(Input html or adsense code here)

Южный Урал. День 1. Магнитогорск.

Форум по Челябинской области

Эпиграф
От границы мы Землю вертели назад –
Было дело, сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
В.С.Высоцкий

Магнитогорск
Париж
Магнитогорск

Самара.
Билетов из Самары до Магнитогорска не было. Но это не беда. Взял билет “Самара-Уфа” и “Уфа-Магнитогорск”. На один и тот же поезд. Причем, до Уфы ехал на нижней боковушке, а в Уфе пересел в сидячий вагон. Ну и ладно. Лишь бы ехать (помним поездку в общем вагоне до Минска зимой?). Багажа у меня с собой не было. Паспорт, фотик и кошелек. Этого было достаточно на 4 дня. Поезд на Урал отходил днем. А с соседнего пути отправлялся поезд с Урала в Москву. На том поезде друг мой ехал в столицу, а оттуда до Минска. Кататься на велике. Ехал с великом. И тоже в сидячем вагоне. До самой Москвы. Товарищ тоже легкий на подъем и к условиям неприхотлив. Но только песня не о нем, а о любви Но пост не о нем, а об Южном Урале. Дуг мой еще мелькнет в одном эпизоде по ходу повествования.
Так получилось, что на поезд я торопился, потому не поел и с собой ничего не взял. А взял только книгу почитать. Собственно, нижнее боковое место к этому очень даже располагало. С некоторых пор мне нравятся именно боковые места. С них не торчат ноги в проходе. Нижнее можно сложить и просто сидеть за столом, читать. Попутчика напротив меня не было. Потому вытянул ноги и погрузился в чтение. Иногда отвлекаясь за окно, т.к. проезжал новые для себя места. В ту сторону я еще не ездил. Порой подкатывало чувство голода, но решил для себя, что поем что-нибудь придорожного (какие-нибудь пирожки, купленные с платформы у бабок). Но больших остановок не было. Так и проехал до самой Уфы. В Уфе мне нужно было сменить вагон (плацкарт поменять на сидячий). Ну и время позволяло перекусить – поезд стоял минут 40. Как раз дочитал книгу и отдал ее выходящему из вагона студенту (не привык выкидывать книги, предпочитаю дарить их после прочтения). Парень очень обрадовался. Сказал, что из каждой поездки привозит книги, а в этой не было. И вот теперь все встало на свои места неожиданно.
В городе трех шурупов я и перекусил привокзальной едой, перешел в свой вагон с деревянными скамейками и приготовился продолжить свое путешествие на восток. Т.к время было уже позднее, то свет был приглушен, то не оставалось ничего другого кроме как поспать или подремать. Ехать оставалось еще часов 6-7. От друга пришла СМСка “Таких дураков, как я, в вагоне больше нету. Сменилось уже несколько поколений пассажиров. Один только я еду от самой Самары в сидячем вагоне. И еще ехать всю ночь”. Я тоже, получается, ехал сидя на жопе всю дорогу – 13-14 часов. На этом и провалился в какое-то полусонное состояние. Полусонное – потому, что слышал возню пассажиров, стук колес, разговоры… Кажется, это называется “сон сторожевого пса”. Проводник оказался суровым дядькой наверно, с Урала. По прибытии в Магнитогорск резку включил свет и прокричал: “Магнитогорск! Выходим!”. Разве что собак не спустил. Да, это вам не бизнес-класс.
Как бы то ни было – я был на месте. А это самое главное.


Магнитогорск.
На выходе из вокзала в город меня встречал… металлург. Ну кто еще может встречать в Магнитогорске? Он там всех встречает уже много лет. История его скитаний довольно интересна, а география – обширна.

Собственно. Магнитогорск. Для тех, кто сомневается. Магнитогорск Таким меня встретил Магнитогорск
Сталевар на привокзальной площади Магнитогорска На фоне сталевара. Он лицо просил не фоткать. Магнитогорск Сталевар. Вид снизу. Магнитогорск ЖД-вокзал города Магнитогорска

Моя же география скитаний вокруг Магнитогорска была не так обширна, но тем не менее. Первым делом нужно было добраться в… Париж! Да-да, вы не ослышались, а я не тронулся умом. И добраться из Магнитогорска до Парижа можно на… маршрутке. Собственно, не откладывая в долгий ящик, разыскал автовокзал (благо что он там по соседству с железнодорожным) и, лавируя между автобусами на стоянке, метнулся в направлении касс. И вовремя. Т.к. ближайший из двух рейсов на Париж отправлялся буквально через 10 минут. Купил билет и нашел свою маршрутку. Странное ощущение было у меня – сижу с билетом в Париж в кармане.


