Через всю Россию. День 8. Улан-Удэ. Иволгинский дацан.

Форум по Республике Бурятия

Эпиграф
Если б я был честным — ходил бы на работу.
Если б я был желтым — выращивал бы рис.
Если б я был нашим — вошел бы в город.
Если бы врубался, то ушел бы в дзен-буддизм.
(с) Чиж&Ко «Если»

Улан-Удэ
Иволгинский дацан
Улан-Удэ

Улан-Удэ
В столицу Бурятии приехал рано утром. Даже, можно сказать, рано-рано утром. Настолько рано, что еще не взошло солнце над бурятским краем. Потому решил, что вечерний город будет для меня… сейчас! утром! Тем более, что ИЗ Верхнеудинска (он же Улан-Удэ) поезд на восток у меня был в 18:17. Соответственно, я рисковал не застать город в вечернем освещении. Традиционно, первый кадр в новом для себя городе — это его название (чтоб не забыть, где же мы находимся). Здесь же есть и железнодорожный пешеходный мост, с которого открывается особо удачный вид на железнодорожные ворота столицы республики.

ЖД-вокзал станции Улан-Удэ. Республика Бурятия. 2013

Первым делом в Улан-Удэ, как и в любом другом городе, планировал осмотреть самую дальнюю достопримечательность. Здесь это был Иволгинский дацан. Один из крупнейших центров буддизма. Не только в России, но и в мире. Главным чудом Бурятии является центр российского буддизма Иволгинский дацан, монастырь, расположенный в 40 км от города. Именно здесь Лама Даши Доржо Итигэлов в 1927 году добровольно впал в нирвану, в 2002 году был извлечен из тайного захоронения и, его тело предстало перед всеми совсем как живое. Посмотреть на это чудо своими глазами сюда приезжают паломники со всего мира! Также на территории Бурятии расположен Дацан «Хамбын-Хурэ», который является резиденцией главы традиционной Буддийской Сангхи России, и единственный в нашей стране женский дацан «Зунгон Даржалинг», в котором хранятся святые мощи – следы крови и кусочек кости Будды.

От Улан — Удэ в Дацан ходят пригородные автобусы и маршрутки. О том, как добраться от аэропорта или вокзала до автостанции путнику объяснит любой прохожий. Добравшись до Улан Удэ нужно найти площадь Банзарова (маршрут №3 прямо туда идет ), оттуда до поселка Иволгинск (конечная) идет маршрут №130. Там вам опять нужно будет пересесть на местный микроавтобус который идет из Иволгинска до Дацана. И я безолагательно выдвинулся в сторону буддизма. Тем более что прежде для меня буддизм, конечно, не был пустым звуком, но про него я знал крайне мало. И уж точно не предполагал, что когда-нибудь соприкоснусь с ней. В России два региона с широким распространением этой религии: Калмыкия и Бурятия. До Бурятии из Самары, конечно, ближе, чем до Калмыкии. Но до автовокзала не доехал. Проехав 2-3 остановки, увидел огромную голову. Точнее, ее силуэт в темноте. Ошибки быть не могло. Этот профиль знаком был с детства. Дедушка Ленин. Значит, проезжаем аккурат мимо главной площади города. Это был шанс! Шанс погулять по ночному (вечернему) центру города. В 5 утра. Как угорелый не стал просить, чтобы остановили прямо тут, а попросил остановиться на следующей остановке. Так и уехал вниз по улице Ленина. Пришлось возвращаться назад — к площади. При этом прошел и через Царские ворота, арку-правопреемницу ворот, построенных в конце 19го века в честь приезда царевича Николая в Верхнеудинск (прежнее название города). Аккурат, пройдя через эти ворота — выходишь к центральной площади, с которой за городом наблюдает голова вождя мирового пролетариата.

