Первомай-2013. День 3. Нерехта. Иваново. Нижний Новгород
Нерехта
Иваново
Нижний Новгород
Нерехта
До этой поездки я и не подозревал о существовании этого города. А тут надо было перехватить где-то поезд на Иваново. Городок выручил. Через него идет поезд из Кирова, а также поезд “Петербург – Самара” (которым ездил неоднократно прежде в обе стороны). Прибытие было ранним. Но выспаться успел, т.к. из Кирова уезжал накануне не так поздно. Поэтому ко времени, когда надо было сходить, я уже был бодр и весел. Пересадка у меня тут была – два часа. Изначально хотел просидеть это время на вокзале, переждать. Полагая “Ну что можно смотреть в какой-то Нерехте? что тут может быть такого?” Но зал ожидания показался мне куда более скучным местом пребывания. А два часа для такого городка – рассудил я, – не так уж и мало. Уж дойти до центра можно и осмотреть центральные улицы.
Единственное слово, которое вертится на языке, прогуливаясь по Нерехте – “старина”. Все здесь пропитано ею.
Особый кайф был в том, что на улице было раннее утро. Ранняя прохлада бодрила. А на улицах стояла такая тишина, что в ушах звенело. Недалеко от вокзала (если идти влево) увидел схему города, по которой примерно наметил себе маршрут прогулки. Там же на схеме была приписка “Нерехта – музей под открытым небом”. “Смелое заявление” – подумалось мне. Из городов-музеев вспомнились Питер, Львов, Гродно. Вот уж действительно – зрелищные города. Колоритные.
Интересно, что нам сможет предложить Нерехта.
Сначала городок удивил тумбой для объявлений и афиш. Таких тыщу лет уже нигде не видел. Школа советской постройки и частный деревянный дом. Даже не дом, а, скорее, особняк. Разваливающийся, правда, но видно, что некогда был добротным и принадлежал зажиточной семье.
Пока же городок напоминал больше не музей, а антикварную лавку.
А вдали виднелись купола и кресты церкви. Ориентир был определен. По пути попалось зеленое здание интересной постройки. Если верить вывеске, то это был краеведческий музей города Нерехты. Но если верить и другой табличке тоже, то ровно в этом же здании в годы Великой Отечественнной войны располагался штаб госпиталя Белорусского фронта. Это к вопросу о временнЫх эпохах, которые представляют нам “экспонаты” антикварного музея под открытым небом.
А дальше, за музеем в музее, виднелись церкви. Причем, было их достаточно много, на мой взгляд. Вообще же в этом городке очень много церквей. При всей его компактности. Пожалуй, лидер по показателю православия на квадратный километр. При этом, обратил внимание – церкви в довольно обшарпанном состоянии. Значит, это не новодел. В советское время их построить не могли (а разрушить – могли. Но не разрушили – что является еще одной загадкой). Значит, возведены они были еще до советской власти. В 1897м году население города составляло 3 500 человек. 3 с половиной тысячи. А церквей я насчитал около десятка – это только те, что попали в поле моего зрения. На фоне старинных же домов.
Наконец-то, разыскал центральную площадь города. То, что это она и есть, мне подсказали два экспоната – Елка и Ленин. Думаю, Елка – это на случай Нового года, а Ленин – на все оставшиеся случаи жизни.
Даже и тут виднелись купола церквей. Это говорит либо о том, что городок небольшой, либо о том, что церкви видны отовсюду.
Самым интересным экспонатом оказался самый последний из увиденных мною. Летопись города. Она большими буквами гласила, что город основан в 1214м году. Видимо, в том же году была установлена и эта информационная композиция.
Пришла пора двигать на вокзал, где меня ждал поезд до Иваново. Ехать было всего пару часов. Потому расположился у окна на нижней боковушке.
Эпиграф
– А что, папаша, невесты в вашем городе есть?
– Кому и кобыла невеста… .
– Больше вопросов не имею!
(с) 12 стульев
Иваново
Иваново. Город невест. Всегда так было и всегда так будет.
Еще подъезжая к городу (от самой Нерехты) познакомился в поезде с попутчицей, ехавшей из Питера на майские праздники навестить родителей на своей малой родине – в Иваново. С ней мы в городе еще проехали несколько кварталов на троллейбусе и судьба-злодейка нас развела. Но ведь я и не на рынок невест ехал туда, а так… город посмотреть.
К слову сказать, в Иваново я уже бывал. Причем, ровно столько же раз, сколько и в Нижнем (до той поездки). Один и тот же поезд проносил меня мимо обоих этих городов, позволяя выйти лишь на привокзальную площадь в лучшем случае. Самое яркое впечатление до того дня от этого города среди меня оставила железная голова, смотрящая в вокзал с привокзальной площади. В один из приездов (проездов) была еще куча цыган, но цыгане ушли, а голова осталась. Да, впрочем, что я все говорю… Вот она.