Париж.

Дальше Парижа - нет Париж. Французская АССР. Сена обмелела Капитан Козлов в Париже До Парижу - 1 км
Где-то в окрестностях Парижа Эйфелева башня Крыши Парижа Эйфелева башня и французское подворье.Париж
Эйфелева башня и французское подворье. Париж

В воздухе пахло весной. Едва уловимый запах кофе и круассанов доносился из ближайших домов, где-то вдалеке играла шарманка. Так вот этого всего я не наблюдал. Решил, что люди, которые гоняют в Париж – сговорились и брешут одно и то же тем, кто ни разу там не бывал. В общем, с одной стороны, Париж меня не порадовал. С другой стороны – тоже. Прогуляться до центра времени у меня не было. Т.к. маршрутка в Магнитогорск отправлялась буквально через 5-10 минут. А следующая была в 17:20. Торчать весь день в Париже в мои планы не входило что-то подсказывало мне, что Лувр сегодня был закрыт (да и Эйфелева башня не такая уж и высокая). Потому прогулялся по окрестностям в направлении центра (а на ходу запрыгну в маршрутку в обратном направлении). На одном из окрестных домов крыли матом крышу трое мужиков. Почему-то в тулупах. “Серж, Николя и Мишель” – подумал я. А вслух крикнул им: “Бонжур, ёпта!” и махнул рукой. В ответ мне тоже помахали и заулыбались. “Какой приветливый народ эти французы” – подумал я. Больше ничего подумать не успел, т.к. из-за поворота уже выкатывал мой шанс вернуться в суровую российскую реальность из этого уголка Франции (как ни прискорбно было это осознавать).

На самом деле, на Урале есть несколько населенных пунктов, носящих названия крупных европейских городов. Например, Берлин, Париж, Лейпциг, Варна, Варшавка и еще несколько. История этих деревень такова, что во время Отечественной войны 1812 года по мере освобождения этих европейских городов от армии Наполеона уральские казаки основывали станицы на Урале с названиями этих городов. А, к слову говоря, первыми в осажденный Париж ворвались башкирские стрелки!

Еще один парадокс заключается в том, что Париж находится уже за Уралом (рекой). Соответственно, в Азии. Таким образом, первый населенный пункт, который я посетил в Азии – это Париж! Галоперидол отставить.


Магнитогорск.
По дороге до Магнитогорска увидел большую, огромную гору. А верх у нее ровно аккуратно срезан. Спросил у водителя – как же так ровно срезали гору-то? На что он мне сказал, что это гора отработанного шлама, который сгружали сюда многие годы. А вовсе не та самая гора Магнитная, которая поставляет сырье для комбината. К тому же, гору-то всю уже переработали и комбинат давно работает на привозной руде. Подумалось “это ж сколько было переработано руды, что ТАКОЕ количество шлама?!”

Гора отработанного шлама в окрестностях Магнитогорска

Так, за размышлениями въехал в Магнитогорск. Второй раз за день. Но на этот раз с восточной стороны. И это бросалось в глаза. Основная особенность города – это то, что он расположен на реке Урал. А эта река, кто не помнит, является границей между Европой и Азией. Соответственно, часть города находится в Европе, а часть – в Азии. Так вот, европейская часть города сильно отличается от азиатской. Европейская часть очень напоминает Тольятти. Широкие проспекты, панельные многоэтажные дома, оживленное движение. А в азиатской части города расположен сам комбинат и частный сектор. Причем, тот частный сектор, который я видел, больше напоминает какое-то гетто. Маргинальные личности, покосившиеся дома старинной постройки (деревянные, либо оштукатуренные двухэтажные дома барачного типа). Я даже фоткать их не стал, чтобы не смазывали впечатление о городе. Тем не менее, в память врезались. Но об этом позже.

Въезд в Магнитогорск со стороны Парижа Магнитогорск из окна маршрутки Первое знакомство с Магнитогорским Металлургическим Комбинатом Въезд в европейскую часть Магнитогорска.  Ворота в Европу. Проспект Металлургов.

Выйдя на одной из остановок общественного транспорта, отправился гулять по городу. Для себя я наметил несколько достопримечательностей, которые хотел посмотреть. И панораму комбината, города и окрестностей. Первым по счету (но не по значимости) был – храм, стоящий на берегу Урала (Храм Вознесения Господня). К нему и направился. А напротив него – еще одна достопримечательность. Домашняя арена местного хоккейного клуба – “Металлург”. По иронии судьбы именно там через несколько дней готовилось выступление Scorpions в рамках их прощального тура. Причем, в Самару они не заехали, а вот в Магнитогорск – пожалуйста.

Один из проспектов Магнитогорска Храм Вознесения Господня. Магнитогорск Вид на Магнитогорск от Храма Вознесения Господня У Храма Вознесения Господня
У Храма Вознесения Господня У Храма Вознесения Господня Вид на Европейскую часть Магнитогорска Река Урал и европейская часть Магнитогорска
Вид на европейскую часть Магнитогорска Металлург-арена. Магнитогорск Храм Вознесения Господня. Магнитогорск Вид на Магнитогорский Металлургический комбинат из-за Урала. Магнитогорск

Погуляв по той части Магнитогорска, которая город-город, отправился обозревать панораму города и окрестностей с ближайшей горы. Там есть одно место, с которого открывается хороший обзор. И там стоит памятник первому ковшу руды, взятой из Магнитной горы. Находится это место аж в другой части света – в Азии. По пути туда встретилась мечеть. Верный признак того, что Азия стала ближе.

Соборная мечеть в Магнитогорске.

А вот, собственно, и сама река Урал. Формально я сегодня в Азии уже бывал, но в данный момент постарался сосредоточиться на самом факте пересечения границы частей света. Ничего особенного не почувствовал, но было забавно (еще и эти таблички для тупеньких)

Урал - не только мотоцикл. Но и река. Магнитогорск Здесь заканчивается Европа. Магнитогорск А здесь начинается Европа (и заканчивается Азия). Магнитогорск
На границе Европы и Азии. Магнитогорск Вид на Комбинат с моста. Магнитогорск В гости в Европу. Магнитогорск

Итак, я перешел в Азию и мне предстояло подняться на гору, с которой открывается вид на город. Для этого сначала побродил по улочкам азиатской части города (то самое гетто), и вышел на его окраину. Теперь хоть стала видна цель и та точка, к которой надлежало двигаться.

Та зеленая точка на горе - это и есть смотровая площадка. Магнитогорск

Но было одно НО! Обувь. Как раз накануне поездки я купил себе новые казаки. И решил, что разношу их по Уралу. Но что-то они не особо разнашивались и было в них тесновато. Ноги отказывались верить в то, что им показывали глаза. Хотелось бежать босиком по васильковому полю, но это вам не Прага или Вена, где я мог позволить себе скинуть казаки и босиком по газону погонять. Я был бы не я, если б не дошел.

Памятник первому ковшу добытой руды. Магнитогорск Магнитогорский Металлургический комбинат. Магнитогорск Магнитогорский Металлургический комбинат. Магнитогорск
Уральские горы в окрестностях Магнитогорска Окрестности Магнитогорска с горы Карьеры и отвалы Магнитогорского металлургического комбината
Вы видите БелАЗ? а он там есть БелАЗ в Магнитогорске на комбинате Карьер в Магнитогорске Котлован Магнитогорского Металлургического комбината

Конечно, зрелище, которое мне открылось, поражало! Во-первых, масштабы! Комбинат – огромный. Потом я ехал на трамвае вдоль него – то ли 10, то ли 15 остановок вдоль одной стороны комбината. Масштабы котлованов и отвалов тоже поражают. Такое ощущение, что они вот-вот поглотят комбинат. Ну и, конечно, экология. Облако смога, висящее над городом. Из города оно незаметно, а когда поднимаешься над ним, то отчетливо его видно. Черное – не такое вредное облако. И рыжее – сернистый газ, выпадающий серной кислотой на жителей города во время дождя.

Посмотрев на этого монстра сверху, захотелось побыть и вблизи. Дорогу я уже знал, так что, спускался под горку, даже не вспотел. Снова гетто, снова маргинальные личности. Но зато потом – комбинат. Правда, дальше проходной кто меня туда пропустит? тем более – в праздник. Довольствовался общением с Ильичом (который, кстати, указал мне на остановку, с которой можно было уехать в город, в смысле – в Европу).

Грузовики на фоне проходной ММК. Магнитогорск Товарищ! остановка трамвая - там!

А в городе тем временем появились танки. А мне предстояло посетить еще 2 примечательных места. Одно из них – это место установки первой палатки при начале строительства города и комбината.

Танки в городе. Магнитогорск Граница тут на каждом углу Палатка, с которой начинался Магнитогорск
надпись в кадр влезла не вся. "... должен 100 рублей" Магнитогорск туристический

И вот, оставался гвоздь программы посещения Магнитогорска. А именно – памятник “Тыл – Фронту”. В своих постах прежде я уже упоминал этот памятник. В частности, тот факт, что он является составной частью триптиха “Меч Победы”. Две другие части этой композиции установлены в Волгограде (“Родина-мать зовет”) и в Берлине в Трептов-парке (“Памятник советскому воину-освободителю”). К тому моменту мною и Волгоград, и Берлин уже были посещены. Для полноты картины оставалось лишь посещение Магнитогорска, чтобы увидеть, собственно, начало, исток этой композиции.

Памятник "Тыл - фронту" издалека. Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск
Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск
Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск Памятник "Тыл - фронту". Магнитогорск

По замыслу авторов, меч, выкованный в Магнитогорске из уральской стали, переданный на Урале работниками тыла на фронт, вознесся над головой в Сталинграде, а в Берлине, разбив врага, он был опущен народом-победителем. Теперь мы можем собрать полную картину.

Меч, выкованный на Урале, передан воину В Сталинграде он был гордо поднят над головой А в Берлине - сложен к ногам народа-победителя

Находясь у каждого из этих памятников, испытывал совершенно разные эмоции.
Самые сильные были, пожалуй, в Волгограде. Там и обстановка способствует максимальному погружению в атмосферу того кошмара, который творился во время Сталинградской битвы. И невольно начинаешь представлять, какой ужас пережили те, кто находился все эти месяцы в городе,позже ставшем символом мужества и стойкости.
В Берлине вспоминались все вехи Великой Отечественной войны. А тишина, царящая в Трептов-парке позволяет еще раз подумать. Подумать о том, сколько бед и страдания принесла эта война. Причем, принесла не только советскому народу, но и всем, кто участвовал в этой войне. Подумать о том, нужно ли нам всем повторение всего этого ужаса? Ведь, бывая в разных городах и странах, замечаешь, что на бытовом уровне нет никакой агрессии между людьми. Простые немцы не испытывают ненависти к простым русским. А обычные армяне не ненавидят азербайджанцев (несмотря на то, что эти две страны по-прежнему в состоянии войны друг с другом).
Здесь же, на Урале, думалось о том, сколько еще страданий и трудностей предстояло вынести советскому солдату, прежде, чем настанет тот долгожданный майский день 45го года. Но УЖЕ! Вот здесь – на Урале, на самом краю Европы, уже плавится сталь, из которой будет отлит тот меч, который, начиная от берегов Волги, будет крушить фашизм.

Фото города Магнитогорска, не вошедшие в пост

Дворец культуры ММК имени Серго Орджоникидзе Собственно, сам Серго Орджоникидзе Сталинский классицизм. Магнитогорск
Улица в Магнитогорске Та же улица в Магнитогорске Белые ходят и выигрывают
Жилые кварталы Магнитогорска Жилые кварталы Магнитогорска Металлургический комбинат. Магнитогорск

Вот таким разным я увидел город Магнитогорск. Погуляв по вечерним улицам, пошел на вокзал, где меня уже ждал поезд в город трех шурупов. Почему “три шурупа” и что за город – читаем в следующем посте.

Поделиться статьей:

Комментарии запрещены.

Advertisement
(Input html or adsense code here)
География путешествий
Статистика