ЖД-вокзал Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Пешеходная улица Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
Московские ворота в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Дом Правительства Республики Бурятия.Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Памятник Ленину в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Администрация Президента Республики Бурятия в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
На центральной площади Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Парламент Республики Бурятия в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Памятник Владимиру Ильичу Ленину является главной достопримечательностью Ула-Удэ. Бронзовый памятник установлен на главной площади города в 1971 году. Высота скульптуры – 7.7 метра, а вес – 42 тонны. Пьедестал облицован ярцевским гранитом из Запорожья, а высота его составляет 6,3 метра. Скульптура отлита на Мытищинском камнерезном заводе.
По площади гулял не спеша. Осматривая ее архитектурный ансамбль. Обратил внимание на подсветку зданий. Часть подсвечена цветами российского триколора, а часть — цветами бурятского биколора. Народу вокруг было — ноль человек. Порой создавалось впечатление, что я один во всем городе. Когда и машин даже не было вокруг. Улан-Удэ просыпался. Город постепенно наполнялся жизнью.
А меня ждала площадь Банзарова. Потому, погуляв по площади, пошел к остановке, на которой прервал свой вояж к буддизму. Как оказалось, маршрутки в Иволгинск оттуда уже не ходили. Точнее, ходили, но не оттуда. Пришлось пройти немного пешком. 3-4 квартала. Автостанция представляет собой небольшую площадку, вокруг которой 2-3 деревянных дома. Там и просидел 40 минут в ожидании рейса на Иволгинск. Ехали минут 40. По пути были интересные пейзажи. Равнины и горы, которых не увидишь у нас в Поволжье. До границы с Монголией оставалось всего лишь пара сотен километров. А до Улан-Батора было ближе, чем до Иркутска. От этой мысли становилось несколько не по себе. Куда я забрался! До столицы Монголии ближе, чем до ближайшего русского города. Так далеко от дома еще, пожалуй, не бывал. Эта мысль потом преследовала меня ежедневно. И становилась все актуальнее. А пока же я ехал в Иволгинск и любовался пейзажами за окном. И представлял, что вот-вот, вон за теми самыми горами — уже Монголия. Которая все время казалось какой-то недосягаемой, далекой. А теперь вот до нее практически рукой подать. При желании до границы можно было бы доехать за пару часов, думаю. Но заграничной изюминкой на торте в том походе для меня был Китай.

Юрты около площади Банзарова в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Пейзаж по дороге в Иволгинск. Республика Бурятия, 2013

От Иволгинска, как и предполагалось, нужно до дацана ехать на другой маршрутке. Отправляется она с той же остановки, куда прибывают маршрутки из Улан-Удэ. Но отходят по наполняемости салона. Точнее, ходит там только одна ГАЗель, как мне показалось. По крайней мере, я на ней же ехал и туда, и обратно. Ехать там было всего — ничего. Минут 5. Но народ идет потоком. Неплохой бизнес для держателя маршрута и газели. Выгоднее, пожалуй, я видел только на границе Азербайджана и России, где пешком НЕЛЬЗЯ, а проезд расстояния в 300 метров стОит 300 рублей с носа.

Иволгинский дацан
На территории Дацана фотографировать разрешено, но исключительно снаружи дуганов. В переводе на православный язык Дацан — это как монастырь, а дуган — это отдельно взятое строение, храм. Есть главный дугам и несколько дуганов поменьше. Для меня все это было впервые. Все было жутко интересно. Внутрь заходить не спешил, просто гулял по территории, разглядывая новые для себя строения, аналоги которых вдел разве что в кино. Внутрь заходить не спешил по двум причинам. Во-первых, растягивал удовольствие знакомства с чем-то новым для себя. Во-вторых, не был уверен, что не существует каких-то правил посещения дуганов. И, завидев одного из монахов, подошел к нему и расспросил, есть ли какие-то правила посещения? Оказывается, заходить надо строго в левую дверь, а внутри, сделав круг, выходить строго в правую. Фотографировать внутри нельзя. Поэтому снимков изнутри у меня нету, но есть фотки, которые я сделал, гуляя по территории дацана.

Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013
Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013
Иволгинский дацан. Республика Бурятия, 2013 Капитан Козлов в Иволгинском дацане. Республика Бурятия, 2013

Наконец, решился зайти в один из дуганов. Как положено — в левую дверь. Зачехлив фотоаппарат. Внутри дуган устроен так, что необходимо обойти его по внутреннему периметру. Причем, около противоположной от входа стены стоит стол, на котором фотографии одного или двух людей (я так понял — монахов), которым поклоняются и подносят подношения. Вот с подношениями я был очень удивлен. Как я понял, приносят тому или иному то, что он любил при жизни. Вокруг одной фотографии в дугане было полно всякой молочной продукции — сметана, молоко, сгущенка, масло, сыры разные. У другого — кондитерский рай: конфеты, шоколадки, пирожные, вафли, печенье. Но больше всего меня поразило в одному из дуганов. Одна из фотографий была заставлена спиртными напитками. Думаю, иные ночные клубы могли бы позавидовать ассортименту напитков. Видимо, человек очень любил выпить. Но при этом — святой. «Удобную религию придумали индусы» (с) В.Высоцкий. Есть такая точка зрения — можно в край испортить себе репутацию, а потом уже делать все, что угодно, и тебе это будет сходить с рук. Наверно, это был тот самый случай.
Небольшая справка. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. После нескольких лет наблюдения за своим сознанием Будда Шакьямуни пришёл к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу, являющаяся попыткой создать иллюзию, противостоящую всеобщей изменчивости. Прекратить страдания (вступить в нирвану) и достигнуть пробуждения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», можно путём разрушения привязанностей и иллюзий устойчивости с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»

Так вот, если кому в этом помогает молочка или спиртное — то это его личное дело. Главное — добиться мастерства в познании себя.

Начало буддийскому монашеству было положено самим основателем буддизма Гаутамой Буддой, жившим в V — IV веках до нашей эры. Многое в образе жизни буддийских монахов заимствовано у странствующих аскетов более ранних религий, некоторые из которых были учителями Будды.

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет:

  • всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
  • сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым»[66]; в то же время вопрос о том, есть ли у мира начало, считается «не имеющим ответа»,
  • вечной души,
  • искупления грехов,
  • безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению, см. Магия и буддизм),
  • абсолютной преданности,
  • религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией),
  • ересей, по той причине, что в буддизме также нет:
  • единого канона текстов, общего для всех школ (махаянская же трипи́така или сборник всех значимых буддийских текстов, содержащая в своём составе и часть текстов тхеравады и других школ раннего буддизма, в последней китайской редакции представляет собой 220-томное издание),
  • общих и непререкаемых для всех школ догматов,
  • единственного мироздания, число миров считается бесконечным,
  • провидения, за что буддизм иногда характеризуют в качестве «религии-самоспасения»,
  • непременного отказа последователя от других религий. Последователь буддизма может быть одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии», при этом не нарушая основ буддийского учения, что является одним из проявлений буддийской толерантности

Несколько дней в году к посетителям выносят тело Даши́-Доржо́ Итигэ́лова. Если подгадать свой визит под эти дни, то можно попасть на это событие. По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо-лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану.
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
Согласно завещанию, в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн (в переводе с бур. Голубое сердце) с телом Хамбо-ламы Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо-ламу Итигэлова и убедились в сохранности тела.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель улуса Гильбира, указал Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Хамбо-ламы Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн .

10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо-ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо-ламы Итигэлова. Нетленное тело Учителя было торжественно препровождено в храм.

Я на это событие (вынос тела) не попал, но попал на другое событие. Войдя в главный дуган, я оказался на службе монахов. Они в унисон читали мантры, били в литавры, в бубны. Ничего подобного в жизни не видел. Присел на край скамейки и стал наблюдать за происходящим. Порой меня охватывало ощущение того, что сам вот-вот впаду в какой-то транс. Насколько слаженны и отточены были действия десятков монахов! Темп то увеличивался, то замедлялся. Порой от боя в литавры закладывало в ушах и от этого звона казалось, что все вокруг вертится вокруг тебя одной сплошной нереальной каруселью. Тогда я в какие-то моменты терял ощущение реальности происходящего. В какой-то момент решил рискнуть и сделать для истории хотя бы один кадр. Незаметно достал объектив своей камеры и, не прицеливаясь, (как она висела у меня на пузе), сделал 2 кадра наугад. Вспышки не было, а щелчка затвора не было слышно из-за царившего вокруг шума. Убрал камеру назад в сумку. И минут через 10 после этого ко мне подошел один из монахов и попросил мою камеру. Полистав отснятые кадры, попросил удалить последние два, либо он сломает карту целиком. Решил, что удалю, а по возвращении домой восстановлю их. Удивило меня два момента: КАК он заметил? причем, почему-то подошел не сразу, а минут через 10. И второе — восстановить те два кадра так и не удалось, хотя и до этого, и после восстанавливал данные с мобильных носителей.

Для полноты картины представляю вашему вниманию несколько кадров,сделанных не мною, внутри дуганов. Фотки взяты из открытых источников в интернете.

Внутри одного из дуганов Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013 Внутри одного из дуганов Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013
Внутри одного из дуганов Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013 Внутри одного из дуганов Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013 Внутри одного из дуганов Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013

На выходе из дацана (или на входе для тех, кто только пришел), как в любом из туристических мест, целая ярмарка сувениров. Чего тут только нет. Музыкальные инструменты бурятской (или буддистской) культуры, статуэтки Будды, конечно же, разные статуэтки — обереги. Вобщем, без сувенира не уйдете.
Прогулялся немного за территорией дацана, пока не подоспел транспорт до Иволгинска. А из Иволгинска поехал назад в Улан-Удэ.

Около Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013 В окрестностях Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013 В окрестностях Иволгинского дацана. Республика Бурятия, 2013 По дороге из Иволгинска до Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Улан-Удэ
В город въезжали с той стороны, где всех гостей города встречает «Мать Бурятия». При выезде сфоткать не удалось, а вот на обратном пути — получилось. Скульптура Мать Бурятия (Гостеприимная Бурятия) — самый высокий памятник Улан-Удэ. Памятник встречает гостей города, двигающихся в центр Улан-Удэ со стороны аэропорта. Это делает ее бурятским вариантом Статуи Свободы, которая встречает гостей Нью-Йорка. Бронзовая фигура женщины с традиционным бурятским хадаком в руках.

Статуя Мать-Бурятия. Улан-Удэ, 2013

А когда проезжали недалеко от центральной площади — соскочил с транспорта и пошел гулять по уже хоженым мною тропам вокруг головы В.И.Ленина. Город уже окончательно проснулся, на площади было многолюдно, жизнь кипела в столице. Хоть погода была не самая солнечная, но город производил очень приятное впечатление. Чистый, ухоженный, красивый, с местным колоритом.

Площадь Советов. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год Площадь Советов. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год
Ленин смотрит строгим взглядом. Улан-Удэ. Республика Бурятия,  2013 Самая большая в мире голова. Памятник в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В.И.Ленин. Памятник в Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Кроме площади Советов в центре города привлекает внимание здание оперного театра и Театральная площадь, а чуть ниже — здание, возле которого развевает флаг Монголии — видимо, консульство. Если спуститься ниже — по улице Ленина, то можно выйти на ее пешеходную часть. Улан-Удинский Арбат. Прогуливаясь по нему, обнаружил дом-музей А.П.Чехова и вспомнил, что он тоже в свое время совершал путешествие на Дальний Восток. И, будучи в Верхнеудинске, останавливался в этом доме. В 1890 году уже завоевавший всероссийскую славу Антон Павлович Чехов предпринял беспримерное для своего времени путешествие — через всю Россию — на «каторжный» остров Сахалин. В апреле 1890 года больной туберкулёзом русский врач и писатель отправился в далёкий путь. Антон Павлович должен был проехать 4000 верст в продолжение 25-30 дней. Писатель хотел противопоставить официальной точке зрения на сахалинскую действительность всестороннее, объективное ее исследование; нарисовать правдивую, основанную на точных фактах, картину русской каторги; пробудить в обществе внимание к «месту невыносимых страданий»….

Результатом этой поездки стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию. Современники отмечали, что по содержанию, мастерству, гуманистической направленности, эмоциональной сдержанности, сжатости языка эти «превосходные очерки» являются бесспорно классическим произведением. «Если бы господин Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы», — так оценивали газеты «Остров Сахалин». А вскоре произошло довольно редкое для России событие: после выхода книги из печати и ее широкого общественного резонанса правительство было вынуждено реформировать законодательство о содержании каторжан и ссыльных. Ужасающая правда, которую рассказал писатель, взволновала читателей не только в России, но и за границей. По всей России был проведен сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено командировать на Сахалин комиссию, чтобы проверить данные, сообщенные Чеховым. Следствием этого явилось улучшение жизни ссыльных, были отменены и телесные наказания.1

С наследием Антона Павловича Чехова и его путешествием мы еще пересечемся — практически в самом конце нашего пути. И в конце пути самого писателя. На Сахалине. Пока же осмотрел дом-музей, он же музей истории города (внутрь не пошел) и пошел дальше вниз по улице. Уперся в площадь Революции, на которой находится Гостиный двор города Улан-Удэ, памятник борцам за коммунизм и Центральный универмаг. Гостиный двор (Гостинодворские ряды) является одним из самых значительных архитектурных и исторических памятников Улан-Удэ. Гостиный двор выполнен в стиле классицизма и построен на средства купцов. Универмаг мне оказался нужнее всего, т.к. как раз там и закончилась карта-носитель на моем фотоаппарате. Не рассчитывал я, что мне ее не хватит до конца похода. Непредвиденные траты, ну что ж, не без этого.

Бурятский театр оперы и балета. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Арка на театральной площади. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Бурятский театр оперы и балета. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Урны в два ряда. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
Консульство Монголии. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Пешеходная улица. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Антон Павлович Чехов в Верхнеудинске. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
Краеведческий музей. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 У автостанции, с которой уезжал в Иволгинск. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Памятник борцам за Советскую власть. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Площадь Революции. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Прогуливаясь по пешеходной улице, внезапно вышел к той станции, где утром ждал автобуса в Иволгинск. Как-то я кругами добирался до нее. Если б знал — то от площади Советов просто пошел бы вниз по улице Ленина и пришел бы туда. И не пришлось бы сначала ехать на маршрутке, потом плутать по частному сектору города.

Теперь, после осмотра центра города, осталось осмотреть еще одну важную достопримечательность города — Этнографический музей под открытым небом. Этнографический музей народов Забайкалья расположен в поселке Верхняя Берёзовка — в 8 км от Улан-Удэ. Этнографический музей народов Забайкалья является крупнейшим музеем под открытым небом в России. Музей занимает территорию площадью 37 гектаров. В музее собрано более 40 архитектурных памятников. В музейных фондах хранится свыше 11 тысяч экспонатов. Территория музея разделена на несколько комплексов: археологический, эвенкийский, бурятские Предбайкальский и Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской. Экспозиция каждого комплекса представлена в виде характерного для поселений прошлого века усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и т. д. В музее можно увидеть традиционные для Забайкалья жилища — чумы эвенков, войлочные юрты бурят. Старообрядческий комплекс состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в XVIII веке. Воссоздана типичная улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века. Комплекс состоит из дома зажиточного крестьянина со всеми надворными застройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца. В небольшом удалении расположена старообрядческая часовня. Доехать до музея можно на автобусе прямо от центральной площади города. Правда, ехать далеко. Помня об этом, я поинтересовался у одной из пассажирок автобуса «Подскажите пожалуйста, а сколько примерно остановок до Этнографического музея?». на что получил весьма странный ответ: «Остановок 10-15, если не 30». Какой точный ответ — подумал я. И про себя себя отметил «Надо запомнить систему счета по-Улан-Удински. Когда +/- 10 это в пределах статистической погрешности.»

Однако, мимо музея не проехал. Трудно проехать мимо «государства в государстве». Длинный забор, большая вывеска. Гулять по этому музею можно часами. Тут вам и быт народов Забайкалья, и архитектура, и религиозные строения, и даже кусок зоопарка — внезапно оказались там… верблюды! К слову сказать, в Бурятии и Иркутске один из центров старообрядческой церкви. Хотел побольше узнать про обычаи их последователей, при возможности — пообщаться с ними. Но Вова сказал мне, что они весьма скрытны и неохотно идут на контакт, так что, пообщаться с ними не так просто. Здесь же, в Этнографическом музее Улан-Удэ можно было хотя бы немного ознакомиться с их бытом. Там даже есть староверческая церковь!
Думаю, излишне описывать все то, что там можно посмотреть. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Поэтому ниже приведена выборка экспонатов из того музея.

Этнографический музей народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Никольская православная церковь. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Дом уездного доктора. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Доходный дом. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Карта-схема. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Верблюды в стойле. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Верблюды - домашние животные. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Часовня беспоповцев. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Ворота усадьбы зажиточного старообрядца. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
В этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Еще один дацан расположен непосредственно в городе Улан-Удэ. Называется он Ринпоче-багша. Открыт в Улан-Удэ в местности Лысая гора в 2004 году. Монастырь построен с благословения Его Святейшества Далай-ламы, с которым досточтимый Ело Ринпоче обсуждал идею его создания на аудиенции в 1999 году. В дацане установлена самая большая в России бронзовая, покрытая сусальным золотом, шестиметровая статуя Будды Шакьямуни. Находится он по адресу ул. Стрелецкая, д.1. Там же находится смотровая площадка на высоте 888 метров над уровнем моря, откуда открывается прекрасный вид на столицу Бурятии и реку Селенга. Однако, я в тот день туда не попал, т.к. это было на противоположной окраине города, а времени у меня оставалось все меньше. В планах же было еще отведать блюдо бурятской кухни и прогуляться немного по городу. Поэтому я соскочил с автобуса по ходу его следования у дацана Хамбыр Хурз. Он не такой большой, но и там есть несколько дуганов. И оттуда открывается вид на город и окрестности. Там я заметил, что около дугана стоят такие барабаны, которые имеют ручки для вращения, и все посетители дацана, проходя мимо барабанов, вращают их. Спросил у монаха, что это за барабан и зачем их вращают? Это молитвенные Барабаны «Хурдэ» — полые цилиндры с нанесенными на них молитвами. Поэтому вращая барабан, посетители, соответственно, возносят молитву. Будда понимает древнетибетский язык, а из живущих людей его уже мало кто знает. Поэтому процесс как бы механизирован. Вот так просто. Еще принято класть у барабана мелкие монетки. Это отголосок старых, языческих и шаманских ритуалов.

Дацан Хамбын Хурз, Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Дацан Хамбын Хурз, Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Дацан Хамбын Хурз, Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
Дацан Хамбын Хурз, Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Дацан Хамбын Хурз, Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Вид на город и окрестности отсюда хоть и открывается, но он так себе тут.

Вид на окрестности города Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 Вид на окрестности города Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Побродив вокруг дацана, вернулся вновь к дороге, ведущей к центру города. Там дождался автобуса и помчался назад, ближе к центру города, в уже знакомые мне места. В автобусе встретил двух пьяных бурят. Действительно, зрелище неприятное. Я пьяных вообще не жалую, но тут до такой степени опьянения, что слов нет. Вспомнил слова своих попутчиц до Ангарска о том, как могут пить буряты. Не хочу навести тень на всех представителей этого народа. Но только на пьющих. И не только бурят. Люди! Не бухайте!

Когда в окнах автобуса стали показывать знакомые мне дома и я понял, что нахожусь в шаговой доступности от центра города и от ЖД-вокзала, соскочил с автобуса и пошел прогулочным шагом. Подо мной простирался проспект 50-летия Октября. Ориентиром же для меня был памятник «Воинам Бурятии», который я заприметил еще по пути в музей. Тогда я еще не знал, что это за памятник, но решил, что на обратном пути посмотрю его и от него же прогуляюсь.

Памятник воинам Бурятии. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год

От этого памятника вдоль проспекта просматривался город вплоть до ЖД-переезда. А за ним, я знал — центральная площадь. Время до поезда еще было, потому торопиться было не куда, а вот поесть не мешало бы. Для себя я определил, что в Бурятии буду етьс исключительно поззы (они же — буззы). Это бурятские манты такие. Поэтому, топча проспект 50-летия Октября, не забывал глазами выискивать вывеску, которая бы могла послужить намеком на те самые поззы. Вывеска «Обжорка» намекала на них более чем прозрачно. Ноги сами понесли меня к дому номер 32, на котором красовалась эта вывеска. Заведение было непритязательным. Но и не это было для меня главным. Лишь бы были поззы. А они там были! И оказались очень вкусными! Из настоящего мяса. Нажористые! С одной порции объелся. Правда, возможно, за время моего похода желудок у меня стал размером не больше напёрстка. Поэтому и поззы находились в нем под давлением в 8 атмосфер. Не знаю, как сейчас антураж этого заведения, но тогда, в 2013м году, мне показалось, что я попал назад в СССР. Простенько, скромно. Искусственные цветочки в самодельных вазочках из пластиковых бутылок на столах намекают на уют. И настоящее мясо! Цены тоже по-советски порадовали.

