, потому Казахстан в нем был представлен лишь Алма-атой и Астаной. В планах. На деле же вышло немного иначе.
Но кто тогда мог знать, что в 2017м году я объезжу практически весь Казахстан. И южный (Шымкент), и западный (Актау, Уральск), и северный (Кустанай), и восточный (Павлодар), и центральный. А в Астану вообще буду летать, как к себе домой. Думаю, эта казахстанская эпопея достойна отдельного цикла статей.
Пока же я направлялся знакомиться с Алма-Атой.

За окном были вот такие картины.

Казахстан по дороге в Алма-Ату

Казахстан по дороге в Алма-Ату

Казахстан по дороге в Алма-Ату Казахстан по дороге в Алма-Ату
Казахстан по дороге в Алма-Ату Казахстан по дороге в Алма-Ату Казахстан по дороге в Алма-Ату


Алматы
Город Алматы мне сразу же НЕ понравился. Жуткие пробки уже на подступах к городу. И эти пробки отбирали мое время на знакомство с городом. Наконец-то, въехали в город. Но пробок меньше не стало. В голове моей закралась мысль, что времени в Алма-Ате у меня будет лишь на то, чтобы купить билет до Астаны. В Астану нужно было прибыть строго по расписанию. Из Астаны до Самары уже был взят билет на самолет. Правда, он летел с остановкой в Алматы.

Алма-Ата. Казахстан

В городе движение тоже стояло. Традиционно, первым делом по прибытии в город, я направился на вокзал, чтоб купить билет до следующего пункта назначения. Следующим пунктом назначения у меня была Астана. Должна была быть Астана. Причем, в самом начале своего похода я сэкономил один день, добравшись от границы Таджикистана до Самарканда за несколько часов (а изначально отводил на это день). Так вот, сейчас этот день в запасе играл мне очень даже на руку. Автобус до ЖД-вокзала ехал крайне медленно. Водитель ссаживал и подсаживал пассажиров где ему вздумается. Буквально, каждые 2-3 метра. Ощущение было такое, что настал мировой коллапс и остановился весь транспорт в мире. Вокруг меня был сплошной затор. И я думал, что это навсегда. Оказалось, что виной тому барахолка. На дворе стояла суббота и жители ихали на рынок. А дорога в той части города спроектирована крайне неудачно. В итоге до железнодорожного вокзала ехал 2 часа. Куча времени была уже потеряна. Но и при этом, желания оставаться в этом городе у меня оставалось все меньше и меньше. Правда, я еще не знал, что это было лишь началом моих приключений.
И вот он — железнодорожный вокзал. Казалось, он был моим спасением. Но он стал для меня источником переживаний.

ЖД-вокзал. Алматы. Казахстан

Информаторов на вокзале нет. Есть экран с расписанием, но он не работал. Наличие свободных мест можно узнать только в кассе или в справочном бюро. И туда, и туда — огромные очереди. В кассу — талончики, электронная очередь. В итоге, чтобы просто узнать о своих шансах уехать — нужно потратить кучу времени, которого и без того оставалось мало. Тут же налетели мужчины со словами «куда ехать, брат?». Сказал им, что уже приехал. В Алма-Ату. Чтоб отстали. Я пока и сам еще не знал, куда мне надо будет ехать, с чего начинать осмотр города. Пока передо мной маячила проблема — как уехать отсюда. Но тогда я еще не знал, что те услужливые представители — это не таксисты. Особо надоедливого «таксиста» отшил довольно резко, после чего он не подпускал меня даже к автомату чтоб взять талончик в кассу. В справочном узнал, что билетов НЕТ. Нет НИ-КУ-ДА!
Зато активизировались те самые «таксисты». Тогда я и понял, кто это. Это спекулянты — перекупщики. Скупают все билеты на все направления, а потом перепродают их втридорога. Потому всякого входящего встречает не расписание поездов, а эти самые с вопросом «куда ехать?». Видимо, и рынки-направления у них поделены между собой. Человек-Павлодар, человек-Кустанай, человек-Актобе. Меня же в тот день интересовала только Астана. Узнал, что поезд сегодня будет. В 9 вечера. Решил, что приеду на вокзал ближе к отправлению поезда. Обычно за час до отправления снимается бронь или же кто-то откажется от поездки. Уж один билет всегда можно будет достать. А лить воду на мельницу спекулянтов — это не про меня. И направился к выходу в город.

Едва вышел в город, прохожу мимо группы женщин и услышал обращение к себе «мужчина, девушки недорого. не желаете?». Вот так, без стеснения, в центре города. Единственное, что меня интересовало в тот момент — это способ добраться до Астаны. Как вариант, может, можно было бы оплатить услуги девушке, чтобы она меня на руках домчала до столицы. Но, не думаю, что они предлагали транспортные услуги. Поэтому прошел мимо них, не оборачиваясь. Тем временем, метрах в 20ти еще одна их подруга остановила мужчину. И когда я проходил мимо них, услышал фрагмент их диалога:
— а далеко?
— да нет, квартира тут рядом, пошли

Жилье предлагают — подумал я, и пошел дальше.

По городу гулял без особого энтузиазма. Все мое етстество думало лишь об одном. Как вырваться отсюда?!
Где-то глубоко в подсознании зародился вариант остаться здесь, если не получится вырваться в Астану. И ждать свой самолет в Алма-Ате. Из Астаны полетит без меня, а в Алма-Ате я осчастливлю пассажиров своей персоной. Но я не люблю, когда что-то идет не по плану. Поэтому тут же стал перебирать еще возможные варианты. Тем более, что если оставаться тут, то пришлось бы озаботиться ночлегом. На две ночи. А я уже отказал тем дамам с пониженной социальной ответственностью. Да и мужчина тот уже вселился, наверно, в квартиру.
В общем, оставаться тут было никак нельзя. Решил во время прогулки по городу обращать внимание на вывески в поисках «ЖД- и авиа-кассы». Думаю, там хоть и подороже, но должны быть билеты.

Выехал в центр города. Для оплаты проезда в автобусе необходимо насыпать мелочь в специальный автомат и тот выдаст тебе билет. Если же мелочи нет, то за разменом можно обратиться к водителю. Это было удивительным для меня. Но дальше я удивился еще больше.
Гуля по центру города, набрел на штаб-квартиру ООН, вышел к зданию правительства Казахстана (в бытность Алма-Аты столицей, видимо). Потом просто гулял куда глаза глядят. Фотографировал понравившиеся мне пейзажи. Но, опять же, без огонька в глазах.

Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан
Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан
Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан Алматы. Казахстан

С 1927 по 1936 годы Алма-Ата была второй столицей Казахской АССР (До нее столицей была Кзылорда); с 1936 по 1991 годы — столицей Казахской ССР; с 1991 по 1997 годы — первой столицей Республики Казахстан. Алма-Ата была крупнейшим городом Казахской ССР, затем стала крупнейшим городом Республики Казахстан. Несмотря на утрату статуса политико-административной столицы, она является культурным и финансово-экономическим центром республики и оставалась единственным городом-миллионером страны до 2017 года, вторым таким стала Астана.
В 1997 году столицу перенесли в Акмолу (с 6 мая 1998 — Астана), однако за Алма-Атой закрепляется статус «Южной столицы Казахстана». С тех пор этот термин очень часто употребляется в прессе и обозначает именно Алма-Ату.
Вокруг названия города много споров. Как относительно произношения, так и относительно перевода. Название «Алматы» переводится как «Яблоневый».
А вот относительно написания «Алма-Ата» или «Алматы» есть интересный факт.
По мнению Виктора Храпунова, бывшего в период с 1997 по 2004 годы акимом города, тот стал называться Алматы в результате подтасовок: «В далёком 1970 году я приехал в этот город — в Алма-Ату. Алматы он стал называться в результате подтасовок. Я не стесняясь говорю: это сделал Серикболсын Абдильдин в бытность свою председателем Верховного Совета. Когда принимали Конституцию, написали и в русском, и в казахском вариантах, что столицей нашего государства является город Алматы. Я был тогда депутатом Верховного Совета и читал этот документ. Но я не смотрел преамбулу — смотрел каждую статью Конституции, и мы боролись за каждую запятую в этих статьях. А насчёт Алматы решили, что это просто опечатка. Думал, корректоры и редакторы будут проверять — поправят и сделают всё, как надо. Но когда мы получили на руки готовую Конституцию, то увидели, что в обоих вариантах так и осталось название Алматы. Хотя никаких решений горсоветом, маслихатом, акиматом не принималось и никаких документов на этот счёт подписано не было». Позже вышел имеющий силу Закона Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 1995 года № 2457, в котором было написано: «…столицей Республики Казахстан является город Алматы» (материал взят из Википедии).

Начало современному городу было положено 4 февраля 1854 года, когда русским правительством было принято решение построить на левом берегу реки Малая Алматинка военное укрепление. Местоположение этого опорного пункта было выбрано исходя из целей обеспечения безопасности российских коммерческих интересов и торговых путей из Оренбурга на юг.

С середины 1855 года в укрепление начали прибывать русские переселенцы. В 1859 году командированный из Петербурга геодезист Голубев отметил Верное точкой, и это место впервые появилось на картах мира. 11 апреля 1867 года город Верный стал центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. 13 июля 1867 г. было учреждено Семиреченское казачье войско. 28 мая 1887 года произошло сильнейшее Верненское землетрясение, в котором погибло 322 человека, было разрушено 1798 кирпичных домов. Некоторые постройки того периода сохранились и сейчас являются памятниками истории, архитектуры и охраняются государством.

В городе Верный в 1897 году проживало 22 744 человека, распределение населения по родному языку был следующим: великорусский (русский) — 58,3 %, таранчи (уйгурский язык) — 8,7 %, киргиз-кайсакский — 8,2 %, сартский — 7,0 %, малорусский (украинский) — 5,5 %, китайский — 5,4 %, татарский — 5,3 %.

Накануне 1913 года в городе проживало более 41 тыс. человек, имелось 59 промышленных предприятий. (материал взят из Википедии)

Великая Отечественная война дала мощный толчок развитию города. Благодаря тому, что Алма-Ата находилась в глубоком тылу, сюда были эвакуированы многие промышленные предприятия. После войны Алма-Ата стала одним из крупнейших промышленных центров Советского Союза.

На завершающем этапе советского периода Алма-Ата считалась одним из самых «зелёных» городов СССР и по степени озеленения располагалась на третьем месте в общесоюзном рейтинге. Этому способствовала разумная планировка города, обилие зелёных насаждений, парковых зон и фонтанов.

Стоит отметить, что в советское время общегородское планирование Алма-Аты задумывалось в соответствии с концепцией «города-сада». Она представлялась как совокупность относительно небольших кластеров из микрорайонов, которые отделялись друг от друга озеленёнными полосами. По плану строителей такие микрорайоны должны были обладать всей необходимой для жителей инфраструктурой (детскими садами, магазинами и т. п.)

На данный момент Алма-Ата является научным, культурным, историческим, производственным и финансовым центром страны. В Алма-Ате пока остаются Национальный банк Республики Казахстан и некоторые посольства, остальные правительственные учреждения переведены в Астану. 1 июля 1998 года был принят Закон об особом статусе города. Алма-Ату неофициально называют «Южной столицей».

На сегодняшний день Алма-Ата остается крупнейшим городом Казахстана, частично сохраняя столичные функции. И Алма-Ата — единственный город Казахстана, в котором есть метро. Вот в метро мне и захотелось спуститься. Отвлечься от этого города. Вот метро мне очень понравилось! Пожалуй, единственный в тот день приятный момент. Из метро не хотелось выходить. Хоть оно в Алма-Ате и не такое уж длинное. Но каждая станция — очень красивая. Метро новое. И сочетает в себе казахскую культуру и современные элементы. На каждой станции выходил и осматривал павильон. Наверх подниматься и не хотелось. На время я даже забыл о том, что пока еще нахожусь в плену города, не имея возможности выехать куда бы то ни было. К сожалению, метро не позволяет выехать за пределы города. Точно так же, как нельзя угнать трамвай в Швецию.

Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан
Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан
Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан
Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Метро. Алма-Ата. Казахстан Капитан Козлов в Алма-Ате. Казахстан

Все когда-нибудь заканчивается. Вот и метро в Алма-Ате закончилось. Пришла пора выходить из подземелья на улицу. У меня было еще пару часов до того времени, что я наметил себе для возвращения на вокзал. Прогуливаясь по городу, увидел вожделенную вывеску «Железнодорожные кассы». Это был шанс! Естественно, не мог пройти мимо. Буквально с порога озадачил девушку вопросом «Есть ли билет на сегодня до Астаны?». Немного поискав в своих данных, девушка ответила утвердительно. Во мне появилась надежда. Однако, ее фраза «только это фирменный испанский поезд» насторожила меня. Стоимость билета составила порядка 11 тысяч рублей. Это дороже, чем на самолет. И, более того, это превышало остатки моего бюджета. Вобщем, девушка резала меня без ножа. Нужно ли говорить, что после такого фиаско у меня оставалось все меньше желания находиться в этом городе?

Решил, что медлить нельзя. Нужно прямо сейчас отправляться на вокзал и действовать по обстоятельствам.
Подошел к ближайшей остановке общественного транспорта и узнал у жителей, на чем можно доехать до вокзала. Местные дружно указали мне на парня, в руках которого был блокнот и на этом блокноте закреплены 3 или 4 электронных секундомера. Подошел к нему и задал тот же вопрос, который задал минуту назад прохожим. Он посмотрел в свой блокнот, сверился с часами и сказал, что сейчас подойдет автобус номер такой-то, вот на нем можно будет доехать. Действительно, подошел автобус с указанным номером. Сел в него. А этот парень тоже вошел в салон, водитель отсыпал ему какую-то мелочь и парень вышел обратно на остановку. Через несколько остановок в автобус заглянул еще один такой же парень. С блокнотом и часами. Водитель и ему насыпал мелочь, после чего парень вернулся на остановку. Я так и не понял, что это было. То ли эти парни — диспетчеры, то ли они поставляют пассажиров в автобус, за что и получают свою мзду.
На тот момент меня это не волновало. Животрепещущим оставался вопрос моего дальнейшего путешествия к финальной точке моего похода.

Алма-Ата. Казахстан Алма-Ата. Казахстан Алма-Ата. Казахстан Странный парень на остановке в Алма-Ате. Казахстан

На вокзале картина, к сожалению, не поменялась. Билетов, по-прежнему, не было. Билетерши стали сводить меня с проводниками поезда на Астану. Те охотно предлагали свои услуги по размещению в вагоне без билета. Но при этом мне придется заплатить в 5 раз больше стоимости билета. Скупой платит дважды. А тупой — пятижды?
Проводники подходили уже сами ко мне. Видимо, между собой передавали информацию о том, что мне надо до Астаны. И каждый хотел заработать на мне. Очередного отшил прямым текстом, сказав, что доберусь сам без их помощи. А переплачивать в 5 раз только потому, что им так хочется — я не намерен.

Расписание поездов на вокзале Алма-Аты. Казахстан

И тут ко мне подошли два парня. Спросили, говорю ли я по-английски. Оказалось, что это два туриста из Германии, которым очень надо в Караганду. Вспомнив примерное расположение городов, понял, что Караганда мне тоже подойдет. Там до Астаны останется уже совсем немного. Один из них немного понимает по-русски, но не говорит. Сказал им, что у меня есть план: едем на автовокзал «Сайран», если будет автобус, то на автобусе в Караганду, иначе едем к выезду из города и дальше – автостопом. Или же коллективное такси на троих, если они согласны. Немцы радостно замахали гривами. И мы двинулись на выход. Тут меня остановил какой-то мужик и сказал, что с Сайрана мы не уедем, т.к. билетов нет и там. И нам надо бы договариваться тут с кем-то. На что я скал ему, что есть способ, который они не предусмотрели. Выпытывал он у меня, что это за способ, но я ему не сказал. «Мы перекрыли все выходы, а эти негодяи удрали через вход». На автовокзале нас ждала та же картина. Предприимчивые парни перехватывают пассажиров, не давая дойти даже до касс. Я пробился к справочной, но они пошли со мной. На мой вопрос «есть ли билеты на Караганду?» в окошке вопросительно посмотрели на этих «предпринимателей» и сказали, что билетов нет. Правда, после того как я усомнился, сказали, что есть, но только через 4 часа. А предприимчивые парни предлагали ехать сейчас, но с наценкой 25%. Это, все-таки, не в 5 раз дороже. В итоге я объяснил своим спутникам, что либо мы ждем 4 часа, либо доплачиваем 25% и едем сейчас. Все согласились. И уже через полчаса мы сидели в автобусе. Правда, кроме нас в автобусе была компания суровых мужиков.
Моих новых попутчиков звали Матеос и Матиас. Хоть они и были из Германии, но немецкий язык я полноценно вспомнить не мог, потому общались с ними по-английски. В дороге Матеос сел рядом со мной, а Матиасу досталось место через проход, на другой половине автобуса. С Матеосом разговаривали почти всю дорогу. Оказалось, что ребята — нефтяники (только что закончили университет по нефтяной специальности) и хотели бы устроиться на работу в одну из наших нефтяных компаний. В Омске. А в Караганду едут к своим друзьям. И так же, как и я, застряли в Алма-Ате. Но, услышав, как я отшил очередного спекулянта, они поняли, что со мной можно доехать до Караганды и это их шанс.
Не помню как, но затронули тему Йоханесбурга. То ли я поделился с ребятами своей беседой, которая случилась у меня накануне в Бишкеке. То ли один из ребят упомянул, что буквально полгода назад он ездил в Йоханесбург. Как бы то ни было, разговор завязался. Я стал расспрашивать его, действительно ли в городе такой кошмар, о котором описывают в интернете? Матеос подтвердил. Он ездил туда на пару месяцев по работе. Причем, с ним поехала еще его девушка. При этом, они не подозревали о том, что происходит в городе. Отважно ходили по Йоханесбургу, созерцая окрестности. Наверно, со стороны такая отвага белых выглядела форменным безумием. Но это еще не все. Эти отважные ребята заселились в какой-то отель, в котором были сплошь одни загорелые парни. Ничего не подозревая, европейцы обустраивались на новом месте. А окружающие их местные глядели на них, не мигая. Это со слов Матеоса. Интересно представить, какие мысли проносились в головах местных, когда они видели у себя этих бедолаг. Первое, что приходит мне в голову — это то, что местные весь год вели себя хорошо и вот за это их африканский санта послал им двух «снежков» на съедение. А Матеос с подругой понять не могли, что происходит. Почему все на них так смотрят и молчат. Когда же гости решили выйти в магазин, чтобы прикупить себе чего-нибудь сьестного, то их увидели из проезжавшего мимо автомобиля. К счастью для них, это был их же соотечественник. Он велел им немедленно садиться к ним в машину. Благо что все вещи они взяли с собой (какое-то недоверие, все-таки, было к местным). И уже в машине, притопив по газам, рассказал, что в этом районе белым появляться — опасно для жизни. А когда они рассказали ему, что поселились там в гостинице, водитель сказал, что это чудо, что они сейчас с ним разговаривают. Вобщем, аборигены так и не дождались ребят. Шанс свой они упустили. А взрослый немец отвез их в безопасный район и рассказал о правилах передвижения по городу.
Сейчас, в казахстанских степях, Матеос рассказывал мне об этом с улыбкой. Но тогда, в Африке, ему было не до смеха.
Автобус нес нас по степям. Как я предполагал. За окном была ночь. Мчались мы без остановок. Расстояния в Казахстане большие, а города — редкие. Остановились лишь раз. Часов в 5 утра. Около какой-то забегаловки. Я в это время уже спал. Водитель и его помощник разбудили всех и велели всем выйти на улицу. Чтоб в автобусе никого не оставалось. Кто хотел — ели или курили. Остальные просто ждали, пока можно будет снова сесть в автобус. Я, мне кажется, ждал этого сильнее всех. Хотелось спать. Видимо, Алма-Ата потрепала мне нервы.
Но, пока ждали посадки в автобус, я поймал себя на мысли, что вывел из западни двух немцев, как из окружения или из казахского плена.

Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии
    Прочее

    Поддержите проект: Краткометражный фильм "Знаки"

    Рубрики