Это символ подвига молодых революционеров. Почему именно они и почему именно в Иваново – я тогда еще не знал. Узнал позже. И вам расскажу. А вот и вокзал, в который смотрит голова.
Однако, после целенаправленной поездки в Иваново, ассоциироваться этот город у меня окончательно стал с Введенским монастырем.
При посещении Иваново я не составлял ни маршрута, ни плана посещения. Решил просто гулять по городу, пытаясь его почувствовать, ощутить ритм его жизни, начать ориентироваться в городе (как это бывало в некоторых городах, когда я прохожим на улице даже указывал дорогу, как пройти, например, куда-то). Помогла мне в этом в самом начале моя попутчица. Мы с ней сели в троллейбус, который подходил нам обоим. Она ехала до своей остановки, а я – до автовокзала. В моих планах было взять билет на Чебоксары на самый поздний автобус. Ну, раз самый поздний, то спешить было некуда и я, разинув рот, начал изучать город. По Шереметьевскому проспекту пошел в направлении реки Уводь, на которой и раскинулся Иваново. Гулял до тех пор, пока не встретится что-нибудь отличное от обычных жилых домов. Первым таким объектом (после Введенского монастыря) стал кинотеатр Современник. Рядом с ним – мемориал Героев Советского Союза, а через дорогу – Герои тыла и фронта.
Иваново – город относительно молодой. Застраивался уже преимущественно в ХХ веке. Однако, первое кирпичное здание города было построено в конце XVII века и дожило до наших дней. Но, не смотря на это, застройка города в основном современная, либо советского периода индустриализации. Поэтому из примечательных зданий и памятников архитектуры там – церкви и технологичные здания. А еще Иваново – город студентов. Много образовательных учреждений в городе. Правда, про это я знал и прежде. Как-то, когда я еще учился в школе, у нас проводился вечер встречи выпускников и мы-старшеклассники, пришли на него тоже. Так вот некоторые ребята учились в Иваново. И рассказывали, что много студентов в городе. И тогда уже (в 1997м году) рассказывали про “Дискотеку Авария” – дескать, ивановские ребята. выступают на дискотеках и местных праздниках. А спустя пару лет про них узнала вся страна.
Прогуливаясь по улицам города, видел один забавный плакат. Реклама чего-то. Кажется, фиттнеса какого-то. Большой, профессиональный. А на нем большими буквами написано: “Лена, извини, но у Ани фигура лучше”. Вот это – я понимаю, здоровая конкуренция в городе невест! Всем в Иваново – на перевоспитание! Нашел в сети аналогичную рекламу, но из другого города
Хоть фотка не из Иваново, но в городе невест такая реклама как нельзя кстати пришлась!
Вот так, с шутками/прибаутками, хиханьками и хаханьками дошел до автовокзала. И тут меня настиг нежданчик. Мой рейс на Чебоксары в тот день отменили. И транзитных не было. В такие моменты и выручает география + логика. После обеда был рейс на Нижний Новгород. А Нижний – это самый большой город в окрестностях Иваново (не считая Москвы, конечно, но она в другой стороне). Из Нижнего вариантов уехать явно больше. В любом направлении, думаю. Главное – успеть, пока весь транспорт не разъехался. Находясь в Иваново, на автобус из Нижнего билет не укупишь, да и расписание знать надо. А вот на поезд – запросто. Поэтому вернулся в желтый дом (на вокзал). А по пути перебирал варианты – как можно доехать до Чебоксар. Почему-то закралась ко мне мысль, что поезда туда не ходят. Как-то ни разу я не слышал ни от кого, чтоб поездом ехали в Чебоксары. Да и про ЖД-станцию такую не слыхал. Но точно знал, что в Чувашии крупный железнодорожный узел – это Канаш. И он же, по-моему, второй по величине город республики. А исходя из своего опыта, полагаю, автобусное сообщение между двумя важными городами региона должно быть регулярным. А через ЖД-станцию Канаш проходит несколько поездов в сутки. На вокзале я убедился, что есть поезд, проходящий через Нижний и через Канаш. Москва – Казань. Я на нем регулярно гонял, будучи ребенком. Пазл сложился. После обеда еду автобусом до Нижнего. Вечером из Нижнего поездом до Канаша, а оттуда рано утром в Чебоксары.
Теперь можно было смело гулять дальше. Т.к. Шереметьевский проспект был мною уже хожен, то в этот раз пошел в город по проспекту Ленина.
В каждом городе – свои герои. Живя в каком-то городе, их имена у тебя на слуху и про особо именитых личностей без труда может рассказать любой житель города. Но, приезжая в другой город, сталкиваешься с новыми для себя именами. Вот и в Иваново я открыл для себя имя Якова Горелина. Промышленник и меценат. Инициатор образования города Иваново-Вознесенска. Я даже не знал до того дня, что Иваново раньше назывался Иваново-Вознесенск. А, оказывается, “вон оно че, Михалыч!”.