Жизнь заиграла новыми красками после того, как подкрепился. На проспекте в мою память врезались розовые дома с затейливым узором на балконах. Думаю, это местный колорит.

На проспекте 50-летия Октября. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013
На проспекте 50-летия Октября. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 На проспекте 50-летия Октября. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013

Пока еще оставалось время — решил прогуляться до памятника, мимо которого проезжал по пути в Иволгинский дацан и обратно. Да и просто хотелось прогуляться по городу, прочувствовать его ритм, хоть чуть-чуть, но ощутить себя причастным к этому городу. Вот и снова площадь Советов. Голова там же, никуда не делась. Только на этот раз я от нее пошел не налево, а направо. Там, где улица Ленина пересекается с улицей Сухе-Батора, образуя нулевой километр бурятских дорог. Далее — по улице Сухэ-Батора до улиц, названной именем простого русского парня Смолина. Она-то, если идти по ней направо, и выведет к Юности Бурятии.

Оттуда уже, дав кругаля, через железнодорожный пешеходный мост (с которого посмотрел окрестности) вышел к ЖД-вокзалу. От него прогулялся в другую сторону. Там кроме колоритных домов с драконами на фасаде ничего интересного не обнаружил.

Зоркий взгляд вождя мирового пролетариата. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год Юность Бурятии. На коне. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год
Современная архитектура. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год Кусок города и горы за ним. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год
Жилые массивы. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год Колоритные восточные дома. Улан-Удэ. Республика Бурятия, 2013 год

За все время моего пребывания в Улан-Удэ так и не встретил магазинчика, где бы можно было прикупить сувенирный магнит. Без него из города решил не уезжать. Выручил торговый центр Сагаан-Морин. Если б не он — глядишь, жил бы я сейчас в Улан-Удэ (и без магнита). Причем, нашелся именно такой, какой хотел — с головой Ленина.

Следует отметить, что чем дальше на восток — тем сильнее уже ощущалось азиатское дыхание. Скажем, в Новосибирске у меня совершенно не было ощущения того, что я в Азмии. В Кемерово — то же самое. А тут уже и названия улиц, и вывески разные, да и машин праворуких становилось все больше. Вообще, Забайкалье, по моему мнению, уже существенно отличается от привычной нам европейской России. И природа, и города, и люди. И жизнь как-то по-другому протекает, мне показалось.

Время неумолимо шло вперед. Бурятию накрывал вечер. А это значит, что мне пора садиться в поезд, где мне предстоит ближайшие 11 часов по пути до следующего пункта посещения — Читы. При посадке в вагон заметил интересного пассажира. Не в далеке от вагона он устанавливал на штатив свою камеру, затем сфокусировал ее на очередь из пассажиров, проходящих на посадку. После чего уверенной походкой пошел к ним же и, отстояв очередь, протянул проводнику свои документы и билет. После проверки поднялся в тамбур, нырнул в вагон и тут же вышел назад. Спустился на перрон, собрал камеру, занес ее в вагон, там поставил ее в один из проемов, направив объектив в проход. Прошел к своему месту, разложил багаж, вернулся за камерой и окончательно ее свернул. «Вот так снимается кино одного актера» — подумал я. Видимо, тоже поход через всю Россию. Но если у меня в качестве документирующих артефактов — фотки плюс заметки, то здесь уровень повыше!

Как стемнело — завалился спать. Утром меня ждала Чита.



1. Взято отсюда https://otvet.mail.ru/question/24635279

Какие из описанных городов Дальневосточной Кругосветки Вы бы хотели посетить?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

Свежие комментарии
    Прочее

    Поддержите проект: Краткометражный фильм "Знаки"

    Рубрики