Еще одно откровение меня поджидало метрах в 700 дальше по курсу. Оказывается, Иваново (тогда еще Иваново-Вознесенск) стоял у истоков революции. Я-то думал, что революция делалась исключительно в Питере. А тут сам вождь мирового пролетариата признал роль пролетариата Иваново-Вознесенска в деле революции. Оказывается, в 1905 году ткачи Петрограда, Москвы и Ивановские подняли восстание, которое переросло в первую революцию.
Далее праздно шатаясь по городу и пиная гамно, осматривал все, что попадется на глаза. А на глаза попадались различной степени красоты здания и памятники. Самое интересное оставил на десерт.
Закончить свое знакомство с городом невест и революционеров (как оказалось) решил в Арт-сквере. Место симпатичное, позитивное. Да еще и солнышко вышло – веселее стало. Только вот не мог найти Щудровскую палатку – первое каменное здание города. Спросил у прохожего – и, оказалось, что она буквально за этим сквером. Ходил вокруг да около.
Теперь меня ждал автовокзал и дорога в Нижний. Как раз время подходило к отправлению автобуса. Но нежданчики продолжали меня преследовать. Тот рейс, на который у меня был взят билет, отменили. В Справочном сказали: “поедете на следующем рейсе. Все уедете. Не переживайте”. Так-то, у меня некоторый запас времени был до отправления поезда, поэтому особо не переживал. Наконец, подали наш Пепелац. Уточнил у водителя, доедем ли мы к 20ти часам в Нижний? Получив утвердительный ответ, окончательно успокоился прикинулся мячиком и закатился под сиденье и занял свое место у окна. При выезде из города заехали в какой-то огромный магазин, в котором лишь ткани, ткани, ткани. Все-таки, текстильный край. Желающие затарились тканями.
Ехали каким-то путанным маршрутом. Там, где указатель на Нижний указывал направо – мы поворачивали налево. Делали круги, заезжали в какие-то небольшие городки. Проехали через городок Палех. Тот самый, который положил начало народному промыслу, ставшему одной из визитных карточек нашей страны. Накануне побывал на родине дымковской игрушки, теперь вот – Палех.
Чем дальше ехали, тем прирастало мое волнение. Сверяя часы и километраж на указателях, начал подозревать, что могу не успеть к поезду.
Нижний Новгород
И вот, наконец-то, плотина Нижегородской ГЭС прозрачно намекнула, что Нижний уже не за горами. Но и времени оставалось все меньше. Заволжье. Это я знаю. Это рядом с Нижним уже. Но мы тут остановились и стоим, стоим. Воспользовавшись случаем, подошел к водителю и спросил:
– а мы в котором часу приедем в Нижний?
– в 20:00
– прямо на автовокзал?
– нет, на окраину города, а оттуда еще минут 20 – и на автовокзал приедем. Стоп! а ты на поезд чтоли?
– да
– на Казанский?
– да
– Блин! а что ж ты молчишь? мне обычно пассажиры еще в Иваново говорят, что они едут к поезду и тогда я еду быстрее, чтоб они успели на поезд
– кто ж знал? я вообще брал билет на предыдущий рейс. А на этом рейсе сказали, что в 20:00 прибытие и я благополучно успеваю.
“Так, садимся по местам. Живее, живее!” – это водитель уже пассажирам закричал.
“А ты давай вперед – ко мне садись” – это уже мне.
И погнали мы дальше. Причем, существенно быстрее, чем ехали до этого.
Из автовокзалов в Нижнем я знал только площадь Лядова, на которую приезжал из Самары. Водитель же сказал, что сейчас мы приедем на автовокзал. Который буквально в 100 метрах от ЖД-вокзала. И подбадривал меня “не боись! успеем!”. В городе, выехав уже на проспект, мчал, словно с мигалкой. Один раз даже на красный проскочили, когда оставалось минут 5 до отправления поезда и километра два до вокзала.
В итоге примчали за пару минут до отправления. Через какую-то дырку в заборе я сквозанул сразу на перрон, где уже стучал копытами поезд, который должен был везти меня в Канаш.
Но случилось непредвиденное. В вагон вошел наряд милиции и стали вязать одного из пассажиров. Как оказалось, проводник сообщил о пьянстве в вагоне, вот в Нижнем пассажира и снимали с поезда. Действо заняло еще минут 10, в течение которых поезд еще стоял. Так что, если бы мы даже переждали красный свет на перекрестке – этот выпивший товарищ не дал бы мне опоздать. В итоге мы поехали без него. Зато со мной.
Мораль: пьянству – бой! Да здравствует алкоголизм!
Еще больше интересной информации здесь:
“ПУТЕШЕСТВИЯ ~ Капитан Козлов” в Яндекс.Дзен:
Любопытные факты о городах и странах, в которых я побывал:
https://dzen.ru/captain_kozlov
Рекомендую посетить сайт нашего совместного проекта с моей женой, психологом Натальей Козловой “Школа Счастливых Отношений“: